- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 10 класса коррекционной школы
Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 10 класса коррекционной школы
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буряковская Т.В. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 231 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: ПРИНЯТО:
Директор школы ___________________ на Педагогическом совете
_______ Иванова О.В. ___________________ Протокол № ___
«____» сентября2015г. «___» сентября 2015 г. от « ___» сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ) »
для обучающихся 10 класса
специальной (коррекционной) школы № 231
Составила: БУРЯКОВСКАЯ Т.В.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ) для 9 класса разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Е.Н.Литвинов, П.М. Фролов), напечатанной в сборнике «Программно-методические материалы. Основы безопасности. 1-11 классы», составитель Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2008).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ № 231 на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с интеллектуальной недостаточностью).
В 2015-16 уч. году по программе 10 класса в школе обучается 5 учеников. Некоторые страдают недоразвитием речи . Представление об окружающем мире и словарный запас х учеников не соответствует возрасту; в классе обучается слабослышащая девочка, требующая дополнительного внимания; практически все ученики, имеют очень низкий словарный запас и примитивное представление об окружающем мире.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий (приложение № 1).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе №…………. от ____, №____ в списке учебников, используемых 2015-2016 учебном году.
Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности.
Он предназначен:
- для формирования у обучащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- для привития знаний и умений предвидеть, распознавать, оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них;
- для привития умения ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасности;
- для получения знаний о различных природных явлениях, экстремальных ситуациях
и умения действовать в них, что придает учащимся уверенность в себе, и своих силах, увеличивает их потенциальные возможности для выживания в различных условиях;
Программа 10 класса представлена разделами: "Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и « Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Программа рассчитана на непрерывное овладение школьниками учебного материала в процессе обучения в школе. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков по формированию новых знаний о безопасности человека. У школьников, таким образом, от класса к классу вырабатывается психологическая устойчивость к стрессу и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с транспортом, природой, людьми.
В программе даны темы занятий, определено содержание практических работ, что является основными формами и методами обучения ОБЖ. На занятиях используется демонстрация учебных кинофильмов, презентаций, видеоматериалов и других наглядных средств обучения.
В зависимости от задач урока используются коллективные и индивидуальные формы организации практических работ. На каждом уроке ученики овладевают необходимыми знаниями и умениями безопасного поведения в различных ситуациях.
В качестве словесных методов обучения широко используется рассказ и беседа.
Беседа на занятиях по ОБЖ применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовок.
Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют полученные ими ранее знания.
В программе предусмотрено время экскурсиям:
-на природу с целью отработки навыков безопасного поведения;
-на улицы города с целью изучения и закрепления на практике полученных знаний
в микрорайон школы с целью изучения экологической ситуации в этом районе.
На занятиях по ОБЖ уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературного чтения и других уроках. На всех этапах урока учитель следит за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением школьников правильно построить фразу, обосновать вывод.
Теоретические занятия и практические навыки, полученные на уроках, закрепляются в ходе проведения викторин, соревнований, тренировок по гражданской обороне и «Дня защиты детей".
Порядок изучения тем и отведенное на них время определено с учетом возможностей учащихся.
В школе оборудован кабинет ОБЖ, позволяющий проводить практические работы, предусмотренные программой.
Порядок изучения тем и отведенное на них время определено с учетом возможностей учащихся.
Наряду учебными задачами на занятиях решаются и задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словарного запаса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(34часа)
Х класс
№
п/п
Наименование раздела и темы занятия
Кол-во часов
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий.
1
Производственные аварии и катастрофы.
2
2
Пожары и взрывы.
4
3
Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
5
4
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
5
5
Гидродинамические аварии.
5
6
Нарушение экологического равновесия.
7
1.2.Гражданская оборона, ее предназначение и
задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени.
7
Практические действия учащихся при производственной аварии, вероятной для СПб.
1
8
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях сильнодействующими ядовитыми веществами.
Практические занятия.
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Производственные авария и катастрофы (2ч.)
Аварии на объектах народного хозяйства. Основные понятия и определения аварий и катастроф. Характеристика очагов поражения и возможные последствия (пожары, взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ и др.).
