Внеклассная работа по ОБЖ

Цель: изучить эффективность внеклассных занятий в процессе изучения курса ОБЖ. Задачи: - дать общую характеристику внеклассной работы в психолого-педагогической литературе; - определить формы внеклассных занятий по ОБЖ; - рассмотреть методику организации внеклассных занятий по ОБЖ. Внеклассная работа – это система неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. Она имеет практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение в обучении и воспитании учащихся.         Внеклассная  деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Жилинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области




Районный конкурс

профессионального мастерства

молодых педагогических работников

«Педагогический дебют-2015»





Номинация

«Молодой учитель-2015»



Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности.












Выполнил: Шелест Роман Александрович,

учитель ОБЖ и технологии, ПСЗД









Россошь 2015




Содержание работы.

Введение____________________________________________________2

Содержание работы___________________________________________3

Анализ внеклассной работы в научно-педагогической литературе____4

Практическая часть____________________________________________5

Заключение___________________________________________________9

Литература___________________________________________________10












Введение.

На современном этапе развития образования в обучении преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится учащийся. Внеклассная работа, в сочетании с урочной деятельностью, открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников, выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.

Цель: изучить эффективность внеклассных занятий в процессе изучения курса ОБЖ.

Задачи:

- дать общую характеристику внеклассной работы в психолого-педагогической литературе;

- определить формы внеклассных занятий по ОБЖ;

- рассмотреть методику организации внеклассных занятий по ОБЖ.












Анализ внеклассной работы в научно-педагогической литературе.

Внеклассная работа - это форма организации свободного времени, направленная на физическое и духовное становление личности [1, с.23].

Содержательноемкой для нашей темы являются социально-педагогическая концепция, основные положения которой были заложены в 20-30 годы С.Т. Шацким, Н.К. Крупской, Е.Н. Медынским, В.А. Зеленко, А.С. Макаренко и др. Учеными рассматривается общий уровень планирования и организации жизни ребенка в школе, характер и содержание социальных ролей школьника и степень его социальной активности, уровень развития познавательных интересов. Эти исследования заложили научно-методический фундамент построения и организации внеклассной работы школы в целях формирования личности учащихся в 60-70 годы [2,с .43].

В 80-90 годы ученые стали рассматривать процессы формирования личности: их протяжение во времени, понимании эффективности процессов становления и саморазвития личности, ее социального воспитания в сфере внеклассной работы [1,с. 63].

Это позволило определить основные подходы внеклассной работы как особой формы воспитательного процесса, как объективной составной социально-педагогической деятельности и всех процессов, в ней осуществляющихся [3,с. 35].

Таким образом, сознательное осмысление отечественными учеными и педагогической общественностью внеклассной работы позволило выявить и приступить к решению социально-педагогических задач таких как:

1. Целенаправленная организация свободного времени школьника;

2. Сознательная ориентация педагогов во времени социального воспитания от прошлого через настоящее в будущее, воспитанника с обязательным предвидением основных сущностных характеристик молодого поколения;

3. Фактическая подготовка подрастающего поколения в его сегодняшнем дне к будущей жизни.

Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств [3,с. 55].




Практическая часть.

Внеклассная работа - это система неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. Она имеет практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение в обучении и воспитании учащихся.
Внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Школа обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений по вопросу безопасности жизнедеятельности учащихся. Эти возможности заложены как в содержании школьных предметов, при изучении которых учащиеся получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

Внеклассные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать внеклассные занятия следует всем учителям, но не превращать внеклассные мероприятия в главную форму работы.

К внеклассным относятся большое разнообразие занятий, основанных на совместной деятельности учителя и учащегося, на совместном поиске, на эксперименте по обработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формы внеклассных занятий: кружок, клуб, факультатив, турниры, викторины, дискуссии, неделя ОБЖ, экскурсии.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся могут быть праздники, конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Для проведения занятий не обязательно использовать традиционные аудитории - такие занятия могут быть проведены и в школьном дворе, и в спортзале, и в рекреации. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, создать условия для возможности каждому учащемуся принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Л.С. Выготский писал: «Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его».

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа, в отличие от нее, строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках, нельзя исходить только из их желаний.

При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, медицинскими работниками.

Подготовку к внеклассному мероприятию целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы.

При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Преподаватель руководит подготовкой к мероприятию, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Существует ряд проблем, препятствующих повышению качества внеклассной работы: отток кадров; сокращение учебного времени, отводимого для внеклассной работы по ОБЖ; недостаточно оборудованные кабинеты.

Пути совершенствования внеурочной деятельности по вопросам безопасности жизнедеятельности:

  • привлечение высокопрофессиональных кадров;

  • внедрение эффективных форм организации занятий;

  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.





















Заключение.

Задачей современного образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, безопасности жизнедеятельности; создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.



























Список литературы.

1. Артёмов А.К. Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе. М. -Москва,2006.

2. Лук А. И. Мышление и творчество. М.-Москва, 1976.

3. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 2006.






© 2010-2022