• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка уроков по ОБЖ в 10 классе ( Профильный уровень): Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Методическая разработка уроков по ОБЖ в 10 классе ( Профильный уровень): Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

« Средняя общеобразовательная школа № 51»

Преподаватель- организатор ОБЖ Дегтярёв А. И.,

учитель высшей категории, Ветеран труда

ЗАНЯТИЕ 1

Ориентирование на местности без карты

(План-конспект урока в 10-м классе) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Цель урока:

  • Дать учащимся понятие об ориентировании;

  • Научить их способам определения сторон горизонта;

  • Воспитать в них инициативу;

  • Готовность к принятию самостоятельных решений;

Учебные вопросы:

1. Понятие об ориентировании;

2. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам и местным предметам;

3. Доклад о своём местонахождении;

Место проведения урока:

Спортивная площадка во дворе школы.

Материальное обеспечение:

Компас на каждого учащегося, часы, макет циферблата часов со стрелками, плакаты «Ориентирование на местности», «Стороны горизонта и их взаимное расположение».

Первый учебный вопрос:

В начале урока общаюсь с учениками с вопросом: «Приходилось ли вам ориентироваться на местности, и в каких случаях?». Подытоживая ответы, даю формулировку ориентирования.

Ориентирование на местности - это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров), и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника.

Хорошо видимые и резко выделяющиеся среди окружающих местные предметы или элементы рельефа, относительно которых определяются местоположение, называют ориентирами. Такие предметы резко бросаются в глаза при первом взгляде на местность.

Предлагаю учащимся выбрать ориентиры на стороны горизонта.

Объясняю, что направления на стороны горизонта указывают вытянутой правой рукой, становясь лицом к соответствующей стороне горизонта и называя выбранный ориентир. Например: «Нахожусь на высоте «Круглая», север - в направлении на детскую площадку, восток - на здание школы, юг - на отдельно стоящую торговую палатку, запад - на мачту ЛЭП».

Вопросы для закрепления:

1) Что такое ориентирование?

2) Что такое ориентиры?

Прошу повторить показанные мною практические действия.

Второй учебный вопрос:

Обращаюсь к обучающимся с вопросом: «Какие вы знаете основные способы определения сторон горизонта?»

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяются по магнитному компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов. Показывая плакат «Стороны горизонта и их взаимное расположение» (рис. 1 ), подчёркиваю, что взглянув на рисунок, легко понять: для определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно. Если нам известно направление на север, то справа всегда будет восток, слева - запад, а в противоположном направлении - юг. Между ними находятся промежуточные направления: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу.

С помощью компаса можно определить стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Объясняю учащимся принцип действия компаса. Компас основан на свойстве магнитной стрелки, располагаться вдоль Магнитного меридиана «Север - Юг».

Знакомлю с устройством, проверкой исправности и правилами обращения с этим прибором. Прежде чем приступить к работе с компасом, необходимо убедиться в его исправности, проверить чувствительность его стрелок. Для этого компас устанавливают в горизонтальное положение и пускают тормоз стрелки. После того как стрелка успокоится, запоминают отсчёт по лимбу, против которого находится северный конец. Затем несколько раз выводят стрелку из спокойного состояния, поднося какой-либо металлический предмет, если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем отсчёте, то это означает, что она достаточно чувствительна, компас исправен и пригоден к работе.

Показываю определение направления на стороны горизонта. Отпустив тормоз стрелки, и установив компас горизонтально, поворачиваю его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. В ориентированном положении направление стрелки на нулевое деление будет направлением на север. Зная направление на север, можно легко определить и другие стороны горизонта. После замечаю в направлениях на стороны горизонта, хорошо выделяющиеся местных предметов, и использую их при указании сторон горизонта на этой точке стояния. Даю возможность, чтобы каждый учащийся самостоятельно определил стороны горизонта по компасу. Обращаю внимание учащихся на то, что сильные электромагнитные поля, близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от её правильного положения. Поэтому следует находиться не ближе 40-50 м от линии электропередачи, железнодорожных линий и других металлических сооружений.

Определение сторон горизонта по небесным светилам.

Предварительно ставлю вопрос: «Как определить стороны горизонта при отсутствии компаса?»

Подводя итоги ответов, излагаю порядок определения сторон горизонта по солнцу, а также по солнцу и часам.

