• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Место урока ОБЖ в современном образовательном процессе в рамках ФГОС

Статья Место урока ОБЖ в современном образовательном процессе в рамках ФГОС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

МЕСТО УРОКА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Урок ОБЖ - урок нового типа.

Урок ОБЖ связан с решением жизненных проблем, поэтому является необычным, привлекательным.

Одни его считают легким, даже легкомысленным, содержащим лишь рассказы и беседы для детей о необычных случаях жизни. Другие - призванным дать детям знания и умение себя вести в экстремальных ситуациях.

Так что же представляет собой урок ОБЖ? Можно ли вообще назвать его уроком? Какое место занимает он в общепринятой классификации уроков?

ОБЖ - урок нового типа, не имеющий обязательных структурных компонентов. Основным педагогическим свойством урока ОБЖ является содержание учебного материала, которое влияет на характер ведения урока, на методы обучения и контроля.

Здесь необходимо отметить, что в традиционную форму урока учителя пытаются ввести ("втолкнуть") новые знания. Сама форма (урок) и ее структура не выдерживают такого объема и глубины знаний разных областей науки, применяемых на одном уроке. Традиционный урок как форма изживает себя. Все чаще на практике учителя не используют все структурные компоненты, а выбирают те, которые наиболее эффективны. Например, фронтальную проверку знаний заменяют повторением связи с тем, что дети не готовят домашнее задание. Домашнее задание как структурный компонент урока малоэффективен в связи с тем, что дети не умеют самостоятельно учиться.

Урок ОБЖ по сравнению с классическим уроком отличается уже тем, что не имеет определенной структуры

Практика показывает, что на уроке ОБЖ могут отсутствовать следующие структурные компоненты: оценка и контроль, домашнее задание, а в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответствует требованиям педагогики. Структура урока ОБЖ полностью зависит от содержания учебного материала и времени "протекания" рассматриваемых событий, фактов, процессов. Каждый урок ОБЖ по своей структуре является гибким, неповторимым и, самое главное, нестандартным.

Структурные компоненты традиционного урока составляют основу формы и являются обязательными, а в зависимости от цели и содержания могут быть главными или второстепенными. На уроке ОБЖ основными структурными компонентами являются: цель и действие, которые определяют содержание учебного материала, а также методы учения ученика и время выполнения учебных заданий. Цель и действие, как структурные компоненты урока, являются главными, ведущими, необходимыми в учебно-воспитательном процессе, осуществляющими функцию регуляции психофизиологического состояния учащихся в экспериментальных условиях.

Рассмотрим подробнее каждый структурный компонент двух типов уроков: традиционного и нестандартного ОБЖ.

Для традиционных уроков характерна триединая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая, которые отражают единство обучения и воспитания. Образовательная цель урока связана с расширением знаний учащихся; развивающая цель связана с усложняющимися приемами процесса обучения и учения ученика; воспитательная цель формирует у ребенка отношение к окружающему миру. В связи с тем, что традиционный урок признан еще и системным уроком, то достижение цели осуществляется в пределах только допустимой системы.

В течение традиционного урока выполняются только определенные учебные действия, где, с одной стороны, подобное обучение является эффективным, с другой, без учета характера выполнения учебных действий, традиционный урок ограничивает деятельность ученика. На уроке ОБЖ ставится одна цель, связанная со стремлением, с желанием делать быстро и качественно. Стремление - это побуждение к действию, это возбуждение к реакции. Для формирования целей необходимы психолого-педагогические понятия, отражающие "возбуждение-реакцию" ребенка. В педагогике есть такие понятия, которые выражены в форме приказа: "внимание", "быстрее", "делай немедленно", "стоп" и т.д. Задача учителя ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, направленными и обязательно регулируемыми учителем.

Как видим, по содержанию формирования целей урока ОБЖ они являются психологическими. Формулировка целей включает в себя психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата. Установка или настрой - это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям, фактам, процессам. Поэтому цель урока ОБЖ - это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации (по Володарской И.А., Митиной А.М.). Ни один традиционный урок общеобразовательной средней школы не ставит таких целей. Разработка целей требует от учителя ОБЖ особой подготовки, которая дает ему возможность увидеть механизмы и специфику осуществления учебных действий учащихся на уроке.

