• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Доклад Возможности применения проектных методов обучения при преподавании ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Доклад Возможности применения проектных методов обучения при преподавании ОБЖ в условиях реализации ФГОС

     Метод проектов, на мой взгляд, позволяет достигать не только значимых предметных результатов в изучении основ безопасности жизнедеятельности, но и личностных и метапредметных результатов. ОБЖ просто не имеет конкуренции в плане практической направленности, а  метапредметные связи очевидны  и могут использоваться очень широко. Что же мешает педагогам активно работать в этом направлении? Что нужно знать учителю ОБЖ,  приступающему к проектно-исследовательской деятельности? Каковы основные тре...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности применения проектных методов обучения при преподавании ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

Рудь Н. А.

Воронеж, МБОУ СОШ с УИОП №8


Современный мир живет в столь быстроменяющемся потоке информации, в таком стремительном ритме, что соответствовать ему трудно даже продвинутой молодежи. Чтобы добиться успеха в жизни, юношам и девушкам важно уметь четко формулировать цели и этапы их достижения. ФГОС, внедряемые в современном образовании, позволяют решать эту проблему. Ведь уже в начальной школе значительную часть внеурочной деятельности учителя отводят для работы над проектами, что подразумевает умение ставить цели, определять задачи, анализировать результаты, сопоставлять задачи и выводы.

Если мы сравним требования ФГОС по нескольким критериям, наиболее близким к проектно-исследовательской деятельности (например, требования к уровню освоения основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы, личностные и метапредметные результаты), то отметим следующие очевидные моменты.

В требованиях к уровню усвоения программ в метапредметных результатах добавляется владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Но за два последних года овладеть такими навыками крайне сложно, значит, в основной общей школе должна проводиться большая и целенаправленная подготовительная работа.

Соответственно самые существенные различия выявляются при сравнении метапредметных результатов. Они практически полностью могут быть сформированы при проведении учебного исследования или работе над творческим, социальным или другим проектом. [3, 4]

Основное образование предполагает не присутствие дополнительных знаний и умений, а качественное их отличие, более высокий уровень работы с информацией, сформированность мировоззрения. [3, 4]

Метод проектов, на мой взгляд, позволяет достигать не только значимых предметных результатов в изучении основ безопасности жизнедеятельности, но и личностных и метапредметных результатов. ОБЖ просто не имеет конкуренции в плане практической направленности, а метапредметные связи очевидны и могут использоваться очень широко. Что же мешает педагогам активно работать в этом направлении? Я думаю, что стереотипы. Принято считать, что творческие проекты реализуют учителя технологии, научно-исследовательские хороши для изучения естественных предметов, исследовательские проекты выбирают гуманитарии и т. д. Но некоторые учителя просто не знакомы с современной классификацией проектов, пугаются понятия «продукт» и не знают, где и как можно представить свои лучшие результаты. Так давайте разберемся с этими понятиями и определим, что и как будем внедрять в учебный процесс.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Собственно продукт проекта - это web-сайт, видеозапись, видеофильм, фотоальбом, газета, журнал, отчёт с фотографиями о реализации социального проекта, материалы для урока, сценарий, описание игры, справочник или мультимедиа-презентация о продукте проекта. [5]

«Под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность школьников, связанную с решением ими задач теоретического и практического характера с неизвестным для них решением».[1]

На практике, при работе с детьми, многое из перечисленного педагоги активно воплощают в жизнь. Очень часто ведь не учитель, а его ученики создают презентацию к уроку, мастерят пособия для выставки, оформляют стенды, разрабатывают викторины, сочиняют сценарии и готовят выступления (по темам, связанным с ПДД или здоровым образом жизни), помогают ветеранам - действительно, находят ответы и решения, которые не были им раньше известны. Но для того, чтобы называть такую деятельность учебно-исследовательской или проектной, необходимо научить детей ее структурировать. Важно уметь четко обозначать практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности. При подготовке материалов необходимо соответствовать структуре проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде. Хочется так же отметить, что итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.[2]

Учителю, приступающему к проектно-исследовательской деятельности, самому важно четко различать разницу между проектами и исследованиями. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Проект же направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

У учителя ОБЖ есть уникальная возможность подобрать тот тип проекта, который ближе к индивидуальной траектории развития заинтересованного ребенка. За годы учебы ученик может попробовать себя в проектах, отличающихся по характеру деятельности. Кому-то ближе окажутся поисковые проекты, сбор и представление информации по интересующему вопросу. Кто-то предпочтет участие в ролевых и творческих проектах. Существуют возможности реализации здоровьесберегающих и экологических проектов, социальных проектов. Особенно удобен проектный метод во внеурочной деятельности.

Достичь успеха можно только в том случае, если есть четкое представление о желаемом результате у ребенка, его семьи, и, конечно, учителя. Другими словами, осуществление такого вида сложной внеурочной деятельности предполагает обязательное наличие устойчивой мотивации. Способы формирования мотивации у каждого учителя складываются свои, с учетом индивидуальных особенностей детей, стиля педагогического общения, традиций школы. Н.В. Авдеева считает, что она зависит «от такой положительной творческой атмосферы, которую создает педагог во время занятий, тем самым развивая мотивационный интерес к изучению данного курса.» [1] Она указывает также на важность межличностных взаимоотношений между учителем и его учениками.

При организации учебно-исследовательской деятельности на уроках ОБЖ необходимо учитывать следующие требования: разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно и занимать определенное место на уроках; информация, которая в них содержится, должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям обучающихся; необходимо подбирать актуальные задания с реальными и доступными путями решения. [2]

Источники информации:

  1. Авдеева Н.В. Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ.// МНКО, 2010. 2, с.107 - 108. URL: cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-kurse-obzh#ixzz3LCcrdD6D

  2. Лопуга В. Ф. Технологии проектного обучения основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения. URL: fsp.akipkro.ru/fsp-public/47-pedagogam/145-obg.html

  3. Портал ФГОС. ФГОС: Основное общее образование. URL:

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Портал ФГОС. ФГОС: Среднее (полное) общее образование. URL:

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

5. Ступицкая М. Методика. Проектная деятельность школьников.// URL: spo.1september.ru/2008/14/2.htm

© 2010-2022