• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Доклад к семинару на тему Новые подходы в преподавании предмета НВП в рамках реализации ГОССО РК

Доклад к семинару на тему Новые подходы в преподавании предмета НВП в рамках реализации ГОССО РК

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан




Районный семинар преподавателей-организаторов НВП










Д О К Л А Д



Тема: Новые подходы в преподавании

предмета НВП в рамках

реализации ГОССО РК.




Докладчик:

Преподаватель-организатор НВП

Октябрьской СОШ Шепелевич А.А.







С. Теренколь 2015

Вступление


При подготовке к проведению предмета каждый преподаватель основной упор делает на законодательную основу. НВП не является исключением.

Начать свой доклад хочу с напоминания законов, которые являются основанием для организации проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан:

  1. Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012года;

  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013года №118 «Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно- материальной базы по начальной военной подготовке».

  3. ГОССО.

Пояснительная записка.


Начальная военная подготовка проводится с целью:

1) изучения положений Конституции Республики Казахстан, основ обороны государства;

2) уяснения назначения Вооруженных сил Республики Казахстан, их характера и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности граждан Республики Казахстан, основных требований военной присяги, уставов Вооруженных сил Республики Казахстан;

3) ознакомления с вооружением и военной техникой воинских частей, размещением и бытом личного состава;

4) приобретения необходимых военных знаний и практических навыков, освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

Начальная военная подготовка лиц допризывного и призывного возраста проводится в 10-х и 11-х классах организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального (кроме специальных), после среднего образования на первых-вторых курсах обучения, независимо от подчиненности и форм собственности (далее - организации образования) штатными преподавателями-организаторами начальной военной подготовки. По окончании курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы.

1.Объект учебного предмета.

Объектом учебного предмета является «Начальная военная подготовка», относящийся к образовательной области «Физическая культура».Объектами учебного предмета «Начальная военная подготовка» являются изучение конституционных прав и обязанностей граждан, уяснение характера и назначение ВС РК, формирование знаний о ГО, приобретение необходимых теоретических знаний, практических навыков и умений в объеме подготовки молодого солдата, формирование психологической устойчивости.

2.Предмет учебной дисциплины.

Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях (колледжах) и профессионально - технических школах (профессиональных школах) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

3.Общие цели учебного предмета.

Формирование представлений у учащихся о службе в ВС РК и знаний по основам военного дела; содействие развитию жизненных навыков и способностей учащихся.

Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:

  • изучение молодежью положений Конституции Республики Казахстан, основ обороны государства;

  • изучение роли Вооруженных Сил Республики Казахстан, их характера и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности граждан Республики Казахстан, основных требований военной присяги устав Вооруженных Сил Республики Казахстан;

  • ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением и жизнью личного состава;

  • приобретения необходимых военных знаний и практических навыков;

  • освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

Военно- патриотическое воспитание тесно увязывается с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом, средствами и способами защиты в чрезвычайных ситуациях.

4. В задачи учебного предмета «Начальная военная подготовка» входит:

  • подготовить учащихся к службе в ВС РК на основе прочного усвоения ими теоретических знаний и практических навыков, с тем чтобы, будучи призванными на воинскую службу в ВСРК, выпускники смогли в короткий срок адаптироваться к условиям прохождения воинской службы и овладеть вверенным им вооружением и военной техникой;

  • сформировать у учащихся стройную систему логически взаимосвязанных понятий целостного представления о службе в ВС РК;

подготовить учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе, где объективно возрастает роль вооруженной защиты государства.

На основе задач обучения предмета раскрываются более конкретные дидактические задачи, среди которых важнейшей является формирование у учащихся убежденности, сознательной готовности к защите суверенитета Республики Казахстан, ответственного отношения к воинской службе.

Основная часть

Как Вы все заметили цели и задачи при изучении предмета стоят большие, а объем учебной нагрузки уменьшился, тем не менее, и цели и задачи необходимо выполнять. Как с этим справиться?

Почти на каждом уроке я делаю акцент на статьи Конституции, законодательную основу Вооруженных Сил. Тем самым даю понять учащимся, что сам предмет НВП является необходимым и в дальнейшем служба в армии обязательна и почетна. Еще с первых уроков, чтобы настроить учащихся ответственно подходить к изучению предмета зачитываю приказы по школе (по НВП и комплектованию взводов) и обращаю внимание, что ни один предмет в школе не имеет таких полномочий. Опыт работы показывает, что даже, казалось такой немаловажный факт (на который некоторые молодые преподаватели могут не обратить внимание) дает огромный эффект. Это позволяет с первого урока создать необходимую дисциплину, которую остается только поддерживать и укреплять.

