Рабочая программа по ЗОЖ Быть здоровым - здорово

 Рабочая программа по ЗОЖ "Быть здоровым - здорово!" составлена для проведения внеурочных занятий в группе старших мальчиков коррекционной школы.        Данная программа составлена с учетом того, что группа разновозрастная и охватывает все ступени физического развития детей (с 6-го по 9-й классы).       В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий. Состояние здоровья воспитанников СКОУ VIII вида ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа по ЗОЖ Быть здоровым - здорово



















Пояснительная записка.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.


Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепринятым считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека.

Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой педагогического коллектива.

Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:

  • физическое - создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;

  • соматическое - обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов;

  • психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим;

  • духовное - включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.

Программа составлена на основе Программы «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы» М.Глобус, 2007. Е.М.Матвеева.

Данная программа составлена с учетом того, что группа разновозрастная и охватывает все ступени физического развития детей (с 6-го по 9-й классы).

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий.

Состояние здоровья воспитанников СКОУ VIII вида требует особенно внимательного отношения к организации их проживания в интернате: режиму дня, разумному сочетанию труда и отдыха, эмоциональному климату в группе.

Программа включает в себя: диагностику, физическое здоровье, нравственное воспитание и формирование навыков здорового образа жизни.

Основными путями реализации данной программы являются следующие:

  • изучение привычек воспитанников, выявление их склонностей к вредным привычкам;

  • приобщение к здоровому образу жизни;

  • развитие двигательных способностей;

  • расширение кругозора;

  • воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;

  • организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Особое внимание уделяется способам закрепления полученных знаний и навыков. Главное заключается в том, чтобы воспитанники могли перенести полученные навыки в повседневную жизнь.

Программа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного воспитания. Мало научить детей соблюдать культурно-гигиенические навыки, надо чтобы они учились любви к себе, к людям, к жизни.

Данная программа рассчитана на 32 часа в год, по 1 часу в неделю.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использования полученных знаний в практике.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить воспитанников составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни,

  • воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта.

Формы занятий:

  • Беседы. Включают вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

  • Спортивные мероприятия. Игры в спортзале: волейбол, эстафеты; подвижные игры на стадионе, футбол.

  • Экскурсии. Учить детей любить природу, уметь культурно отдыхать.

  • Занятия в столовой. Во время проведения таких занятий детей изучают правила хорошего тона, формируются и закрепляются принципы здорового питания.

К концу учебного года обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • О влиянии вредных привычек на организм

  • О роли двигательной активности

  • Об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ

  • О влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье человека

  • О позитивных факторах, влияющих на здоровье

  • О роли правильного питания

  • Иметь представление о безопасном поведении дома и на улице

  • Правила ППБ и ПТБ (при работах на занятиях и на улице)

УМЕТЬ:

  • Правильно и точно действовать при пожаре, в экстремальных ситуациях

  • Правильно вести себя за столом

  • Делать здоровый выбор

  • Отказаться в ситуации давления


Содержание программы.


  1. Раздел «Быть здоровым - здорово!» - 7 часов.

  • Вводное занятие. «Сущность понятия «здоровье» - 1 час

  • Что «хорошо», а что «плохо» для здоровья - 1 час

  • Значение гигиенических процедур для здоровья - 1 час

  • О необходимости соблюдения режима дня - 1 час

  • Уход за своими вещами и внешним видом - 1 час

  • Привычки (вредные и полезные) - 1 час

  • Настроение, взаимоотношения - 1 час


  1. Раздел «Вредные и полезные привычки» - 5 часов.

  • Влияние привычек на ЗОЖ - 1 час

  • Вредные привычки, влияние на детский организм - 1 часа

  • Виды давления и формы отказа от приобщения к вредным

привычкам- 1 часа

  • Правонарушения - 1 час

  • Привычки, укрепляющие здоровье - 1 час


  1. Раздел «Питание и здоровье» - 3 часа.

  • О роли правильного питания - 1 час

  • О влиянии настроения и красиво накрытого стола на аппетит - 1 час

  • Правильно вести себя за столом - 1 час


  1. Раздел «Моя безопасность в моих руках» - 5 часов.

  • Заболевания. Факторы, влияющие на здоровья - 1 час

  • Представление о безопасном поведении дома и на улице - 1 час

  • Что такое насилие; как его избежать - 1 час

  • Правила поведения на дорогах, вблизи водоемов (посезонно) - 1 час

  • Действия во время пожара - 1 час


  1. Раздел « Движение - это жизнь» - 12 часов.

  • Культурно-оздоровительные мероприятия - 11 часов

  • О роли двигательной активности в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости - 1 час

Методы отслеживания:

  • Собеседование

  • Тестирование

  • Участие в соревнованиях

Литература.

  1. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова.

  2. «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская.

  3. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5- 8 лет» Л.Ф. Тихомирова.

  4. «Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева

  5. «Будь здоров» оздоровительная технология Д/С №97 «Светлица»

  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада»

  7. «Система организации физкультурно - оздоровительной работы с дошкольниками» Борисова Е.Н.





































Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Тема занятий



Дата



К-во

часов



Цели занятий

1.Раздел «Быть здоровым - здорово!»




