Статья Формирование знаний о здоровом образе жизни на уроках ОБЖ

Формирование активной личности возможно при использовании педагогом таких методов, которые вовлекают обучающихся в активный процесс переработки знаний. В атмосфере сотрудничества и сотворчества. Это возможно реализовывать в курсе ОБЖ. В обучении ОБЖ использую креативные (игровые, ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические и поэтические формы, способствующие эффективному усвоению знаний. Большую роль в формировании у школьников индивидуальной системы ц...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование знаний о здоровом образе жизни на уроках ОБЖ

Для детей младшего возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.

В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки, которые целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей к таким урокам.

Другим проектом может стать проект по озеленению класса. Каждый ученик работает самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» является определение пользы растения. В результате должен быть составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам должен посадить и вырастить полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для усвоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Задачи по формированию знаний о ЗОЖ - 1-4 классы:

- дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены;

- познакомить учащихся со строением организма человека;

- раскрыть понятие «здоровья», «здоровый образ жизни», «режим дня»;

- научить школьников основным приёмам оказания первой медицинской

помощи;

- приобщать к занятиям физкультурой и спортом.

В рамках программного материала в 1- 4-х классах проходит цикл уроков здоровья по следующим темам (к последующему классу информация постепенно расширяется, создаются проекты):
Тема 1. Дружи с водой.
Тема 2. Забота о глазах.
Тема 3. Уход за ушами.
Тема 4. Уход за зубами.
Тема 5. Уход за руками и ногами.
Тема 6. Забота о коже.
Тема 7. Как следует питаться.
Тема 8. Как сделать сон полезным.
Тема 9. Настроение в школе.
Тема 10. Настроение после школы.
Тема 11. Поведение в школе
Тема 12. Вредные привычки.
Тема 13. Мышцы, кости и суставы.
Тема 14. Как закаляться, обтирание и закаливание.
Тема 15. Как правильно вести себя на воде.
Тема 16. Игры и упражнения на воде.
Тема 17. Народные игры.
Тема 18. Подвижные игры.
Результаты инновации у младших школьников о ЗОЖ:
1. Созданы комфортные условия для обучения.
2. Стабильные (неухудшающиеся) показатели здоровья школьников.
3. Высокий уровень обученности школьников, который не возможен без хорошего состояния физического и психического здоровья.
4. Уменьшение количества простудных заболеваний
5. Здоровые привычки у детей, здоровые гигиенические навыки
6. Любовь к спорту, посещение спортивных учреждений города
7. Педколлектив начальной школы ведет здоровый образ жизни.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

У школьников 5-8 классов должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога - создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.

Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

На мой взгляд, данные требования возможно реализовывать на уроках ОБЖ в 5-8 классах. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников - имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - …это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.

Цель уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни в 5-8 классах - актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.

Задачи по формированию знаний о ЗОЖ в 5-8 классах:

- актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

- профилактика развития вредных привычек.

В содержание уроков необходимо включаю такие элементы, как:

- обсуждение выполненного домашнего задания;

- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т.д.;

- сюжетно-ролевые игры;

- активные паузы с проведением физкультминуток;

- домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями.

Провела опрос среди школьников 14 - 16 лет.

Им было предложено выбрать в списке определений здоровья три, наиболее важных для них. Сами определения разделили на три группы:

1 группа характеризует здоровье как состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, привлекательная внешность, хорошая фигура, отсутствие болезни, хорошее настроение, способность противостоять стрессам);

2 группа определяет здоровье как составляющую социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру);

3 группа - это определения, описывающие здоровье как условие личного роста и самореализации (возможность реализовать свои способности и идеи, возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многому научиться).

Оказалось, что и здесь взгляды ребят и учителей совпадают. Чаще всего все характеризуют сущность здоровья как состояние физического и психического благополучия. Реже используют характеристики, которые связаны с описанием здоровья как условия социального благополучия. Наименее значимыми оказались характеристики здоровья как условия личностного роста и самореализации.

Большинство опрошенных говорят о том, что здоровье зависит от самого человека, но при этом указывают на «независимые» факторы, которые человек не в состоянии изменить (государственная политика, экология, наследственность). Получается, что формально признаём связь здоровья и поведения человека, а фактически снимаем с себя ответственность за своё здоровье. Вызывает беспокойство, что подростки не все рассматривают алкоголь, курение, наркотики как реальную угрозу здоровью.

Из опроса мы увидели, что о здоровом образе жизни знают все, но их образ жизни сложно назвать здоровым. Занимаются спортом - 38 %, а взрослых - всего 17 %; не менее 7 часов спят - 29 % ребят и 17 % взрослых; соблюдают режим питания -16 % подростков и 15 % взрослых. Никто не считает сложившуюся ситуацию опасной. Большинство оценивает свой образ жизни как нормальный.

Сам собой напрашивается вывод: для всех очевидна социально значимая роль здоровья. И взрослые, и дети признают высокую степень зависимости здоровья человека от его поведения. Однако это носит формальный характер, так как образ жизни нельзя назвать здоровым. Исследование показало, что и подростки, и взрослые нуждаются в сугубо практических знаниях о том, как следует заботиться о здоровье. Ответы подростков свидетельствуют о высокой актуальности профилактического воспитания, цель которого - изменение нормативных представлений несовершеннолетних о допустимости наркотизации (употребление алкоголя, курения). Следует учитывать и низкий уровень значимости, который все придают таким доступным и весьма действенным факторам, укрепляющим здоровье, как соблюдение режима дня, занятия спортом, утренняя зарядка и т.д.

Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ в 5-8 классах. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

На занятиях необходимо даю возможность высказаться всем желающим учащимся и поощряю любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Например, метод проектов как способ организации обучения и воспитания на уроках ОБЖ в 5-м классе отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но ученики и их родители все же относят этот предмет к группе "неосновных". Возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Выход один - необходимо решить задачи: заинтересовать, убедить, увлечь.

На мой взгляд, метод проектов в условиях реализации ФГОС является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик становится субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа "Учиться, делая" дает положительный результат.

Содержание формирования здорового образа жизни в старших классах включает знание соответствующих фактов, понятий, теоретических положений, закономерностей, изучаемых в курсах основ наук, а также умения и навыки рациональной организации умственного труда, профилактики заболеваний, личной гигиены, развития потребности в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих, неприятие антисоциальных привычек.

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников будет эффективным при активной деятельности самих школьников по укреплению своего здоровья, через осознанную физическую и психологическую подготовку, что является важным фактором в формировании их здорового образа жизни как в процессе воспитания так и самовоспитания, а также самостоятельной организации оздоровительной деятельности. При недостаточной физической и психологической подготовке средства по укреплению здоровья для учащихся становятся предметом созерцания и соответственно не вызывает должного отношения к своему здоровью. А без достаточно сильных оценок, размышлений и других факторов, влияющих на укрепление своего здоровья, убеждения не формируются.

Для того, чтобы сделать наглядный материал по проектной деятельности в старших классах более интересным и ярким, я использую информационные технологии и, кроме того, активно привлекаю к их созданию самих учеников.

Я организую среди учеников проектную деятельность в рамках уроков. Постоянными стали следующие проекты: «Спид -гроза 21 века», «Дорога жизни», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Будущее моей семьи».

Для того, чтобы организовать на уроках, с группами учащимися или отдельными учениками проектную деятельность необходимо, чтобы все её участники - и учитель, руководящий проектом и учащиеся - проектанты - осознавали, что они делают именно проект. Для организации работы ставлю четкие требования-условия.

В чем же заключается деятельность?

Когда мы начинаем изучать какой-либо раздел по программе, мы с ребятами распределяем темы, которые они в течение нескольких недель с моей помощью прорабатывают. После выбора темы проекта, составляем тематический план, распределяем время на выполнение проекта и определяем сроки.

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

Понятие проектно-исследовательской деятельности. Постановка задач курса.

1

Выбор тематики написания проектно-исследовательских работ

1

Поиск необходимой литературы по выбранной тематике

2

Написание вводной части проектно-исследовательской работы, обозначение целей исследования

2

Проведение проектно-исследовательских мероприятий и их описание

5

Обозначение полученных результатов исследования, формулирование выводов

2

Подготовка презентации к выполненной работе

5

Защита проектно-исследовательских работ

2

Подведение итогов

1

Итого

21

Мы пишем план изучения и представления материала, я показываю примеры, осуществляю промежуточный контроль. Затем каждый ученик представляет результат работы над проектом. В основном, это мультимедийные презентации, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, но некоторые ребята создают видеоролики, web-странички - кому что интереснее и ближе.

В каждой такой работе рассматривается определенная тема, например «Биологические ритмы» или «Рациональное питание». Ученик представляет описание материала и дает рекомендации (это могут правила по культуре питания, правила сохранения и укрепления здоровья и т.д.). В 11 классе эта работа усложняется, я предлагаю ученикам, рассмотрев материал, создать информационные или агитационные листовки-плакаты, где кратко, сжато будут даны рекомендации как вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, либо как сохранить свое здоровье (в зависимости от выбранной темы).

На основе определенных критериев ежегодно выявляем изменения в состоянии здоровья старшеклассников и уровне сформированности у них здорового образа жизни. Степень соответствия сформировавшегося уровня здорового образа жизни старшеклассников установленным критериям оценивалась суммой баллов по пятибалльной шкале: высокий уровень - 5, средний - 4-3, низкий - 2-0 баллов. Количество баллов суммировалось, и определялась средняя величина - индекс сформированности здорового образа жизни. Уровень сформированности здорового образа жизни определялся методами наблюдения, индивидуального и коллективного собеседования с учениками и их родителями, анкетирования, изучения результатов медицинского обследования и оценки знаний по вопросам укрепления здоровья, а также соответствующих умений и навыков, которыми овладели учащиеся в учебной деятельности. При этом учитывались: интерес учащихся к изучаемым фактам, знаниям, закономерностям, характеризующим здоровый образ жизни, глубина и прочность усвоения знаний по названной проблеме, умение применять конкретные знания в практической деятельности, умение профилактики простудных заболеваний, самоконтроля, снижения утомляемости. Особое внимание обращалось на соответствие поведения старшеклассников в школе, дома и общественных местах критериям здорового образа жизни, поведению, особенно в критических ситуациях.




© 2010-2022