Содержательные характеристики урока.

Важным структурным компонентом для всех типов уроков является содержание учебного материала, которое влияет на строение урока, уровень усвоения знаний учащихся, уровень понимания знаний и их применение. До сих пор в педагогике является непризнанным факт (практика доказывает много лет), что специфика знаний школьного предмета определяет организацию учебной деятельности педагога и учащихся. А именно, знания по физике не могут точно также одновременно передаваться и усваиваться, как знания по литературе, химии и т.д., тем более осознаваться. Нет и не может быть одновременно мыслительного процесса на всех 5 - 6 уроках в средней школе, есть степень восприятия, степень запоминания, степень включения операций мышления.

Современные школьные знания представлены насыщенными, яркими фактами и требуют особых приемов как для передачи знаний, так и для их осмысления. Содержание учебного материала все еще зависит от стандартной формы урока. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть далеко не научные факты, о них порой не говорится ни в одном учебнике средней школы.

Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает в сущности деятельность или конкретные действия в чрезвычайных ситуациях. Это своеобразный микроучебник, отражающий сложный мир взаимодействия человека и природы. Для детей, не имеющих жизненного опыта, это первое знакомство с деятельностью человека и явлениями природы, начинающееся с негативных факторов. С психолого-педагогической точки зрения, подобное содержание учебного материала формирует у детей страх по отношению к данным процессам.

Для того чтобы избежать этой ситуации, необходимо дополнительно ввести знания о целенаправленной благородной деятельности человека. Особенно надо подчеркнуть достоинство человека в окружающем мире целеустремленность, разумные действия, возможность регулировать различные процессы в природе при помощи планирования, экономики, международного права и т.д. Поэтому в содержании учебного материала на уроках ОБЖ необходимо рассматривать в первую очередь положительные стороны жизнедеятельности человека как фактора необходимого взаимодействия с окружающей средой, а затем отмечать негативные явления взаимодействий и меры безопасности в данных ситуациях.

Знания о целенаправленной деятельности человека вводятся с целью научить детей видеть достоинство и недостатки жизнедеятельности человека. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле.

Здесь необходимо отметить, что знания подобного рода не требуют особых математических или астрономических расчетов и пр., это знания социальной сферы деятельности, они специфичны и требуют к себе нового подхода к усвоению и применению их не только на уроке, а прежде всего в повседневной жизни. Если сравнить знания, усвояемые на традиционном уроке, имеющие определенный объем, доступность, логику изложения, тренировочные (обязательные) упражнения, то знания ОБЖ могут быть недостаточно объемными; значимыми и незначимыми; знания, одновременно охватывающие несколько сфер человеческой деятельности. Знания ОБЖ имеют свой характер изложения, усвоения, применения. При таком составе знаний разного рода необходимо определиться в предмете изучения.

Что изучает ОБЖ как предмет? Научный анализ показал, что самым доступным предметом для детского понимания и уяснения является деятельность (действия) человека при каких-либо условиях. Таким образом, предмет исследования ОБЖ - деятельность людей в разных условиях жизни. Это конкретные действия человека в постоянно возникающих противоречиях природы и общества. Предмет ОБЖ изучает принципы и закономерности, изменения и развития действий человека в экстремальных ситуациях, а также признаки возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с явлениями в природе и обществе. ОБЖ изучает деятельность человека как предмет, систему мер безопасности и специфические приемы, способы индивидуальной и групповой работы. В разнообразной деятельности человека формируются понятия и функции основ безопасности жизни - такие, как медицинские, психологические, производственные, социальные, юридические.

Следовательно, содержанием предмета ОБЖ являются знания о деятельности людей в разных сферах природы и общества с целью самосохранения, саморегуляции, саморазвития человека и с учетом характера окружающей среды.

