Отчет по теме самообразования

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТЧЕТ

по теме самообразования

«Формирование у обучающихся сознательного отношения

к личной безопасности»

Чернышовой Ольги Васильевны,
МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

Цель: способствовать развитию благоприятной и мотивирующей потребности учащихся к личной безопасности.

Задачи:

  • разработка системы изучения новых тем и контроля знаний учащихся;

  • развитие познавательного интереса через игру, нетрадиционные уроки, внеклассную работу;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся;

  • выбор и творческое применение методов, средств и организационных форм учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

  • воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью;

  • воспитание патриотического сознания учащихся.

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников является актуальной. В современном обществе практически нет ни одной области жизни, ни одной страны, где человек мог бы утверждать, что находится в полной безопасности. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу и государству. Одним из необходимых условий формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных норм поведения.

В жизни каждого могут возникнуть ситуации, когда надо быстро и самостоятельно действовать. Конечно, подобное случается не каждый день, но учиться находить решения различных проблем необходимо заранее. Можно вспомнить одно из основных правил разведки: «Лучше хорошее и быстрое решение, чем отличное, но запоздалое».

Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны, поэтому приоритетной целью своей работы считаю формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и навыков безопасного поведения

Стараюсь добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на всю последующую жизнь.

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов здоровьесбережения:

1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь», умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе», рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке).

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, самомассажа, взаимомассажа, упражнений, направленных на поддержание у школьника высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор ученика. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.

5.Учет индивидуальных способностей.

6. Опрос только тех обучающихся, которые желают отвечать.

7. Организация саморефлекции.


Использую современные образовательные технологии.


Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемно- диалогическое

обучение

Создает в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся

по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся

быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более

осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная,
групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому в практике применяю различные методические приемы для активизации процесса обучения.

При обучении предмета независимо от возраста обучающихся разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход, а это в свою очередь позволило усилить мотивацию учения. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.

При просмотре видеоролика отключаю звук и попрошу ученика прокомментировать процесс; останавливаю кадр и предлагаю продолжить дальнейший ход процесса, прошу объяснить процесс. Данный метод воспитывает у учащихся потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, учит правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, учащийся становится как бы непосредственным участником этой ситуации. У него подсознательно возникает мысль «А ведь это может случиться со мной!»

В старших классах новый материал излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура.

Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах ( устный опрос, опрос типа «Узнай- расскажи!») и с помощью тестов различных типов: простые - с одним ответом, достаточно сложные - с несколькими правильными ответами и тесты на расположение элементов задания в определенном порядке, блок-тесты, экспресс-тесты, контрольные работы, кроссворды, ребусы, составление синквейнов; привлечение обучающихся к самооцениванию и оцениванию ответов своих товарищей; применение, как можно чаще, различных методов поощрения, собеседование по отдельным темам на обобщающих семинарах.

Работу над рефератом предлагаю только желающим. Это помогает развитию творческих способностей учащихся, их умения работать с учебником и с дополнительной литературой по предлагаемой теме, логически правильно и последовательно излагать письменно свои мысли, делать общие выводы по освещаемой теме. Как правило, реферат сопровождается презентацией.

Рефераты заслушиваются в присутствии всего класса, и обсуждается точка зрения автора по излагаемой проблеме. Это способствует повышению активности учащихся, более прочному усвоению материала и формированию у ребят определенных норм поведения и жизненных установок.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучености учащихся




Как видно из таблиц, качество образования по предмету «основы безопасности жизнедеятельности» составляет в 2014 - 2015 год - 96,9 %)



В своей работе применяю нетрадиционные уроки:

  • Урок-размышление. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции (11 класс).

  • Урок - дискуссия. Актуальная тема дискуссии: Здоровый образ жизни и его составляющие (10 кл) «Здоровый образ жизни - это..

  • Урок исторического чтения. (10 класс) «Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации», «История создания Вооружённых Сил Российской Федерации», «Памяти поколений- дни воинской славы России».

  • Урок - путешествие. Урок в 6 классе по теме Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Данный урок является уроком-обобщением и построен в форме игры-путешествия по станциям.

  • Урок- выставка (демонстрация рисунков, творческих работ). 5 кл. Безопасность в повседневной жизни

  • Урок-исследование. 5 кл. Рациональное питание. Гигиена питания. 8 кл. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

  • Урок экскурсия и др. 8 кл Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. обеспечение личной безопасности при пожаре

  • Урок-практикум на тему «Оказание первой̆ медицинской̆ помощи при различных видах повреждений».

  • Урок-характеристика.

  • Урок-игра (провожу КВНы, викторины, соревнования и т.д.)

