- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ЗОЖ Быть здоровым - здорово
Рабочая программа по ЗОЖ Быть здоровым - здорово
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тубольцева И.М. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепринятым считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека.
Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой педагогического коллектива.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:
-
физическое - создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;
-
соматическое - обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;
-
психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим;
-
духовное - включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Программа составлена на основе Программы «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы» М.Глобус, 2007. Е.М.Матвеева.
Данная программа составлена с учетом того, что группа разновозрастная и охватывает все ступени физического развития детей (с 6-го по 9-й классы).
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.
Состояние здоровья воспитанников СКОУ VIII вида требует особенно внимательного отношения к организации их проживания в интернате: режиму дня, разумному сочетанию труда и отдыха, эмоциональному климату в группе.
Программа включает в себя: диагностику, физическое здоровье, нравственное воспитание и формирование навыков здорового образа жизни.
Основными путями реализации данной программы являются следующие:
-
изучение привычек воспитанников, выявление их склонностей к вредным привычкам;
-
приобщение к здоровому образу жизни;
-
развитие двигательных способностей;
-
расширение кругозора;
-
воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
-
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Особое внимание уделяется способам закрепления полученных знаний и навыков. Главное заключается в том, чтобы воспитанники могли перенести полученные навыки в повседневную жизнь.
Программа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного воспитания. Мало научить детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, надо чтобы они учились любви к себе, к людям, к жизни.
Данная программа рассчитана на 32 часа в год, по 1 часу в неделю.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использования полученных знаний в практике.
Задачи программы:
-
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
-
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить воспитанников составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-
формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни,
-
воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта.
Формы занятий:
-
Беседы. Включают вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
-
Спортивные мероприятия. Игры в спортзале: волейбол, эстафеты; подвижные игры на стадионе, футбол.
-
Экскурсии. Учить детей любить природу, уметь культурно отдыхать.
-
Занятия в столовой. Во время проведения таких занятий детей изучают правила хорошего тона, формируются и закрепляются принципы здорового питания.
К концу учебного года обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
-
О влиянии вредных привычек на организм
-
О роли двигательной активности
-
Об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ
-
О влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье человека
-
О позитивных факторах, влияющих на здоровье
-
О роли правильного питания
-
Иметь представление о безопасном поведении дома и на улице
-
Правила ППБ и ПТБ (при работах на занятиях и на улице)
УМЕТЬ:
-
Правильно и точно действовать при пожаре, в экстремальных ситуациях
-
Правильно вести себя за столом
-
Делать здоровый выбор
-
Отказаться в ситуации давления
Содержание программы.
-
Раздел «Быть здоровым - здорово!» - 7 часов.
-
Вводное занятие. «Сущность понятия «здоровье» - 1 час
-
Что «хорошо», а что «плохо» для здоровья - 1 час
-
Значение гигиенических процедур для здоровья - 1 час
-
О необходимости соблюдения режима дня - 1 час
-
Уход за своими вещами и внешним видом - 1 час
-
Привычки (вредные и полезные) - 1 час
-
Настроение, взаимоотношения - 1 час
-
Раздел «Вредные и полезные привычки» - 5 часов.
-
Влияние привычек на ЗОЖ - 1 час
-
Вредные привычки, влияние на детский организм - 1 часа
-
Виды давления и формы отказа от приобщения к вредным
привычкам- 1 часа
-
Правонарушения - 1 час
-
Привычки, укрепляющие здоровье - 1 час
-
Раздел «Питание и здоровье» - 3 часа.
-
О роли правильного питания - 1 час
-
О влиянии настроения и красиво накрытого стола на аппетит - 1 час
-
Правильно вести себя за столом - 1 час
-
Раздел «Моя безопасность в моих руках» - 5 часов.
-
Заболевания. Факторы, влияющие на здоровья - 1 час
-
Представление о безопасном поведении дома и на улице - 1 час
-
Что такое насилие; как его избежать - 1 час
-
Правила поведения на дорогах, вблизи водоемов (посезонно) - 1 час
-
Действия во время пожара - 1 час
-
Раздел « Движение - это жизнь» - 12 часов.
-
Культурно-оздоровительные мероприятия - 11 часов
-
О роли двигательной активности в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости - 1 час
Методы отслеживания:
-
Собеседование
-
Тестирование
-
Участие в соревнованиях
Литература.
-
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова.
-
«Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская.
-
«Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5- 8 лет» Л.Ф. Тихомирова.
-
«Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева
-
«Будь здоров» оздоровительная технология Д/С №97 «Светлица»
-
«Оздоровление детей в условиях детского сада»
-
«Система организации физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками» Борисова Е.Н.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Дата
К-во
часов
Цели занятий
1.Раздел «Быть здоровым - здорово!»
7 (3)
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью с использованием доступных способов его укрепления.
1.
