• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Внеклассное мероприятие по ОБЖ Дни воинской славы России. «Полтавская битва»

Внеклассное мероприятие по ОБЖ Дни воинской славы России. «Полтавская битва»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное мероприятие по ОБЖ

Дни воинской славы России. «Полтавская битва»

Цели:

Образовательная - повторение и закрепление знаний учащихся о Полтавском сражении, расширение кругозора учащихся;

Развивающая - совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения анализировать события и давать им оценку;

Воспитательная - формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, воспитание самостоятельности, формирование определённых нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание коммуникативности и сотрудничества, воспитание интереса к предмету ОБЖ

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, сообщения учащихся, презентация урока.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Первый этап Полтавской битвы.

  3. Второй этап Полтавской битвы.

  4. Полтавская битва в искусстве.

  5. Русская армия в эпоху Петра I.

  6. Историческое значение.

  7. Заключительное слово учителя (подведение итогов).

Ход мероприятия

1. Вступительное слово

Одна из замечательных воинских традиций принадлежит не только Вооружённым Силам, но и всему нашему российскому народу - отмечать Дни воинской славы России. Победы русского оружия, русских солдат над врагами Отечества издавна отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений военные подвиги предков.

В начале прошлого века русская православная церковь установила специальные «викториальные дни» (от Виктория - в римской мифологии богиня победы). Народ, чествуя армию и флот, воздавал дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

В 1995 году эта традиция была возрождена, когда был принят Федеральный закон «О днях воинской славы России». Дни воинской славы (победные дни) России установлены в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России. И сегодня мы рассмотрим одно из таких событий - Полтавское сражение.

(Сообщение темы, постановка цели урока).

Учитель ОБЖ: Сегодня на уроке мы раскроем одну из ратных страниц истории Отечества - победу русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении 1709 года. В 1700 - 1721 гг. Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море.

Шведский король Карл XII имел первоклассную армию и флот. Он нанес поражение польско-саксонской армии и русской армии (в первые годы войны), планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву через Харьков и Белгород. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, предводитель шведов решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути движения его армии.

Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. вооруженных горожан. Защитники Полтавы отбили все попытки шведов штурмом овладеть городом. Тем самым они задержали шведскую армию на три месяца, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению.

Давайте вспомним события тех лет. Слово предоставляется Шалагинову Аркадию.

Генеральное сражение у Полтавы произошло 27 июня 1709 г. между шведской армией под командованием короля Карла XII (30-35 тыс. человек) и русской армией под командованием царя Петра I (42 тыс. человек). Для битвы у шведов имелись всего 4 действующих орудия (остальные 28 пушек без боеприпасов остались в обозе). Русские располагали 72 орудиями.

Битва началась в 3 часа ночи атакой шведов на редуты, построенные накануне между Будищинским и Яковецким лесами для прикрытия пути в русский лагерь. Упорный бой за редуты, в котором шведам пришлось преодолевать губительный огонь, длился несколько часов. Ценой больших потерь шведам удалось захватить 2 редута. Прорыв шведов сквозь редуты вызвал в стане Петра замешательство. Есть свидетельства, что русские стали даже запрягать телеги, собираясь отступать.

В этот критический момент боя положение исправила кавалерия во главе с князем А.Д. Меншиковым. Она решительно атаковала прорвавшихся солдат и временно восстановила равновесие. Шведская конница обошла редуты и устремилась к русскому лагерю, но повернула обратно, опасаясь быть отрезанной от своей пехоты, которая застряла в районе редутов. В ходе боя часть шведских батальонов под командованием генерала Рооса (1,5 тыс. человек) из-за плохого знания местности заблудилась и была разгромлена русской пехотой под командованием генерала С. Ренцеля. Остатки отряда Рооса пробились к Полтаве, где были ликвидированы вышедшим из города гарнизоном. Разведывательный отряд генерала В.А. Шлиппенбаха также сбился с пути и попал в плен.

Тем временем пробившиеся сквозь редуты с левой стороны шведские пехотинцы под командованием генерала А.Л. Левенгаупта (чуть более 4 тыс. человек) вышли навстречу главным силам уже построенной к бою русской армии. К ним присоединились 52 эскадрона конницы под командованием генерала Крейца. Так закончился первый этап сражения. Наступило временное затишье.

Учитель ОБЖ:

А.С. Пушкин посвятил этому историческому событию поэму «Полтава», которая была написана в 1828 году. Главным героем в поэме является Пётр I, а центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.

Слово предоставляется Пузановой Анне, Середа Ладе и Березиковой Ксении,

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Ёе стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо видит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

Учитель ОБЖ: Как вы думаете, ребята, почему автор называет шведов «сыны любимые победы»? (Ответ: До Полтавского сражения шведы не знали поражения).

Учитель ОБЖ: О втором этапе Полтавской битвы расскажет наш Мизина Елена.

