Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»





Утверждена

методическим советом

МБОУ СОШ № 4

Протокол №

«__»________ 2014 г.

Председатель ШМС

_________ Т.Д. Бутина

Утверждена

городским экспертным Советом

Протокол № ____

от «___» _______________ 2014 г.

председатель ГЭС

____________ Н.А. Щербакова









«Выживание в экстремальных условиях»
авторская педагогическая разработка для обучающихся 10 - х классов,

17 часов





Автор:

Вакуленко Юлия Николаевна
учитель ОБЖ

1КК, МБОУ СОШ № 4

Рецензент:

Клевцова Светлана Ивановна

Учитель биологии

ВКК, МБОУ СОШ № 4

Фроленок Надежда Юрьевна

Учитель ОБЖ

1КК, МБОУ СОШ № 6


Тулун, 2014

Пояснительная записка



Программа элективного курса составлена для обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений и предназначена для развития познавательных интересов обучающихся. Учебная программа предлагаемого курса рассчитана на 17 часов и составлена с учетом учебной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Мы живем в прекрасном, но неспокойном мире. Землетрясения, наводнения, угроза совершения террористического акта, аварии на опасных химических объектах и другие катаклизмы природного, техногенного и социального характера сотрясают нашу планету. Каждый человек в быту, в природе может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность их возникновения, угрожающие жизни и здоровью человека, т.е. экстремальные.

В экстремальной ситуации каждый человек должен уметь оказать помощь себе и своим близким, сохраняя выдержку. А для этого ему необходимы знания, которые можно получить, изучая данную программу элективного курса. Прежде всего, она научит, как надо действовать в чрезвычайных ситуациях, подчинить их своей воле. Экстремальная ситуация вынуждает человека учиться выживанию.

Человеческий фактор является определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека, поэтому программа элективного курса «Выживание в экстремальных условиях» позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа данного курса предполагает выполнение большого числа практических заданий, дает возможность познакомиться с правилами безопасного поведения в ЧС, принять участие в различных проектах, продемонстрировать свои умения по изготовлению макетов.

Отличие данной программы от базового курса ОБЖ, в недостаточности времени для практических заданий, таким как ориентирование на местности, создание макетов, печатных информационных материалов. Каждый обучаемый имеет возможность продемонстрировать свои практические навыки.

Данный курс может оказать большую помощь обучающимся в будущей трудовой деятельности (пожарные, спасатели, медицинские работники и т.д.).





Основные цели курса:

  1. Усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих в современной, повседневной жизни;

  2. Формирование о влиянии последствий экстремальных и опасных ситуаций на личную безопасность;

  3. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в экстремальных ситуациях.

  4. Воспитание у обучающихся культуры безопасности в повседневной жизни.

Задачи курса:

1.Овладение способами защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Изучить правила оказания доврачебной помощи.

3. Предвидеть возникновение экстремальных ситуаций;

4.Принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в экстремальной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя коллективную и индивидуальную работу.


Требования к умениям и навыкам

По окончании курса по программе элективного курса «Выживание в экстремальных условиях» учащиеся должны:

знать:

  1. Возможны экстремальные и опасные ситуации в природе, на производстве, на транспорте, в повседневной жизни, а также правила и порядок действия при возникновении ЧС.

  2. Основы оказания доврачебной помощи пострадавшим от ЧС.

  3. Способы сооружения бивуака.

уметь:

  1. Составлять топографическую карту местности.

  2. Ориентироваться на местности.

  3. Изготавливать средства индивидуальной защиты.

  4. Коллективно работать над совместным проектом.

приобрести опыт

  1. Публично заявлять и отстаивать свою точку зрения.

  2. Публично выступать со своими работами на уроке.

  3. По выбору мета сооружения бивуака.

  4. По применению различных способов разведения костра и добычи воды.

Формы работы: лекции, практические индивидуальные и групповые, игровые, беседы, дискуссии.

Виды контроля:

Текущий

Составляется перечень вопросов и задаются с цель проверки знаний опасных ЧС, способов и правил выхода из ЧС.

Тесты

Тестовые задания составляются разноуровневой сложности, с целью проверки правильности усвоения пройденного материала.

Практические задания

Служат для проверки практических навыков при действиях в экстремальных ситуациях.