Вводное занятие. «Сущность понятия «здоровье»
1
- формирование знаний о ЗОЖ,
- знакомство с темами предстоящих занятий по ЗОЖ.
Футбол на стадионе.
- развитие двигательной активности,
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ребят во время игры,
- сплочение детского коллектива.
2.
Что «хорошо», а что «плохо» для здоровья
1
- воспитание потребности в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью,
- расширение кругозора,
- развитие мышления и речи в ходе беседы.
Подвижные игры на стадионе.
- развитие двигательной активности,
- сплочение детского коллектива,
- формировать умение соблюдать правила игры.
3.
Режим дня.
1
- раскрытие понятия «Режим дня - основа ЗОЖ»,
- воспитание силы воли, самостоятельности в ходе ежедневного выполнения режимных моментов.
4.
Значение гигиенических процедур для здоровья
1
- формирование потребности вести ЗОЖ,
- отработка навыков по выполнению гигиенических процедур в процессе ежедневного выполнения режимных моментов.
Волейбол (спортзал)
- развитие двигательной активности,
- сплочение детского коллектива,
- формирование умения соблюдать правила игры.
5.
Уход за своими вещами и внешним видом
1
- отработка навыков по самообслуживанию,
- привитие аккуратности, самостоятельности,
- формирование потребности в ЗОЖ.
6.
Привычки (вредные и полезные)
1
- формирование потребности в ЗОЖ,
- расширение кругозора,
- развитие мышления и речи в ходе беседы.
7.
Настроение, взаимоотношения
1
- раскрытие представления о различных чувствах и их проявлениях в поведении и в отношениях с окружающими людьми,
- развитие мышления и речи в ходе беседы,
- расширение кругозора.
2. Раздел «Вредные и полезные привычки»
5 (2)
Способствовать овладению воспитанниками объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни.
1.
Влияние привычек на ЗОЖ
1
- формирование потребности в ЗОЖ,
- привитие навыков ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к вредным привычкам,
- развитие мышления в ходе беседы.
2.
Вредные привычки, влияние на детский организм
1
- подвести воспитанников к пониманию того, что человек, ведущий ЗОЖ более успешный,
- знакомство с путями избавления от вредных привычек,
- формирование потребности в ЗОЖ.
Игры в спортзале
- воспитание культуры поведения во время игры,
- развитие двигательной активности,
- сплочение детского коллектива.
3.
Виды давления и формы отказа от приобщения к вредным привычкам (беседа)
1
- познакомить воспитанников с ситуациями, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения,
- знакомство подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек,
- коррекция межличностных отношений.
4.
Правонарушения
1
- дать понятие о правонарушениях,
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия,
- показать роль самооценки в отказе от вредных привычек.
Соревнования по шашкам(группа)
- развитие мышления в ходе игры,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
5.
Привычки, укрепляющие здоровье
1
- развитие мышления, коммуникативных функций,
- формирование представлений о привычках, укрепляющих здоровье,
- воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья.
3.Раздел «Питание и здоровье»
2 (1)
Формирование представления о полноценном и здоровом питании.
1.
О роли правильного питания
1
- формирование представления о полноценном и здоровом питании,
- дать представление о заболеваниях, связанных с неправильным питанием.
2.
О влиянии настроения и красиво накрытого стола на аппетит
1
- привитие эстетических навыков в процессе накрытия на стол и принятия пищи,
- воспитание потребности в ЗОЖ (учить ребят следить за осанкой во время принятия пищи).
Игры в спортзале.
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
4.Раздел «Моя безопасность в моих руках»
5(3)
Формирование навыков по соблюдению ППБ, ПТБ, ПДД, в экстремальных ситуациях.
1.
Заболевания. Факторы, влияющие на здоровья
1
- формирование потребности в ЗОЖ,
- дать представления о факторах, влияющих на здоровье детей,
- развитие мышления в ходе беседы.
Волейбол в спортзале.
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
2.
Представление о безопасном поведении дома и на улице
1
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,
- дать представление о возможных опасностях.
3.
Что такое насилие; как его избежать
1
- дать понятие, что такое насилие,
- - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,
- дать представление о том, как избежать насильственных действий.
Игры на стадионе
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
4.
Правила поведения на дорогах, вблизи водоемов (посезонно)
1
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,
- дать представление о возможных опасностях,
- повторить правила поведения.
5.
Действия во время пожара
1
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,
- дать представление о возможных опасностях,
- повторить ППБ
Игры на стадтоне
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
5. Раздел «Движение - это жизнь»
1(3)
Культурно-оздоровительные мероприятия (в течение года - 12)
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
Игры на стадионе
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
1.
О роли двигательной активности в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости
1
- формирование потребности в ЗОЖ,
- дать понятие о роли двигательной активности в жизни подростка и в повышении работоспособности.
Игры на стадионе
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.
Игры на стадионе
- развитие двигательной активности,
- воспитание культуры поведения в ходе игры,
- сплочение детского коллектива.