Природные явления и их классификация

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природные явления и их классификацияПриродные явления и их классификация

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I. Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.

  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.

  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II. Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а также способы защиты от них.

III. Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации, то и оттуда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

Природные явления и их классификация

  1. Литосфера - в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.

  2. Гидросфера - водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.

  3. Атмосфера - газовая оболочка, самая легкая и подвижная.

  4. Биосфера - сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Природные явления и их классификация

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение - это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Природные явления и их классификация

Рисунок 1.

2. Вулкан - это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество - магма.

Извержение вулкана - это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Природные явления и их классификация

Рисунок 2.

3. Оползень - это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;

  • крутизна склона;

  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Природные явления и их классификация

Рисунок 3.

4. Обвал - это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;

  • деятельность воды;

  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Природные явления и их классификация

Рисунок 4.

5. Снежная лавина - это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;

  • интенсивное таянье снега;

  • длительный снегопад;

  • деятельность человека.

Природные явления и их классификация

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган - это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Природные явления и их классификация

Рисунок 6.

2. Буря - это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Природные явления и их классификация

Рисунок 7.

3. Смерч - представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Природные явления и их классификация

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;

  • обильное выпадение осадков;

  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;

  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Природные явления и их классификация

Природные явления и их классификация

Рисунок 9.

2. Сель - это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Природные явления и их классификация

Рисунок 10.

3. Цунами - это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;

  • извержения подводного вулкана;

  • оползней и т.д.

Природные явления и их классификация

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар - это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Природные явления и их классификация

Рисунок 12.

2. Эпидемия - это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Природные явления и их классификация

Рисунок 13.

3. Эпизоотия - это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Природные явления и их классификация

Рисунок 14.

4. Эпифитотии - это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Природные явления и их классификация

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.

  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.

  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.



© 2010-2022