Учебно - методическое планирование


Модуль

Всего

часов

Теория

Практика

Тема

Вид деятельности

1.Введение

1

1


Классификация ЧС, причины возникновения и последствия.

Просмотр видеофильма с элементами беседы

2.Ориентирование и топография.

3

2

1

1.Способы ориентирования. 2.Изучение топографических знаков.

3. Ориентирование на местности и составление карты местности.

Просмотр видеофильма, тестирование.

Урок презентация с элементами лекции.

Урок - практикум

3.Автономное существование человека в природе

4

2

2

1. Правила оборудования бивуака. Сооружение временного укрытия.

2.Правила и способы разведения костра. Подача сигналов бедствия.

3.Добыча пищи и воды.

4.Обобщающий урок по теме: «Автономное существование человека в природе»

Просмотр видеофильма с элементами беседы.

Урок - практикум

Урок - практикум

Групповая творческая работа (создание макета)

4.ЧС природного характера

2

2

1.Различные природные явления и причины их возникновения.

2.Защита населения от ЧС природного характера.

Лекция с просмотром видеофильма

Беседа

5.Общие правила оказания первой медицинской помощи

2


2

1.Первая помощь при наружном кровотечении. Ушибы и переломы. Транспортировка пострадавшего.

2.1МП при острых состояниях

Урок - практикум с элементами беседы, просмотром видеоролика.

Урок - практикум (ЭРП)

6.ЧС техногенного характера

2

1

1

1.Производственные аварии и катастрофы.

2.Индивидуальные и коллективные средства защиты.

Лекция

Групповая творческая работа (изготовление временного укрытия)

7.Ситуации криминогенного характера

1

1

1.Криминогенные ситуации и личная безопасность.

Круглый стол - тема: «Преступность вокруг нас».

8.Дорожно - транспортные происшествия.

1

1

1.Действия при ДТП. Правила дорожного движения.

Урок игра «Знатоки правил дорожного движения».

9.Дифферинцированный зачет.

1

1

1.Обобщение знаний за курс «Выживание в экстремальных условиях».

Зачет.

Итого:

17









Краткое описание занятий


Модуль 1. Введение

  1. Знакомство с опасными и чрезвычайными ситуациями различного характера.

Цели:

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера

  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью

  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС

  4. Овладение умениями оценивать ситуации, действовать в ЧС, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать 1МП пострадавшим.

Модуль 2. Ориентирование и топография.

  1. Ориентирование по местным признакам, по звездам, солнцу, определение направления выхода.

  2. Изучение топографических знаков.

  3. Составление карты местности.

Цель: тема курса предполагает практические занятия, самостоятельные задания.

Модуль 3. Автономное существование человека в природе.

  1. Подготовка к походу, сооружение временного укрытия.

  2. Правила и способы разведения костра.

  3. Обеспечение пищей, водой и способы добычи огня.

  4. Подача сигналов бедствия.

  5. Практическое занятие - изготовление макета бивака.

Цели:

  1. Построить макеты временного укрытия

  2. Изготовить фильтр для воды

  3. Для закрепления навыка организации бивуака и автономного существования провести занятие на природе.

Модуль 4. ЧС природного характера.

  1. Различные природные явления и причины их возникновения.

  2. Защита населения от ЧС природного характера.

Цели:

  1. Актуализировать знания о ЧС природного характера в местах проживания, о заблаговременных и оперативных предупредительных мероприятиях.

Модуль 5. Общие правила оказания первой медицинской помощи

1. Первая помощь при наружном кровотечении. Ушибы и переломы. Транспортировка пострадавшего.

2.1МП при острых состояниях

Цель:

5.1. Отработка способов оказания первой помощи при различных видах травмы

Модуль 6. ЧС техногенного характера

1.Производственные аварии и катастрофы.

2.Индивидуальные и коллективные средства защиты.

Цели:

6.1. Отработать практические навыки пользования СИЗ

6.2. Создание макета временного укрытия.

Модуль 7. Ситуации криминогенного характера

  1. Криминогенные ситуации и личная безопасность.

Цель:

7.1. Познакомить с приемами самообороны

7.2.Познакомить с уровнем преступности на территориях проживания через встречи с сотрудниками ОДН

Модуль 8. Дорожно - транспортные происшествия.

  1. Действия при ДТП. Правила дорожного движения.

