Рабочая программа по дисциплине ОБЖ

Рабочая программа предназначена для студентов СПО и разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа дает представление о содержании учебной дисциплины, формах и методах контроля знаний и умений студентов. Рабочая программа предусматривает внеаудиторную работу студентов по дисциплине. Реализация Рабочей программы способствует выработке умений распознавать и оценивать вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(ГОУ СПО НГТК)



Согласовано

Зав. методическим кабинетом

__________/М.Б. Медведева/

«___» ___________ 2014 г.


Утверждаю:

Зам. директора по УВР

_________С.Р.Рыленко

«___» ___________ 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БД.09 Основы безопасности жизнедеятельности

индекс и наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля

для специальности (ей): 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

(индекс и наименование специальности(ей)

составитель Шафоркин А.А.

цикловая методическая комиссия физической культуры и безопасности жизнедеятельности

год утверждения учебного плана: 2014 г.





Новокузнецк, 2014

Рабочая программа учебной дисциплины ​разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Мишин Б.И.,2008г.)

Рецензенты:

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Протокол № от « » 201 г.

Председатель цикловой методической комиссии / /

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета колледжа

Протокол № от « » 201 г.

Председатель Методического совета колледжа /С.В. Рыленко /
















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД.09 Основы безопасности жизнедеятельности


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «ОБЖ» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего(полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Рабочая программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 190701 Организация перевозок и управление на транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

12968 Контролер качества

12970 Контролер качества обработки изделий

13321 Лаборант химического анализа

21299 Делопроизводитель

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

в ходит в цикл базовых общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать/понимать

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часа;

самостоятельной работы обучающегося 35 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


индивидуальные задания

15

внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья


10


Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни

Содержание учебного материала

8

1

Введение. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

2

2

Вредные привычки и их профилактика

3

Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркомания и токсикомания


4

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Поиск, анализ и оценка дополнительной информации по содержанию учебного материала.

2


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

35

Тема 2.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (РСЧС)

Содержание учебного материала

2

7

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по темам:

  1. Правила поведения при наводнении.

  2. Правила поведения при ДТП.

  3. Правила поведения при пожаре и обрушении здания.

  4. Правила поведения при землетрясении.

2


Тема 2.2 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

Содержание учебного материала

10


1

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения и их поражающие факторы.

2

2

Защитные сооружения гражданской обороны

3

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

4

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта



5

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.


Практические работы



Отработка порядка получения и использования СИЗ

Подготовка данных для определения порядка использования СИЗ

Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий

Планирование мероприятий по организации и проведению АСДНР

10


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по темам:

  1. История создания РСЧС.

  2. Органы управления гражданской обороны.

  3. Защитные сооружения и правила поведения в них.

  4. МЧС России

  5. Служба скорой помощи.

  6. Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

  7. Полиция как орган защиты населения от противоправных действий.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к защите практических работ

11


Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

45

Тема 3.1 История создания Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

2

1

История создания Вооруженных сил России

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к защите практической работы

1


Тема 3.2

Организационная структура

Вооруженных Сил

Содержание учебного материала

4

1

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск

2

2

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

2

Практические занятия

2



Военные аспекты АГП

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к заците

2

Тема 3.3 Воинская обязанность

Содержание учебного материала

2

17

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к практическому занятию.

1


Тема 3.4. Военнослужащий - защитник своего Отечества

Содержание учебного материала

8

1

Призыв на военную службу. Общие, должностные обязанности

2

2

Альтернативная гражданская служба. Основные условия.

2

3

Военнослужащий - защитник своего Отечества


4

Виды воинской деятельности и их особенности


Практические занятия

6



Определение воинских званий


Определение правовой основы службы


Военно-патриотические традиции России

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

7

Тема 3.5 Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

Содержание учебного материала

6

1

Воинская дисциплина, ее сущность и значение

2

2

Как стать офицером Российской армии.


3

Боевые традиции Вооруженных Сил России.


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка сообщений по темам:

  1. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.

  2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

4


Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1

Тема 4.1 Правовые аспекты взаимоотношения полов


Содержание учебного материала

8

1

Здоровье и здоровый образ жизни. общие понятия о здоровье

3

2

Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья подростков


3

Правовые аспекты взаимоотношения полов.


4

Основные функции семьи. Зачет

3

Практическая работы



Первая доврачебная помощь при ранениях и несчастных случаях

2


Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к разделам учебной литературы, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к защите практической работы.

5


Всего:

105

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ноутбуки);

- мультимедийный проектор.

Средства обучения:

- комплект мультимедийных презентаций к учебным занятиям;

- дозиметр бытовой;

- дозиметр - радиометр;

- измеритель переменного магнитного поля;

- измеритель pH и температуры;

- измеритель температуры растворов;

- измеритель электропроводимости;

- защитный костюм ОЗК;

- индивидуальный противохимический пакет ИПП -1;

- индивидуальный противохимический пакет ИПП -11;

- компас;

- носилки санитарные;

- противогаз ГП - 7;

- респиратор Р - 2;

- сумка санинструктора;

- аптечка индивидуальная АИ - 2.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник /

В. Ю. Мирюков. - Москва : ФОРУМ, 2010. - 464 с.

Дополнительная литература:

  1. Свиридова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций в терминах и определениях [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Свиридова. - 2-е изд., испр. и доп. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - 180 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов в тестовой форме, а также при решении обучающимися задач, выполнения самостоятельных работ.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Текущий контроль в форме:

- наблюдения, оценки деятельности обучающегося при выполнении практических занятий,

- анализа результатов выполнения практических занятий,

- защиты практических занятий,

- оценки результатов опросов по тестовой форме по разделам учебной дисциплины,

- оценки результатов выполнения заданий по дисциплине,

- оценки решения ситуационных задач,

- оценки результатов изучения и анализа дополнительной информации по содержанию учебного материала в основных и дополнительных источниках информации,

- оценки правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы,

- оценки конспектов занятий.

Итоговый контроль при оценке знаний на дифференцированном зачете по дисциплине.

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

Знания:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

Текущий контроль в форме:

- наблюдения, оценки деятельности обучающегося при выполнении практических занятий,

- анализа результатов выполнения практических занятий,

- защиты практических занятий,

- оценки результатов опросов по тестовой форме по разделам учебной дисциплины,

- оценки результатов выполнения заданий по дисциплине,

- оценки решения ситуационных задач,

- оценки результатов изучения и анализа дополнительной информации по содержанию учебного материала в основных и дополнительных источниках информации,

- оценки правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы,

- оценки конспектов занятий.

Итоговый контроль при оценке знаний на дифференцированном зачете по дисциплине.

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.


© 2010-2022