В 9 часов утра шведские пехотинцы решительно двинулись на центр русского войска (22 тыс. человек). Незадолго до этой решающей схватки Петр 1 обратился к войскам с речью: «Воины! Пришёл тот час, который должен решить судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое, за род свой, за народ всероссийский…, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние её!».

Сближение сторон продолжалось 9 минут..

После яростной схватки шведские ветераны сумели смять первый батальон новобранцев Новгородского полка.

В этот критический момент Пётр, вместе со своими воинами, сам повёл в бой батальон второй линии Новгородского полка, который смял атакующих. Во время схватки одна пуля прострелила царю шляпу, другая попала в седло. Пример неустрашимости и отваги в тот день показал и главный противник царя - Карл XII. Будучи раненным в ногу, он велел нести себя на носилках в гущу боя, чтобы воодушевлять своих воинов.

Рукопашная схватка длилась не более получаса. Недостаток пороха у шведов лишил их пехоту грозного оружия против кавалерии. Когда русские конные полки ударили с флангов в тыл шведским пехотинцам, те не выдержали и побежали. Под Карлом XII ядром раздробило носилки и он упал на землю. Солдаты решили, что король убит. Весть о его гибели привела их в шок.

Произошёл моральный надлом, и ничто уже не могло остановить бегства непобедимых шведов. Король, лёжа на земле, криками отчаянно пытался остановить бегущих, но тщетно. Никто больше не слушал полководца. Ему самому едва удалось спастись. Поднятый с земли солдатами, он был посажен на лошадь, которая вынесла его с поля боя.

К 11 часам утра битва завершилась страшным разгромом шведского войска. Оно потеряло 9234 человека убитыми и 2874 пленными (примерно половина участников сражения). Русские потеряли в Полтавской битве 1345 человек убитыми и 3290 раненными. На следующий день состоялись торжественные похороны павших в сражении русских воинов. За эту победу генералы получили деревни и вотчины, офицеры - портреты царя с алмазами и золотые медали, рядовые - годовое не в зачёт жалованье и серебряные медали «за Полтавскую баталию».

Учитель ОБЖ:

Слово предоставляется Вострецовой Людмиле и Мирошникову Ивану

  1. Отрывок «… И грянул бой, Полтавский бой!»

… И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

2.Отрывок «Но близок, близок миг победы»

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор - и враг бежит:

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.



Учитель ОБЖ: Как вы думаете, ребята, почему Пушкин называет шведов «учителями» Петра, а шведских пленников - «славными»? (Ответ: Пётр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника. Поэтому Пушкин даёт пленникам эпитет «славные»).

Учитель ОБЖ: Посмотрите на слайды Полтавская битва и произведение, которое посвятил А.С. Пушкин этому вдохновляло людей, принадлежавших к искусству.

Давайте с вами рассмотрим картины и иллюстрации к данному историческому событию и художественному произведению А.С. Пушкина «Полтава».

(показ слайдов картин, иллюстраций, гравюр)

Учитель ОБЖ:

Посмотрите на картину художника И.Г. Тоннауэра «Пётр Великий в Полтавской битве». Как вы думаете, почему на картине художника над Петром I изображён ангел?

(Петр I лично принимал участие в сражении вместе со своими воинами. Во время боя одна из пуль пробила у Петра I шляпу, другая - седло, третья попала в крест, висевший у него на груди. Таким образом, художник хотел показать, что Петра I на поле боя хранил сам Бог).

Учитель ОБЖ: Ответьте на вопрос: Какие рода войск существовали в русской армии в эпоху Петра I? (Ответ: пехота, кавалерия, артиллерия).

(комментирование слайдов «Русская армия в эпоху Петра1»

Учитель ОБЖ: Какое историческое значение имела Полтавская битва для России? На этот вопрос ответит Браун Данил

Шведы были изгнаны из Прибалтики, Финляндии, Польши. Победа под Полтавой положила начало победоносному для России исходу Северной войны. В результате этого сражения могущество Швеции было подорвано, слава непобедимости Карла XII была развеяна, в ходе Северной войны 1700-1721 гг. наступил перелом. Победа же в сражении под Полтавой поставила Россию в ряд великих европейских держав, подняла её авторитет, раскрыла полководческий талант Петра I.

Учитель ОБЖ Наше мероприятие я хочу закончить стихотворением Онищенко Н.А. «Дни воинской славы»:

Дни воинской славы российской

Всегда отмечает народ.

В почёте всегда был защитник,

В почёте всегда патриот!

Дни славных побед, что сыграли

Огромную роль для страны,

Там память потомков снискали

Великой России сыны.

Дань подвигу, доблести, славе,

Чтоб каждый из нас мог отдать,

Ты предков дела наших славных

Обязан чтить, помнить и знать.


© 2010-2022