Цель:

8.1. Организация совместного мероприятия с инспектором ГИБДД о безопасности на дорогах всех участников дорожного движения.

Модуль 9.Дифферинцированный зачет.

Цель:

9.1. Закрепить теоретические знания и сформировать практические навыки по курсу «Выживание в экстремальных условиях».

Методика

проведения и оценки приобретенных практических навыков


Важной особенностью при закреплении знаний и отработке умений и навыков является организация проверки практических навыков обучающихся. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого решить быстро и правильно поставленную задачу.

Оценка практических навыков обучающихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя уметь решать ситуационные задания.

Проверка практических навыков проводится как индивидуально, так и по группам. При этом учитывается:

1.Алгоритм выполнения действий;

2.Правильность выполнения действий;

3.Допустимо исправлять в ходе действий допущенные ошибки и произвести повторно задание.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации проведения элективного курса.

На основании анализа можно внести корректировку в программу элективного курса.






Учебно - методическое обеспечение


  1. Примерные тесты для проведения зачета

  2. Разработка игры «Знатоки правил дорожного движения»

  3. Диск с видеоуроками по ОБЖ

  4. Тренажер «Максим»

  5. Средства индивидуальной защиты (противогазы, ОЗК)

  6. Имитаторы ранений, медицинские шины

  7. Учебные плакаты.











Приложение № 1


Ситуационные задачи

Задача1.

Вы, находитесь дома, услышали звуки сирены и прерывистые гудки. Ваши действия?

Задача 2.

Вас в здании застало землетрясение. Ваши действия?

Задача 3.

Вы получили сигнал об угрозе затопления или наводнения. Ваши действия?

Задача 4.

Произошел взрыв на мясокомбинате. Ваши действия, если нет вблизи укрытия?

Задача 5.

В помещении произошел розлив ртути. Ваши действия?

Задача 6.

Вы попали в ДТП. Ваши действия с целью уменьшения факторов риска для жизни и здоровья?

Задача 7.

Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?

Задача 8.

Во время прогулки по лесу в пожароопасный период вы уловили запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия?

Задача 9.

Во время отдыха на природе вы купались, внезапно затянуло небо тучами, начался дождь, сверкнула молния. Ваши действия?

Задача 10.

Вы увидели на дороге перевернутую цистерну, из которой вытекает жидкость и клубится пар. Ваши действия?

Задача 11.

Вы обнаружили попадание ядовитых жидкостей на одежду и открытые участки тела. Ваши действия?



Приложение № 2.

Вопросы для проверки качества усвоения материала


  1. Какие права и свободы провозглашает Конституция РФ в области обеспечения безопасности граждан?

  2. Какие основные цели определяет закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

  3. Какую цель преследует закон «О пожарной безопасности»?

  4. Назовите основные задачи закона «О безопасности дорожного движения».

  5. Обязанности обучающихся в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  6. Чрезвычайные ситуации природного характера. Общая характеристика, их классификация.

  7. Действия при чрезвычайных ситуациях природного характера, возникающих на территории проживания.

  8. Основные причины ДТП.

  9. Характерные травмы при ДТП.

  10. Почему растет число аварий на дорогах?

  11. Действия при ДТП.

  12. Почему каждая авария (катастрофа) перерастает в чрезвычайную ситуацию?

  13. Какие аварии и катастрофы могут возникнуть в вашем регионе?

  14. Правила поведения при пожаре.

  15. Какие типы огнетушителей вы знаете. Способы эвакуации с верхних этажей.

  16. Какие вы знаете индивидуальные средства защиты?

  17. Правила безопасности при движении по зараженной местности.

  18. Как воздействует радиация на организм человека?

  19. Какие правила необходимо соблюдать при проживании в зоне радиоактивного заражения?

  20. Правила поведения на улице.

  21. Принципы и методы 1МП.






Приложение № 3

Примерные тесты


Производственные аварии и катастрофы

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

2.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:

а) в местном отделении милиции;

б) в местном органе санитарно-экологического надзора;

в) в местном органе госпожнадзора;

г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

3. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

4. Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:

а) неправильные действия людей по тушению пожара;

б) скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;

в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;

г) скопление большого количества горючих веществ и материалов;

д) наличие различных проемов, создающих возможность распространения пламени;

е) отсутствие естественного освещения;

ж) отсутствие проемов (оконных, дверных) для удаления продуктов горения;

з) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;

и) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.

5. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.

6. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди в 20 метрах от себя, как прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) побежите в противоположную сторону (обратно);

б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;

в) упадете вниз;

г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени;

д) закроете голову одеждой (пиджаком);

е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь с его помощью потушить огонь;

ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;

з) спрячетесь за выступом колонны.

7. Внимательно прочитайте тест и определите, какие дозы облучения людей (в рентгенах) соответствуют следующим признакам поражения:

а) через несколько часов после облучения появляется лучевая болезнь III степени, которая в большинстве случаев приводит к смертельному исходу;

б) после однократного облучения появляется рвота, чувство усталости, в организме сокращается количество белых кровяных телец; серьезной потери трудоспособности не наступает;

в) отсутствуют признаки поражения;

г) пораженные погибают в первые дни облучения в результате молниеносной формы лучевой болезни.

8. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновения лучевой болезни;

б) внутреннего облучения;

в) поражения щитовидной железы.

9. Определите какие из приведенных марок противогазов и респираторов необходимо использовать для защиты от радиоактивного йода? Назовите правильный ответ:

а) ГП-5;

б) ГП-7;

в) ПДФ-Д;

г) ПДФ-Ш;

д) ПДФ-2П;

е) ПДФ-2Ш;

ж) «Лепесток»;

з) Р-2, Р-2Д.

10. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вариантов последовательность ваших действий:

а) надеть средства индивидуальной защиты;

б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

11. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику;

г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;

д) без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;

е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

ж) не принимать пищу, не пить, не курить;

з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и расположите их в логической последовательности.

12. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность).

Какие санитарно-гиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:

а) перед входом в дом снять одежду и выбить (вытряхнуть) из нее пыль;

б) обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога;

в) воду из емкости вылить в канализацию;

г) войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф;

д) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом (на улице);

е) вымыть руки и лицо;

ж) принять душ с мылом.

13.После поступления сообщения об опасности разрушения плотины необходимо:

а) надеть средства защиты дыхания и кожи;

б) переместиться на ближайший возвышенный участок местности и оставаться там до тех пор, пока не прибудут спасатели или не спадет вода.

Найдите допущенную ошибку.

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.

1.Дополни предложение.

Выживание человека - это…

а. Активное существование в среде себе подобных;

б. Активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;

в. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.

2.Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

а. Не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

б. Перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

в. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

3.При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

а. Местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

б. Место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

в. Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

г. Большая часть людей, не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

д. Нет связи.

4.При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?

а. Когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

б. Когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;

в. Когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);

г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности;

д. Когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.

5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?

а. По памяти;

б. По растениям;

в. По небесным светилам;

г. По компасу;

д. По местным признакам.

6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?

а. Наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;

б. Температуру воздуха и насекомых;

в. Наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;

г. Количество и физическое состояние потерпевших бедствие.

7.Какие известны основные виды костров?

а. Опознавательные;

б. Сигнальные;

в. Пламенные и простейшие очаги;

г. Жаровые.

8.Для чего предназначается опознавательный костёр?

а. Такого не существует;

б. Для опознавания людей;

в. Для подачи сигналов;

г. Для обозначения границ лагеря.

9.Для чего предназначается сигнальный костёр?

а. Такого не существует;

б. Для обеспечения своего местонахождения;

в. Для опознавания людей;

г. Для подачи сигналов внутри лагеря.

10.Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного выживания?

а. Насекомые и их личинки;

б. Дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;

в. Пища животного происхождения;

г. Крупные волосатые гусеницы и черви.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.

1.Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?

а. Деньги окружающим надо показывать только при необходимости;

б. Не считать деньги на виду у всех;

в. Избегать мест большого скопления народа;

г. Держаться подальше от рынков и любой толпы;

д. Лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.

2.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?

а. Двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;

б. Стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;

в. На улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;

г. Держаться поближе к стенам домов.

3.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?

а. Остановиться и выяснить, что надо преследователю;

б. Следует менять темп ходьбы;

в. Перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;

г. Бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.

4.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?

а. Подальше от выхода, спиной к стене;

б. Поближе к выходу, спиной к стене;

в. Рядом со стойкой;

г. Подальше от стойки;

д. В слабо освещённом углу, чтобы не заметили.

5.Как поступить, если необходимо поменять валюту?

а. Менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;

б. Менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;

в. Действовать по обстоятельствам;

г. Посоветоваться с прохожими;

6.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?

а. Согласиться, чтобы увеличить свой капитал;

б. Посоветоваться с друзьями;

в. Подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;

г. Не следует принимать приглашение.

7.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?

а. Не следует обращать на постороннего внимания;

б. Пропустить незнакомца вперёд;

в. Под любым предлогом задержаться у подъезда;

г. Войдя в подъезд побежать наверх.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1.Каковы основные признаки наружного кровотечения?

а. Медленное и тягучее кровотечение;

б. Быстрое и пульсирующее кровотечение;

в. Сильная боль в повреждённой части тела;

г. Кровь ярко-красного цвета;

д. Кровь темно-красного цвета.

2.Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?

а. Кровь спокойно вытекает из раны;

б. Кровь фонтанирует из раны;

в. Кровь ярко-красного цвета;

г. Кровь тёмно-красного цвета;

д. Слабость.

3.Каким образом наложить жгут при артериальном кровотечении?

а. Прижать пальцем артерию ниже кровотечения;

б. Прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань;

в.Плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения;

г. Доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;

д. На 3-5см ниже раны наложить вокруг конечности чистую ткань.

4.Как правильно наложить давящую повязку?

а. Обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой;

б. Обработать края раны вазелином или кремом;

в. Прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;

г. Наложить повязку.

5.Укажите признаки внутреннего кровотечения?

а. Порозовение кожи в области повреждения;

б. Посинение кожи в области повреждения;

в. Учащённый слабый пульс и частое дыхание;

г. Кашель с кровянистыми выделениями;

д. Повышение артериального давления;

е. Чувство неутолимого голода.

6.В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?

а. Промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом;

б. Промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом;

в. Смазать рану вазелином или кремом;

г. Заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.

7.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?

а. Наложением холода на место ушиба;

б. Наложением тепла на место ушиба;

в. Наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя.

8. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?

а. Наложить на повреждённое место холод;

б. Наложить на повреждённое место тепло;

в. Наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой;

г. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

9.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?

а. Обеспечить повреждённой конечности покой;

б. Наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё;

в. Наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

г. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

10.Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?

а. Вправить вышедшие наружу кости;

б. Остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;

в. На рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

г. Провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.

11.Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?

а. Провести иммобилизацию места перелома;

б. Устранить искривление конечности;

в. Положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;

г. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

12.Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?

а. Надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;

б. На голову пострадавшему наложить тёплую грелку;

в. На голову пострадавшему положить холод;

г. Вызвать врача.

13.Как оказать экстренную реанимационную помощь пострадавшему?

а. Положить пострадавшего на спину на твёрдую ровную поверхность;

б. Положить пострадавшего на спину на мягкую ровную поверхность;

в. Произвести прекардиальный удар в область грудины;

г. приступить к непрямому массажу сердца и проведению искусственной вентиляции лёгких, вызвать «скорую помощь».

Перфокарта для обучающихся



Фамилия, Имя, класс






№ вопроса



Варианты ответов

а

б


в

г

д

е













Приложение № 4

Разработка урока - игры

«Знатоки правил дорожного движения»


Цель классного часа: привлечь внимание школьников к проблемам безопасности на дорогах.

Ход урока.

  1. Оргмомент

1.Класс делится на три команды, команды придумывают названия.

2.Состав жюри: педагог - организатор, инспектор ГИБДД, учитель ОБЖ из другой школы города.

  1. Работа по теме урока.

Задание 1. Викторина.

  1. Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.)

  2. Как обязан вести себя пешеход при отсутствии тротуаров? (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти или по велосипедной дорожке, или в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю разделительной части).

  3. При передвижении по краю проезжей части на что должен обратить внимание пешеход? (При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.)

  4. Каким образом пешеход может пересечь проезжую часть дороги? (Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин).

  5. Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка? (При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.)

  6. Чем руководствуется пешеход при переходе проезжей части? (В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.)

  7. Перечислите значения поочередно загорающихся огней светофора. (Зеленый сигнал разрешает движение. Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Желтый сигнал запрещает движение. Желтый мигающий разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждение об опасности. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.)

  8. Как должен вести себя пешеход на нерегулируемых участках проезжей части? (Пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до ближайших транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.)