Пожары и взрывы. (4ч.)
Характеристика и возможные последствия при пожарах и взрывах. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе возникновения взрывов.
Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (5ч.)
Химически опасные объекты производства. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их характеристика, поражающие факторы. Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом СДЯВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5ч.)
Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС, особенности радиоактивного заражения (загрязнения) местности, воздуха и воды при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных, загрязнения радионуклидами сельскохозяйственных растений, пищевого сырья и продовольствия. Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.
Гидродинамические аварии. (5ч.)
Гидродинамические аварии, их последствия. Рекомендации по действию населения в условиях угрозы и в ходе наводнения при гидродинамических авариях.
Нарушение экологического равновесия (7ч.)
Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Краткая характеристика состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека. Загрязнение атмосферы, загрязнение почв, природных вод, радиация в биосфере. Загрязняющие вещества, понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ. Меры защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания. Роль одежды, обуви и других элементов быта для обеспечения жизнедеятельности.
Практические занятия (6ч.)
Действия учащихся при чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения (производственная авария на химически опасном объекте с выбросом СДЯВ, радиационное заражение (загрязнение) района, опасное нарушение экологического равновесия в районе и др.).
Оказание первой медицинской помощи при отравлении сильнодействующими ядовитыми веществами
Правила оказания первой медицинской помощи. Эвакуация пострадавших.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные результаты
Обучающиеся должны:
-уметь работать в группах;
- проявлять мотивацию к обучению;
- овладевать культурой речи;
- учиться выслушивать собеседника и вести диалог.
Метапредметные результаты
Обучающиеся должны:
- с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь списывать текст и срисовывать схемы и рисунки с доски;
- рассказывать по схеме, по инструкции;
- находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
- писать под диктовку тексты;
- уметь оперировать терминами по предмету.
Предметные результаты
Обучающиеся должны:
- знать понятия: авария, катастрофа;
- иметь представление о причинах возникновения и последствиях
техногенных аварий и катастроф;
- знать правила поведения при угрозе аварий;
- иметь представление о понятии «экологическое равновесие»;
- иметь представление о последовательности оказания первой помощи
при отравлениях СДЯВ;
- знать правила эвакуации при ЧС из здания школы;
- должны уметь производить безносилочный перенос пострадавшего;
- должны уметь самостоятельно собирать необходимые вещи и предметы
для эвакуации из зоны аварии и катастрофы.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Список литературы
-
В.К. Емельянчик, М.Е. Капитонова Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие / Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ.- С-Пб: «КАРО»,2002.
-
Олимпиадные задания. Основы безопасности жизнедеятельности. /Н.В.Лободина, О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.
-
В.М.Евлахов. Основы безопасности жизнедеятельности. : /Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях.: методическое пособие/ - Москва: Дрофа, 2009.
-
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни.Поведение в экстремальных ситуациях./ Глав. Ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2001.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КУРСА
Гражданская оборона.
-
Санитарная обработка личного состава.
-
Первая доврачебная помощь при травмах и ранениях.
-
Первая доврачебная помощь при несчастных случаях.
-
Первая доврачебная помощь при отравлении радиоактивными и отравляющими веществами.
Папка № 6.
Папки
-
ПДД.
-
ППБ.
-
Безопасность на природе.
-
Безопасность жилища.
-
Здоровье, гигиена.
-
Экология.
-
Основы медицинских знаний.
-
Личная безопасность на улице, дома.
-
Стихийные бедствия.
Учебные фильмы.
1. Диск №1.
- Карантин;
- Ожоги;
- Оказание первой помощи;
- Переломы;
- Реанимация. Электрические травмы;
- Лесной пожар;
- Пожар в высотном доме;
- Радиация. Стрельба.
-
ОБЖ. 81 интерактивная лекция.
-
Презентации по темам курса 11 класса.
Информационные ресурсы
-
Портал детской безопасности МЧС России spas-extreme.ru
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЖ
10 КЛАСС
2015-16 учебный год