Результаты моей индивидуальной работы по самообразованию.

В период проведения месячника оборонно-массовой работы провожу встречи с участниками локальных войн, которые рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях и горестях солдатской жизни. Провожу викторины "Ратные страницы истории Отечества". Учащиеся принимали участие во всероссийской дистанционной олимпиаде «Юный патриот России- 2013» (Сидоров Е- диплом 1 степени, Демидов М.- и Тураков В. - Диплом 2 степени).

В рамках месячника традиционно проводится конкурс «Парень на все 100!» для 8-11 классов, «Хоть пока мы и малы, но для армии годны» 5-7 классы, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.

Внеурочная деятельность по предмету является логическим продолжением уроков ОБЖ, разнообразна по форме и содержанию, что способствует раскрытию творческого потенциала личности школьника.

Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку «Дружины юных пожарных» и «Юных инспекторов движения». Представители пожарной охраны и ГИБДД по нашему приглашению выезжают в школу для встреч с учащимися, как индивидуального характера, так и массовых мероприятий, а именно: лекций, презентаций, фильмов, ролевых игр, тренингов.

Каждый год ребята моего кружка «юные инспектора движения» участвуют в районном конкурсе «Безопасное колесо», а кружковцы дружины юных пожарных в 2014 году приняли участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, где заняли 3 место.

Ребятами Дружины юных пожарных был снят фильм «Пожарный- высокое звание», заняли 1 место.

Проводим акции в посёлке по пропаганде пожарной безопасности.

Свой профессиональный опыт передаю и применяю в работе школьного методического объединения, неоднократно представляла свои работы на сайте нашей школы, методическом вестнике «Использование педагогических технологий как средство саморазвития учащихся», опубликовала материалы на сайте Мультиурок, в материалах Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества. Участник вебинара «Требования к современному уроку ОБЖ на основе УМК издательства «Просвещение» под ред. А.Т. Смирнова». Разработала рабочую программу по предмету; разработаны сценарии, раздаточный материал, тесты, презентации; провела мастер-класс на тему «Проведение физминуток на уроках обж» на курсах повышения квалификации; провела открытый урок ОБЖ в 9 классе по теме: «Ранние половые связи и их последствия»; опубликовала свои материалы.

Выступала на общешкольных родительских собраниях с такими актуальными темами как:

  • «Основы формирования у детей здорового образа жизни», где в презентации были показаны здоровьесберегающие технологии, используемые в учебном процессе.

  • Безопасность детей -ответственность родителей.

  • Формирование критического отношения к вредным привычкам.

  • «Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни».

  • Как могут помочь родители своему ребёнку при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

  • Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД.

В течение всего года, согласно расписания занятий по ГО и ЧС, провожу учебно-тренировочные эвакуации: «Правила поведения при пожаре», «Нас захватили террористы», «В школе заложена бомба!». Моя задача - научить коллектив школы действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно. Кроме того, мною был разработан план антитеррористической защищенности школы, план противопожарной безопасности, план дорожной безопасности.

Проведение постоянных месячников:

сентябрь - месячник по дорожно-транспортной безопасности детей;

октябрь - месячник по пожарной безопасности;

ноябрь-декабрь - месячник по гражданской обороне;

январь-февраль - месячник по патриотическому воспитанию (совместно с учителями истории, русского языка и литературы, физической культуры и заместителя директора по воспитательной работе);

март - апрель - месячник по охране здоровья учащихся, Всероссийский урок безопасности;

май - «Безопасное колесо»;

июнь - День защиты детей, игры и соревнования в летнем оздоровительном лагере.

Написан исследовательский проект «Если хочешь- будь здоров!».

Созданы буклеты: «Туберкулёз-опасность рядом», «Влияние радиации на организм человека». «Как управлять собой», « Домедицинская помощь в экстремальных ситуациях».

Изданы и распространены памятки для родителей «Ваш ребёнок-пятиклассник», «Советы ребёнка своим родителям», «Памятка начинающему заниматься спортом».

Поскольку одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Сейчас прохожу курсы повышения квалификации в «Моём университете», курсы по использованию информационных технологий, прошла профессиональную переподготовку в ОГАОУ ДПО «Институте развития образования Иркутской области» по программе Основы педагогической деятельности.

Занимаюсь самообразованием, собрала небольшую библиотеку по курсу ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях.

В заключение хочу добавить, что вполне согласна с высказыванием немецкого философа, психолога, педагога, одного из основателей научной педагогики Иоганна Фридриха Гербарта «Быть скучным является наиболее тяжким грехом для преподавателя».

Спасибо за внимание!

6


© 2010-2022