Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта средне­го (полного) общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:

· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ

Курс предназначен для:

· формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

· выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

· приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

· формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

· ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

· ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

· Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

· ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

· ценность человечества - осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ

Личностные результаты:

· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

9 класс

· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;

· понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;

· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

· знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

· знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

· знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

· знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

· знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;

· знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;

· осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,

являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;

· умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;

· умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведе­ния.

Модульный принцип позволяет:

· эффективнее организовать учебно-воспитательный про­цесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в облас­ти безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

· структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 - 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.


9 класс

( 34 часа, 1 час в неделю)

Основы комплексной безопасности (12 ч)

Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)

Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.

Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

и национальная безопасность России (4 ч)

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Военная угроза национальной безопасности. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (2 ч).

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма.

Наркотизм и национальная безопасность России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2)

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма. Цели и способы осуществления террористической деятельности и террористических актов.

Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (11 ч).

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ (4)

Законодательная и нормативно-правовая база по противодействию терроризму и экстремизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму.

Система борьбы с терроризмом. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Государственная политика противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.

Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (9 ч)

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни - надежная профилактика раннего вступления в половую связь.

Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.

Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.

Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.

Оказание первой помощи (2 ч)

Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

P-1

Основы комплексной безопасности

12


Тема 1

Национальная безопасность в современном мире

4


1.1

Россия в мировом сообществе

1


1.2

Национальные интересы России в современном мире

1


1.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1


1.4

Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнеде­ятельности

1


Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера и национальная безопасность России

4


2.1

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие по­нятия и определения, их классификация

1


2.2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия

1


2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра, их причины и последствия

1


3.1

Военная угроза национальной безопасности России

1


Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопас­ность России

2


3.2

Международный терроризм - угроза нацио­нальной безопасности России

1


3.3

Наркотизм и национальная безопасность Рос­сии

1


Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2


4.1

Виды террористических актов, их цели и спосо­бы осуществления .

1


4.2

Правила поведения при угрозе террористичес­кого акта

1


P-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

11


Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3


5.1

Единая государственная система предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1


5.2

Гражданская оборона как составная часть наци­ональной безопасности и обороноспособности страны

1


5.3

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1


Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Рос­сийской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4


6.1

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1


6.2

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1


6.3

Оповещение населения о чрезвычайных ситуа­циях. Эвакуация населения

1


6.4

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1


Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и нарко­бизнесом в Российской Федерации

4


7.1

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

1


7.2

Система борьбы с терроризмом

1


7.3

Государственная политика противодействия наркотизму

1


7.4

Профилактика наркомании.

1


Р-3

Основы здорового образа жизни

9


Тема 8

Основы здорового образа жизни

3


8.1

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

1


8.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

1


8.3

Репродуктивное здоровье населения и нацио­нальная безопасность России

1


Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здо­ровье

3


9.1

Ранние половые связи и их последствия

1


9.2

Инфекции, передаваемые половым путем

1


9.3

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

1


Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3


10.1

Брак и семья

1


10.2

Семья и здоровый образ жизни человека

1


10.3

Основы семейного права в Российской Федера­ции

1


P-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2


Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2


11.1

Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)

1


11.2

Первая медицинская помощь при передозиров­ке в приеме психоактивных веществ

1



ИТОГО

34



13


© 2010-2022