• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методический материал. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ ( Педагогические мастерские)

Методический материал. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ ( Педагогические мастерские)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

« Средняя общеобразовательная школа № 51»

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.,

учитель высшей категории, Ветеран труда

Инновационные технологии в преподавании курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Педагогическая мастерская-это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. По целям и способам деятельности в практике петербургских мастерских различаются мастерские:

  • Творческого письма;

  • Построения знаний;

  • По самопознанию;

  • Отношений и ценностных ориентаций и ряд других.

Несмотря на разные виды мастерских, можно выделить основные целевые установки рассматриваемой технологии:

  • введение мастером своих учеников в процесс познания, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему, другими словами, обучать умению ставить проблемы и творчески искать ответ;

  • Предоставление учащимся психологических средств и педагогических условий, позволяющих им лично саморазвиваться, осознавать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей;

  • Воспитание уверенности в своих способностях.

Эти цели достигаются тем, что в мастерской выслушивают каждого, идет обсуждение вопросов сначала в парах, затем в группе, идет отстаивание своего варианта решения, детальное изучение решений других групп.

Элементы технологии педагогических мастерских

Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос.

Проблемная ситуация- это такое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация, вопрос в технологии мастерских называется индукцией, или индуктором.

Индуктор- это то, что «раскачивает чувства», включает поток ассоциаций и вопросов. Поэтому, составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает личность на потребность в саморазвитии. Существуют различные потребности: потребности быть личностью, потребности в самовыражении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создания мотива, на обозначении цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция (реконструкция) - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Самоконструкция следует после деконструкции учебного материала, т.е. превращения материала в «хаос», смешение явлений, событий, «тот первобытный хаос, из которого когда- то родились свет и тьма»

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа в малых группах. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра- и интраверность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задания на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны на выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесении корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Социализация - это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, дискуссии, обсуждения или афиширования, т.е. вывешивания проектов. Социализация может быть групповой и индивидуальной. Сравнение с контрольным образцом завершает всю работу, после чего необходима рефлексия- анализ пережитого всеми учениками.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех.

Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят. Представим чувства ребят, когда им удается возможность познакомиться с настоящим, исторически составляющим решением, когда идет сверка собственного варианта с имеющим быть в действительности.

Разрыв. Разрыв - это момент, когда участник мастерской внутренне осознает новизну, неожиданность, то новое знание, которое он построил здесь сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайд, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствие старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт послушания». В какой же мере на мастерской же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их порции на мастерской? Принять задание мастера- акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Рефлексия. В психологии различают рефлексию как осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то) и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек или группа людей.

На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Рефлексия, как известно, является универсальным психическим механизмом изменения и развития личности. Поэтому мастерские могут называться не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идет работа с психическим материалом.

Применение технологии в практике преподавания ОБЖ

Пример педагогической мастерской в работе с обучающимися

6- го класса

Тема мастерской

«Фактор одиночества и его влияние на выживание»

Этап 1. Индуктор.

Запишите тему урока в тетрадях.

Вспомните случай из своей жизни, когда у вас был очень трудный период и что помогло вам выйти из такой ситуации, а что, может быть, и помешало (индивидуальная работа).

Этап 2. Работа в парах.

Обсудите это в парах со своим соседом. Запишите.

Что помогло выйти из трудной ситуации?

Что препятствовало выйти из трудной ситуации?

Сила воли, мужество, любовь к жизни, оптимизм, надежда на лучшее, родители и друзья и т.д.

Страх, боль, непонимание, что происходит, растерянность, истерическое состояние и т.д.

Этап 3. А теперь послушайте текст рассказа, я прочитаю вам его без окончания.

«…В тихий, прозрачный августовский полдень, когда все в природе сверкало и лоснилось, но по каким- то еще непонятным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увяданья, на берегу крохотной речки, извивавшейся с мягким журчаньем между кустами, на маленьком песчаном пляже загорало несколько летчиков.

Разомлевшие от жары, они дремали, и даже неутомимый Бурназян молчал, зарывая в теплый песок свою изувеченную, неудачно сросшуюся после ранения ногу. Они лежали, скрытые от посторонних взоров серой листвой орешника, но им была видна протоптанная в зеленной траве дорожка, протянувшаяся по косогору над поймой. На этой- то дорожке Бурназян, возившийся со сваей ногой, и увидел удивившее его зрелище.

Из леска в полосатых пижамах штанах и ботинках, но без рубашки, вышел вчерашний новичок. Осмотрелся, никого не заметил и вдруг пустился бежать странными скачками, прижимая к бокам локти. Пробежав метров двести, он перешел на шаг, тяжело дыша, весь облитый потом. Отдышался, снова побежал. Тело его блестело, как бока загнанной лошади. Бурназян молча показал товарищам на бегуна. Они стали следить за ним из-за кустов. От несложных этих упражнений новичок задыхался, на лице его то и дело появлялись гримасы боли, порой он постанывал, но все бегал и бегал.

-Эй, друг! Лавры Знаменских покою не дают?- не вытерпел наконец Бурназян.

Новичок остановился. Усталость и боль точно соскользнули с его лица…»

Знаком ли вам рассказ? Как бы вы закончили этот рассказ? (напишите каждый свой вариант.)

Этап 4. Прочитайте свой вариант финала рассказа (читает каждый учащийся). Попытайтесь, слушая окончания рассказа, найти себе единомышленников, с кем вы потом объединитесь в малые группы.

