Программа Добровольно - юного пожарника

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ОТРЯДА

ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ В МКОУ ЛСОШ №3


Пояснительная записка

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.

Настоящая программа рассчитана на обучение членов отряда юных пожарных, в условия общеобразовательной школы ,основам предупреждения пожаров , привлечение школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Программа работы с отрядом является примерной . рассчитана на два занятия в месяц.

В содержание тем могут вноситься необходимые изменения.

В зависимости от возраста членов отряда определяется объём материала, большое место в ней занимает пропагандистское направление, что способствует созданию волонтёрской группы. На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа. На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на пожарных автомобилях на тушение пожаров.

Учебные занятия с членами отряда проводятся организатором-преподавателем ОБЖ во внеурочное время.

Цель: формировать знания, умения, навыки осознанного пожаробезопасного поведения школьников.

Задачи:

- привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров

 формирование навыков и умений по предупреждению и тушению неразвившихся пожаров;
 сформировать социальные и гражданские ценности как жизнь, здоровье;

 создать условия для саморазвития гражданских качеств личности обучающихся;

 развивать у подростков элементы находчивости, изобретательности, самостоятельности.

Структура программы.

1.Программа включает:

1.1 освоение теоретических основ пожаробезопасного поведения .

1.2 практическое применение в повседневной жизни правил пожарной безопасности.

2.Программа предполагает тесное взаимодействие с государственными и общественными пожарными учреждениями и организациями.















Содержание программы

ТЕМА 1. Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда.

Отряд юных пожарных создаётся для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в проведении массовых мероприятий.

ТЕМА 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров ѕ основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами.

ТЕМА 3. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 4. От чего происходят пожары?

Небрежность ѕ основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления ѕ основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д.

ТЕМА 5. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

ТЕМА 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

ТЕМА 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

ТЕМА 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране.

ТЕМА 10. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

ТЕМА 11. Прикладной спорт юных пожарных.

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание.





План реализация программы в течение учебного года

При изучении программы рекомендуется :

по темам 1, 2, 3, 4 и 8 занятия проводить в классе,

по темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки применения первичных средствах пожаротушения, навыки обнаружения противопожарных недочетов и их устранения.

По теме 14 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.

По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

№ п/п

Название темы

Сроки реализации

1.

Цели и задачи отряда юных пожарных. Обязанности и права члена отряда.

Автоматическая пожарная сигнализация в школе

январь

2.

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

январь

3.

Огонь друг и враг человека

февраль

4.

Посещение музея пожарной техники.

февраль

5.

Берегите жилище от пожаров.

февраль

6.

Подготовка материала для выступления агитбригады юных пожарников

март

7.

Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности.

март

8.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации


март

9.

Выступление агитбригады в начальной школе.

апрель

10

Что нужно делать при пожаре?

апрель

11

Противопожарный режим в школе.

Знакомство с противопожарной системой в школе

апрель

12

От чего происходят пожары?

май

13.

Прикладной спорт юных пожарных

май

14.

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

май

15

Выступление агитбригады.

Встреча с пожарниками.(проводится совместно с территориальным центром округа)

июнь

Ожидаемый результат

Школьники получат необходимый минимум знаний по применению первичных средства тушения пожара, познакомятся с пожарной техникой, пожарно - техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализацией, получат возможность для занятий пожарно-прикладным спортом, а также профессиональную ориентацию, смогут развить активность в пропаганде мер по предупреждению пожаров, что должно способствовать формированию осознанного пожаробезопасного поведения.


7


© 2010-2022