- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сальников Н.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ
Курс предназначен для:
· формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
· выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
· приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
· формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
· ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
· Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· ценность человечества - осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
9 класс
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
· понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
· знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
· знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
· знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
· осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
· умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
· умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
· эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
· структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 - 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
9 класс
( 34 часа, 1 час в неделю)
Основы комплексной безопасности (12 ч)
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)
Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
и национальная безопасность России (4 ч)
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения
чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Военная угроза национальной безопасности. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (2 ч).
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма.
Наркотизм и национальная безопасность России. Наркотизм и национальная безопасность России.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2)
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные виды терроризма. Цели и способы осуществления террористической деятельности и террористических актов.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (11 ч).
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ (4)
Законодательная и нормативно-правовая база по противодействию терроризму и экстремизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму.
Система борьбы с терроризмом. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Государственная политика противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.
Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Основы здорового образа жизни (9 ч)
Основы здорового образа жизни (3 ч)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)
Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни - надежная профилактика раннего вступления в половую связь.
Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)
Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
Оказание первой помощи (2 ч)
Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Дата проведения
P-1
Основы комплексной безопасности
12
Тема 1
Национальная безопасность в современном мире
4
1.1
Россия в мировом сообществе
1
1.2
Национальные интересы России в современном мире
1
1.3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
1
1.4
Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
1
Тема 2
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
4
2.1
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация
1
2.2
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия
1
2.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия
1
3.1
Военная угроза национальной безопасности России
1
Тема 3
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
2
3.2
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
1
3.3
Наркотизм и национальная безопасность России
1
Тема 4
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
2
4.1
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления .
1
4.2
Правила поведения при угрозе террористического акта
1
P-2
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
11
Тема 5
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
3
5.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1
5.2
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
1
5.3
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
Тема 6
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
4
6.1
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
1
6.2
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1
6.3
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения
1
6.4
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1
Тема 7
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
4
7.1
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом
1
7.2
Система борьбы с терроризмом
1
7.3
Государственная политика противодействия наркотизму
1
7.4
Профилактика наркомании.
1
Р-3
Основы здорового образа жизни
9
Тема 8
Основы здорового образа жизни
3
8.1
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность
1
8.2
Здоровый образ жизни и его составляющие
1
8.3
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
1
Тема 9
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
3
9.1
Ранние половые связи и их последствия
1
9.2
Инфекции, передаваемые половым путем
1
9.3
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
1
Тема 10
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
3
10.1
Брак и семья
1
10.2
Семья и здоровый образ жизни человека
1
10.3
Основы семейного права в Российской Федерации
1
P-4
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2
Тема 11
Оказание первой медицинской помощи
2
11.1
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
1
11.2
Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ
1
ИТОГО
34
13