Примеры окончаний рассказа

Новичок остановился, усталость и боль точно отпали... Бурназян спросил у новичка: «Куда ты так бежишь?» Новичок, запыхавшись, ответил: «Когда я прогуливался по этому маленькому лесочку, я услышал, что кто-то кричит: «На помощь! Деревня горит!» Бурзанян собрал целую делегацию летчиков, и они поспешили на помощь. Деревня была спасена.

Д. Щеткина

Новичок ответил, что он делает эти упражнения для того, чтобы при непредвиденных обстоятельствах, например при крушении самолета, он мог выжить. И через несколько месяцев после этого дня, когда Бурназян с новеньким и еще несколькими летчиками летели на самолете, произошла авария. Пролетев полпути, мотор сломался, и самолет начал падать. Все надели парашюты и быстро спрыгнули. Потом раздался взрыв самолета, звери куда-то побежали. Через три дня, когда их нашли, один новенький был цел и невредим, а остальных отправили в больницу.

В. Тесленко

-Что случилось?- спросил Бурназян. Новичок остановился и стал рассказывать.

-Я гулял по пляжу и увидел лесок. Ну, думаю, спрячусь здесь от солнца. Когда я вошел в глубь леса, из под куста выползла змея. Я стал от нее отмахиваться, но, оказывается, там было целое змеиное гнездо. Я испугался, сердце замирало в груди. Змея стала подползать к моим ногам. Но в это время стали вылупляться змеята, это увидела змея и уползла. А я побежал изо всех сил. И теперь я здесь.

Л. Венецкая

Новичок остановился, усталость и боль точно улетели с его лица. Он, как оказалось по его рассказу, попал катастрофу и уже давно ни с кем не разговаривал. Самолет потерпел крушение. Он единственный выжил. «Еще не-недавно уме-ер по-последний пилот, - говорил, заикаясь, новичок. - Я не зна-аю ка-ак я мог вы-ыжить. Я-я не могу стоять на месте от бо-боли…» Бурназян очень удивился происшедшему. Летчики довели новичка до самолета, дали воды, быстро собрались и полетели в больницу.

О. Павлова

Новичок остановился. Бурназян спросил его: «Куда ты бежишь?» Новичок увидел летчиков и стал бежать еще быстрее. Но вскоре свалился от усталости. Летчики его настигли. Бурназян снова спросил его, но новичок сидел молча. Тогда Бурназян ударил его, и он потерял сознание. Летчики вытащили его на песок и окатили водой. Новичок очнулся, и летчики опять спросили его, куда он бежал и почему не остановился по первой их просьбе.

- Хотел домой и убежал из части, - медленно произнес новичок.

Бурназян назвал его дезертиром и вернулся в часть.

С. Киптилов

Этап 5. Объединитесь со своими единомышленниками, с теми, чей финал вам ближе (три группы).

Этап 6. Обсудите в группе свой вариант и напишите общее окончание рассказа.

Подумайте над вопросом для другой группы. Прочитайте все варианты.

Этап 7. Послушайте авторское окончание рассказа.

«…Новичок остановился. Усталость и боль точно соскользнули с его лица. Он равнодушно посмотрел на кусты и, ничего не ответив, ушел в лес странной раскачивающейся походкой.

- Это что за циркач? Сумасшедший? - озадаченно спросил Бурназян.

Майор стручков, только что очнувшийся от дремоты, пояснил:

- У него нет ног. Он тренируется на протезах, он хочет вернуться в истребительную авиацию.

Точно холодной водой плеснули на этих разомлевших людей…»

Этап 8. Индивидуальная работа: Какие вопросы по тексту рассказа у вас остались? На доске записываются вопросы.

  • Почему летчики с таким интересом следили за бегуном?

  • Где происходило событие?

  • Почему новичок вначале осмотрелся, а затем пустился бежать «странными скачками»?

Этап 9. Рефлексия. Заключительный этап.


  • Какие чувства вы испытали по ходу занятия?

Рекомендации по использованию технологии педагогической мастерской

Остановимся на двух рекомендациях, касающихся, во-первых, алгоритма построения педагогической мастерской, во-вторых, позиции ведущего мастерскую.

Алгоритм построения педагогической мастерской

Алгоритм деятельности педагогической мастерской зависит от вида мастерской. Однако можно выделить «стержневой алгоритм» и его модифицировать к различным видам мастерских.


  1. Индуктор. Первое значение мастерской дается для мотивации дальнейшей деятельности учащихся. Это задание должно удовлетворять двум условиям. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого и быть так или иначе связанным со смыслом дальнейшей деятельности мастерской. Во-вторых, задание должно предоставить некоторый выбор для участника, что возбуждает интерес, повышает внимание к проблеме, а иногда может вызвать и раздражение… Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

  2. Создание творческого продукта. Это может происходить индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно создание творческого продукта основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование отобранных для мастерской материалов. Реконструкция позволяет из полученных и разрозненных частей создать новое, целое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

  3. Социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

  5. Обращение к новой информации и ее обработка.

  6. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п.

Групповая или индивидуальная работа.

  1. Социализация

  2. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. В этом смысле любой ученик имеет право на ошибку: путь к истине проходит через преодоление ошибок.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать сразу мысль ребенка, сделать его активным, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, что подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, где бы он смог проявить себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Вывод : Форма мастерской, как и психологический тренинг, помогает добраться до тайного в человеке, вызвать из него то, что он, может быть, и не желал бы показывать. В этом состоит опасность действий мастера. И в этом определенная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать «завалы» в нем и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.



© 2010-2022