  9. Что делать в случае, если пешеход не успел завершить начатый им путь через проезжую часть дороги? (Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить пешеход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.)

  10. Расскажите правила поведения пешехода при ожидании транспортного средства. (Ожидать маршрутное или транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.)

  11. Перечислите обязанности пассажиров. (1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими. 2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.)

  12. Перечислите, что запрещается пассажиру. (1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. 2. Открывать двери транспортного средства во время его движения.)

Задание 2. Конкурс «Эстафета»

Участники пробегают дистанцию и передают друг другу эстафетную палочку - жезл инспектора ГИБДД. В конце дистанции сложены разрезанные из бумаги полосы «зебры» - пешеходного перехода. За время эстафеты каждый участник должен прикрепить к полу одну полосу. Побеждает команда, «зебра» которой будет сделана быстрее и ровнее.

Задание 3. Конкурс «Дорожные знаки»

Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях

Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях



Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях

Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях

Авторская программа Выживание в экстремальных ситуациях

Задание 4. Отгадайте загадки.

За каждую правильную отгадку ставится 1балл. Для каждой команды предусмотрены по 2 загадки.

  1. Форма странная у знака,

Больше нет таких, ребята!

Не квадрат он и не круг,

А машины встали вдруг. («Движение без остановки запрещено».)


  1. Чудо-конь - велосипед,

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак,

Не понять его никак! («Велосипедная дорожка».)


  1. Видно, строить будут дом -

Кирпичи висят кругом.

Но у нашего двора

Стройплощадка не видна. («Въезд запрещен».)


  1. Скоро выезд на каток,

Ставь машину здесь, дружок.

Надевай скорей коньки

И смелей вперед смотри. («Скользкая дорога».)


  1. Скоро будет огород -

Знак об этом знать дает.

Если есть с собой лопата,

Вас там ждут всегда, ребята! («Дорожные работы».)


  1. Тормози скорей, шофер!

Можно врезаться в забор!

Кто нам путь загородил

И дорогу перекрыл? («Железнодорожный переезд со шлагбаумом».)

Задание 5. Песенный разъезд. Командам предстоит вспомнить песни, в которых упоминается о транспортных средствах, о дорогах и о том, что связано с ГИБДД. Команда пропевшая большее количество песен получает 5 баллов, далее в порядке выбывания 3 балла и 1 балл.

Задание 6. Первая медицинская помощь при дорожных авариях

В экстренных ситуациях необходимы знания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь - это комплекс мероприятий по спасению жизни пострадавших, выполняемых главным образом спасателями или окружающими лицами непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации, на месте происшествия. Чаще всего, попадая в автомобильную катастрофу, человек получает механические повреждения, к которым относятся раны: резаные, колотые, рубленые, ушибленные.

Первая команда оказывает 1МП при открытом переломе руки.

Вторая команда оказывает 1МП при закрытом переломе позвоночника и шейных позвонков.

Третья команда оказывает первую помощь при переломе ребер и травме головы.

Оценивается правильность выполнения доврачебной помощи. Жюри выдаётся алгоритм оказания 1МП.

Итог занятия.

Жюри подводит итоги.

Инспектор ГИБДД производит процедуру награждений.

Командам вручаются призы.








Литература


1. Электронный учебник по ОБЖ 10 класс «Основы безопасности жизнедеятельности», 2003.
2. Видеоуроки, 2014 г., создано: ООО «Открытый урок» по заказу: ООО «Инфоурок».
3. Академический школьный учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва «Просвещение», 2009г. «Основы безопасности жизнедеятельности».

4 Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, издательство «Артель», 2006 г. , под редакцией Ю.Л. Воробьева.

  1. Интернет ресурсы:

nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2011/11/28/elektivnyy-kurs-vyzhivanie-v-ekstremalnykh-situatsiyakh-9-klass

lib.znate.ru/docs/index-175271.html

uchmag.ru/estore/e45753/?s=158

Литература для обучающихся

  1. Волович В. Г. «Энциклопедия выживания», Москва, «Терра- Книжный клуб», 2001 год.

  2. Гостюшин А. В., Шубина С. И. «Азбука выживания», Москва, «Знание»,1995 год.

  3. Учебники по географии, ОБЖ.

  4. Ресурсы интернета.

  5. Электронные и энциклопедические справочники.

© 2010-2022