7 (3)

Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью с использованием доступных способов его укрепления.

1.

Вводное занятие. «Сущность понятия «здоровье»


1

- формирование знаний о ЗОЖ,

- знакомство с темами предстоящих занятий по ЗОЖ.

Футбол на стадионе.



- развитие двигательной активности,

- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ребят во время игры,

- сплочение детского коллектива.

2.

Что «хорошо», а что «плохо» для здоровья


1

- воспитание потребности в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью,

- расширение кругозора,

- развитие мышления и речи в ходе беседы.

Подвижные игры на стадионе.



- развитие двигательной активности,

- сплочение детского коллектива,

- формировать умение соблюдать правила игры.

3.

Режим дня.


1

- раскрытие понятия «Режим дня - основа ЗОЖ»,

- воспитание силы воли, самостоятельности в ходе ежедневного выполнения режимных моментов.

4.

Значение гигиенических процедур для здоровья


1

- формирование потребности вести ЗОЖ,

- отработка навыков по выполнению гигиенических процедур в процессе ежедневного выполнения режимных моментов.

Волейбол (спортзал)



- развитие двигательной активности,

- сплочение детского коллектива,

- формирование умения соблюдать правила игры.

5.

Уход за своими вещами и внешним видом


1

- отработка навыков по самообслуживанию,

- привитие аккуратности, самостоятельности,

- формирование потребности в ЗОЖ.

6.

Привычки (вредные и полезные)


1

- формирование потребности в ЗОЖ,

- расширение кругозора,

- развитие мышления и речи в ходе беседы.

7.

Настроение, взаимоотношения


1

- раскрытие представления о различных чувствах и их проявлениях в поведении и в отношениях с окружающими людьми,

- развитие мышления и речи в ходе беседы,

- расширение кругозора.

2. Раздел «Вредные и полезные привычки»


5 (2)

Способствовать овладению воспитанниками объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни.

1.

Влияние привычек на ЗОЖ


1

- формирование потребности в ЗОЖ,

- привитие навыков ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к вредным привычкам,

- развитие мышления в ходе беседы.

2.

Вредные привычки, влияние на детский организм


1

- подвести воспитанников к пониманию того, что человек, ведущий ЗОЖ более успешный,

- знакомство с путями избавления от вредных привычек,

- формирование потребности в ЗОЖ.

Игры в спортзале



- воспитание культуры поведения во время игры,

- развитие двигательной активности,

- сплочение детского коллектива.



3.

Виды давления и формы отказа от приобщения к вредным привычкам (беседа)


1

- познакомить воспитанников с ситуациями, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения,

- знакомство подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек,

- коррекция межличностных отношений.

4.

Правонарушения


1

- дать понятие о правонарушениях,

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия,

- показать роль самооценки в отказе от вредных привычек.

Соревнования по шашкам(группа)



- развитие мышления в ходе игры,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.

5.

Привычки, укрепляющие здоровье


1

- развитие мышления, коммуникативных функций,

- формирование представлений о привычках, укрепляющих здоровье,

- воспитывать привычку стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья.


3.Раздел «Питание и здоровье»


2 (1)

Формирование представления о полноценном и здоровом питании.

1.

О роли правильного питания


1

- формирование представления о полноценном и здоровом питании,

- дать представление о заболеваниях, связанных с неправильным питанием.

2.

О влиянии настроения и красиво накрытого стола на аппетит




1

- привитие эстетических навыков в процессе накрытия на стол и принятия пищи,

- воспитание потребности в ЗОЖ (учить ребят следить за осанкой во время принятия пищи).


Игры в спортзале.



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.


4.Раздел «Моя безопасность в моих руках»


5(3)

Формирование навыков по соблюдению ППБ, ПТБ, ПДД, в экстремальных ситуациях.

1.

Заболевания. Факторы, влияющие на здоровья


1

- формирование потребности в ЗОЖ,

- дать представления о факторах, влияющих на здоровье детей,

- развитие мышления в ходе беседы.

Волейбол в спортзале.



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.

2.

Представление о безопасном поведении дома и на улице


1

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,

- дать представление о возможных опасностях.

3.

Что такое насилие; как его избежать


1

- дать понятие, что такое насилие,

- - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,

- дать представление о том, как избежать насильственных действий.

Игры на стадионе



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.

4.

Правила поведения на дорогах, вблизи водоемов (посезонно)


1

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,

- дать представление о возможных опасностях,

- повторить правила поведения.

5.

Действия во время пожара


1

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей,

- дать представление о возможных опасностях,

- повторить ППБ

Игры на стадтоне



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.


5. Раздел «Движение - это жизнь»


1(3)


Культурно-оздоровительные мероприятия (в течение года - 12)



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.


Игры на стадионе



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.

1.

О роли двигательной активности в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости


1

- формирование потребности в ЗОЖ,

- дать понятие о роли двигательной активности в жизни подростка и в повышении работоспособности.

Игры на стадионе



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.


Игры на стадионе



- развитие двигательной активности,

- воспитание культуры поведения в ходе игры,

- сплочение детского коллектива.



© 2010-2022