Дидактическое время - это определенное, конкретное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие. Урок ОБЖ располагает такими возможностями, а именно обучать детей конкретным действиям можно при помощи дидактического времени. Например, вовремя оказать медицинскую помощь, вовремя позвонить в службу безопасности, вовремя убрать предметы от возгорания. Содержание учебного материала урока ОБЖ отражает целенаправленную организацию деятельности людей, зависимую от времени исполнения своих обязанностей в экстремальных ситуациях. Поэтому обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности связано с приобретением навыков и умений ориентироваться во времени. Данному учебному действию не учит ни один школьный предмет. Дидактическое время на уроке ОБЖ является необходимым условием для закрепления приемов самоорганизации индивидуальной и групповой деятельности. Таким образом, из вышерассмотренного содержания урока ОБЖ общеобразовательной школы выявляются педагогические свойства нетипичного, нестандартного, нетрадиционного урока. Современный урок ОБЖ - это психология воспитания личности. Это единственный урок общеобразовательной школы, который ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка.

Урок ОБЖ создает реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявить решительность, самостоятельность, целеустремленность, самоорганизацию и ответственность за свои поступки. Педагогические условия урока позволяют почувствовать разные сферы деятельности человека, в которых можно реально научиться чувствовать меру и норму своих действии, желаний. Учебная ситуация урока позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций. Дети впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива

Именно на уроке ОБЖ дети должны научиться выбирать действия: физические, психические, физиологические. На уроке появляется возможность детям пережить разные виды психических состояний, а у взрослых (учителей) появляется возможность для практического осуществления психолого-педагогической коррекции. Условия урока ОБЖ позволяют ребенку принять и осуществить сознательные волевые решения. В течение урока можно решить самую актуальную проблему современности - научиться организовывать деятельность группы и индивидуальности в условиях чрезвычайной ситуации с целью предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей. На уроке есть возможность распределения целенаправленных действий детей на основе их возрастных особенностей. Конкретное распределение ролей в группе, с последующей ответственной деятельностью, обеспечивает относительные упорядоченные действия конкретной личности. Таким образом, урок ОБЖ по своим содержательным характеристикам является уроком нового типа.

Методы обучения детей на уроках ОБЖ

Методы обучения для педагога являются инструментом развития и формирования личности ребенка. Методы обучения традиционного урока представляют собой комплекс многочисленных приемов, способов, используемых учителем в течение учебной деятельности учащихся. В настоящее время в педагогической практике возникла серьезная психолого-педагогическая проблема, а именно: чем сложнее дается информация ребенку, тем сложнее выбрать способы, приемы, действия, операции для передачи знаний и усвоения их. Успехи обучения зависят от умения учителя чувствовать (видеть) характер выражения психологических функций ребенка, т.е. умение учителя "читать" внешние проявления психики и выбрать соответствующий прием обучения. Существуют в педагогике различные методы: рассказ, убеждение и другие, но они являются недееспособными.

Самым эффективным методом является определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие - определенная единица деятельности, минимальная по своему объему и содержанию, отражающая свойства целостной деятельности (по Ильясову И.И.). Например: сравнение, анализ. В педагогической психологии существует классификация учебных действий, одним из которых являются типичные действия - это учебные действия конкретного предмета. Например, математические действия, литературные действия и пр. К чему мы рассматриваем учебные действия? Дело в том, что предмет ОБЖ должен выделить свои типичные учебные действия и тем самым ответить на вопрос: чему учит ОБЖ.

Можно выделить учебные действия урока ОБЖ. Например, учебные действия медицинские, психологические, пожарно-прикладного искусства. Следовательно, методы обучения учащихся на уроке ОБЖ по своей специфике являются нетрадиционными, нестандартными и требуют условий для их осуществления. Одним из таких условий является организация учебной ситуации, в которой можно практически закрепить полученные знания.

Методы обучения детей на уроках ОБЖ - сочетание разных видов действий: физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. По своей сущности урок ОБЖ - урок действий, урок движений. Ни один школьный предмет не ставит цели научить ребенка действовать практически, научить жить и выживать в условиях окружающей среды.