По солнцу стороны горизонта можно определить, зная время дня. В северном полушарии солнце находится примерно в 7.00 часов на восток, в 13.00 часов на юге, в 19.00 часов на западе. Более точно стороны горизонта определяются по солнцу и часам. Для показа этого способа использую заранее изготовленный макет циферблата часов с часовой и минутной стрелками. Часы устанавливаю горизонтально и поворачиваю так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра на цифру «1» делю маркером пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг. Зная направление на юг, легко определить направление на все другие стороны горизонта и промежуточные направления между ними. До полудня надо делить пополам ту дуду (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13.00 часов , а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00 часов.

Определение сторон горизонта по Полярной звезде

Ночью при безоблачном небе стороны горизонта можно определить по Полярной звезде, которая всегда находится на севере. Если встать к Полярной звезде лицом, то впереди вас будет север. Положение звезды просто найти по созвездию большой медведицы, которая имеет вид ковша, состоящего из семи ярких звёзд. Если мысленно провести прямую линию через звёзды Большой Медведицы, как показано на рисунке плаката, и отложить, равные расстояния между этими звёздами, то в конце этой прямой, и будет находиться Полярная звезда.

Обращаюсь к учащимся с вопросом: «А как определить стороны горизонта, если из-за облачной Полярную звезду будет не видно, но в то же время будет видна Луна?».

Один из способов определения направления по Луне сходен с определением направления по положению Солнца. Зная местоположение Луны в различных фазах и время, можно приближенно указать направления на стороны горизонта, пользуясь данными таблицы.

Переходя к определению сторон горизонта по признакам местных предметов, ставлю перед учащимися вопрос: «Как можно определить направления на стороны горизонта, если нет компаса и небо покрыто облаками (нет возможности видеть Солнце, Луну, звёзды)?».

Фазы Луны

19.00

1.00

7.00

Первая четверть (видна первая половина диска луны)

На юге

На западе

__________

Полнолуние (виден весь диск Луны)

На востоке

На юге

На западе

Последняя четверть(видна левая половина диска Луны)

_________

На востоке

На юге

Даю задание: найти наиболее характерные признаки, по которым можно определить стороны горизонта. Обобщая и дополняя ответы, перечисляю и практически показываю способы определения сторон горизонта по признакам местных предметов, подчёркивая, что этот способ менее надёжен, чем изложенные выше. Но в определённой обстановке он может оказаться полезным, а иногда и единственно возможным. Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • Муравейники почти всегда находятся с южной стороны деревьев, их северная сторона круче южной;

  • Мох, лишайник покрывает стволы деревьев, камни, старые деревянные постройки с северной стороны;

  • Кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной стороны;

  • Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны;

  • На склонах, обращённых к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращённых к северу.

Здесь мы рассматриваем лишь наиболее общие и часто встречающиеся признаки. Но всегда найдутся и другие признаки, например, просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают почти строго по линии «север - юг» и «восток - запад».

Кроме того, на торцах столбцов, устанавливаемых на перекрёстках просек, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо), цифры ( с меньшими) номерами располагаются на востоке-западе и северо-востоке, (с большим) - на юго-западе и юго-востоке.

Алтари и часовни христианских церквей обращены на восток, а колокольни - на запад. Алтари католических церквей - на запад. Буддийские храмы фасадами смотрят на юг. Для закрепления материала предлагаю школьникам перечислить основные способы определения сторон горизонта днём и в тёмное время суток.

Третий учебный вопрос:

Обращаю внимание учащихся на то, что определение своего месторождения (точки стояния) входит в понятие ориентирования. Для указания своего местонахождения относительно известных ориентиров надо назвать их и сообщить, в каком расстоянии от них находится точка стояния. Излагаю примерную форму доклада: «Нахожусь на высоте «Безымянная», север - в направлении на детскую площадку, юг - на здание школы, восток - на двухэтажное жёлтое здание, запад - башенный кран. В одном километре на северо-востоке - башенный кран, в 600 метрах на юго-запад - линия электропередачи, в 800 метрах на северо-запад - группа деревьев и т. д».

Заслушав доклады, определяю, как учащиеся усвоили способы ориентирования на местности, и при необходимости дополнительно объясняю непонятные вопросы.

Подводя итоги урока, кратко останавливаюсь на особенностях ориентирования в сложных условиях: в тёмное время суток, зимой, в горной местности, в степной и пустынной местности.

Домашнее задание:

Закрепить полученные знания при ориентировании во время походов, экскурсий, прогулок на местности.

© 2010-2022