Учитывая, что мы должны подготовить учащихся к службе в ВС РК на основе прочного усвоения ими теоретических знаний и практических навыков, я добавил еще и воздействие физическими нагрузками. Естественно, чтобы все это не казалось моим самоуправством, закрепил документально. Каким образом? Тему самообразования выбрал следующую: «Физическое воспитание на уроках НВП, как средство воспитания и укрепления дисциплины учащихся». Объявляю заранее, ещё на первых уроках, что в армии за нарушение дисциплины можно понести наказание (наряд и т.п.). На уроках НВП мы как в армии, только маленькой и за опоздание на урок необходимо отжиматься из упора лежа (юноши) или приседание (девушки). Количество раз определяют сами учащиеся, за повторное опоздание количество выполнений увеличивается. На опыте убедился, что учащимся такой подход нравится, похоже на игру. В этот самый момент немаловажную роль в проведении занятий считаю, играет и самодисциплина преподавателя. Если сам преподаватель неоднократно опаздывает на занятия, у него всегда находится для этого причина, то поверьте, с дисциплиной начнутся проблемы. Но здесь тоже можно поступить хитро, кто зашёл в класс после преподавателя - тот считается опоздавшим. В таких случаях у меня остается возможность задержаться с какой-либо пятиминутки и не быть самому уличенным в плохой дисциплине. Данный подход в первую очередь позволяет держать дисциплину и формирует ответственное отношение к воинской службе, во вторых позволяет учащимся в короткий срок адаптироваться к условиям прохождения воинской службы.

При проведении занятий, конечно же, упор делается на основную тему урока, но повторюсь, т.к. времени очень мало, а объем информации большой приходится переходить на внеурочную форму обучения. Здесь на помощь приходит ВПК, в нашей школе «Защитник». По мере возможности с учащимися мы в составе клуба участвуем в районных соревнованиях, но это, наверное, не самое важное. Важно то, что здесь я могу с ребятами изучить все те «недостающие» по программе темы. То есть, если это ученик какого-либо класса младше 10 или 11, то он заранее узнаёт новое и подойдя к изучению НВП знает больше своего одноклассника не состоявшего в ВПК, он старается блеснуть своими знаниями, показать насколько он лучше, сильнее и с таким не тратишь времени на изучение материала. У таких учеников не возникает вопроса для чего нужно изучение НВП и, тем самым мы можем раскрыть более конкретные дидактические задачи, среди которых важнейшей является формирование у учащихся убежденности, сознательной готовности к защите суверенитета Республики Казахстан, ответственного отношения к воинской службе. По плану военно-патриотического воспитания проводим различные внутришкольные мероприятия: уроки мужества, смотры строя и песни, встречи с ветеранами и тружениками тыла, с уволенными в запас и т.п. Очень интересной темой в клубе для учащихся является военная топография и поиск ориентиров. Для этого придумываю карточки - задания (несколько вариантов) и по компасу или по признакам местных предметов осуществляется поиск. Чаще всего провожу на территории школы, где имеется очень много зданий (спортзал, интернат, склады, разрушенные здания).

Не всегда на уроке НВП хватает времени для практической отработки вопросов, ВПК позволяет их отработать. Часто занимаемся на караульном городке, разыгрываем различные ситуации по охране объекта, опят же придумываю карточки - задания по которым и идет отработка ситуации. У нас есть и свой часовой, и смена и нарушитель. Каждый раз учащиеся меняются местами. Проработка данного вопроса позволяет неоднократно напоминать учащимся о технике безопасности при обращении с оружием, что очень помогает, когда выходим на занятия по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. Отрабатываем действия при тушении пожара с выбросом СДЯВ на участке охраны, тем самым касаемся вопросов ГО и выполняем еще одну из целей предмета по освоению основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях. И вот, казалось бы, одна тема, а сколько вопросов в ней за один внеурочный час можно рассмотреть.

В рамках реализации ГОССО в нашей школе создается и совершенствуется учебно- материальная база необходимая для приобретения необходимых военных знаний и практических навыков, это и кабинет НВП ( в этом году приобретен комплект плакатов с государственной символикой), и комната для хранения специального имущества по начальной военной подготовке, основам безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний; площадка для занятий по строевой подготовке, место для практического изучения обязанностей дневального по роте; место для изучения обязанностей часового (караульный городок), полосу препятствий (в этом году сделали пять элементов), стрелковый тир в плане, пока есть пулеулавливатель; имеется уголок боевой славы. Все это позволяет проводить планомерную работу по подготовке учащихся и молодежи к исполнению своей конституционной обязанности - Защите Республики Казахстан.

Источники (список используемой литературы).

  1. Учебная программа по предмету «Начальная военная подготовка», Астана 2013г.

  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013 года №118 «Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы начальной военной подготовки»

5


© 2010-2022