Действие для ребенка - это основа его жизни, это среда изменения себя, совершенствования и становления мужества, формирования ответственности и реальное осуществление потребностей. Таким образом, урок ОБЖ должен позволить детям двигаться, только тогда можно достичь желаемого результата. Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также усвоения их на практике. Именно этим урок ОБЖ отличается от всех стандартных, классических и традиционных уроков.

Формы оценки и контроля качества знаний.

Рассматривая оценку и контроль как структурный компонент, выделяем значимость данного компонента в учебной деятельности, а именно, это процесс регулирования уровня усвоения, исправления, дополнения, закрепления знаний учащихся. Это своеобразная шкала измерения уровня обученности. Считается, что оценка является стимулом для детей, а для учителя - показатель результата педагогической деятельности. Слабой стороной оценки знаний является отсутствие критериев усвоения содержания учебного материала по каждому предмету, отсюда возникают сложности взаимоотношений между учеником и учителем.

В настоящее время в педагогической практике интенсивно применяются разнообразные формы тестирования, которые ошибочно отождествляют с оценкой. Тестирование имеет свои определенные цели и функции, это форма контроля, регулирующая способы усвоения знаний. Например, последовательный, выборочный, системный и др. Практика показывает, что тестирование необходимо использовать как метод обучения детей контрольным действиям. На уроках ОБЖ существенную роль играет не оценка, а контроль. Особенности содержания учебного материала и методы обучения (сюжетно-ролевая деятельность) способствуют разрабатыванию новых форм контроля за выполнением определенных целей и действий.

Формы контроля на уроке ОБЖ усложняются еще и тем, что время является обязательным фактором для выполнения определенных операций. Поэтому для разработки новых форм контроля необходимо учитывать следующие параметры: цель, действие, время. Важным аспектом для урока ОБЖ может быть применение разных видов контроля в течение всего урока, т.е. контроль по своей сути содержания должен быть долговременным и кратковременным в зависимости от реакции организма ребенка. Для педагогической деятельности это необычный и непривычный контроль за содержанием действия учащихся. Тем более, что формам контроля саморегуляции необходимо учить детей, т.е. контрольные действия для детей - это прием или способ управления своими реакциями. Рассмотренное содержание оценки и контроля позволяет сделать вывод о том, что оценка за выполнение действия детей в чрезвычайных ситуациях не отражает своей значимости. Для нас важно, что ребенок умеет делать: умеет реагировать на сигналы, умеет ориентироваться в обстановке и т.д.

Особенностью урока ОБЖ является своеобразное подведение итогов, которое можно осуществить на основе разных видов контроля.

Организация урока ОБЖ

Рассмотрим примерную организацию урока ОБЖ на основе выявленных характеристик, отражающих специфику и педагогические свойства обучения учащихся.

Примерная организация урока.

Тема: "Предметная деятельность (предметные действия) людей в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)".

Цель:

Научить детей действиям: физическим, психологическим, физиологическим в условиях ЧС;

научить детей организовывать деятельность людей; распределение ролей, распределение обязанностей и т.д.

Организация урока

1. Создание учебной ситуации ЧС в виде игровой деятельности (конфликты, события и т.д.):

а) демонстрация признаков ЧС;

б) определение цели деятельности людей в ЧС;

2. Организация педагогических условий групповой деятельности и индивидуальной:

а) распределение ролей;

б) распределение обязанностей;

в) распределение средств безопасности и т.д.
3. Дидактическое время:

а) время действий для группы (примерно) - 20 минут,

б) время действий для индивидуальности (примерно) - 3 минуты;

в) время для технических средств - 1 минута.

Выполнение контрольных действий с учетом возрастных особенностей детей.

Подведение итогов:

а) выполненные учебные действия детьми;

б) самочувствие детей.

Данная схема организации урока является примерной и не отражает полного процесса учебной деятельности. Содержание организации урока приводится с целью показать возможность моделировать процесс обучения в зависимости от обстоятельств, условий и средств проведения. Здесь необходимо напомнить, что 20% урока составляют содержание учебного материала (знания) и 80% - учебные действия.


© 2010-2022