• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок по ОБЖ в 8 классе по теме Здоровье как основная ценность человека

Урок по ОБЖ в 8 классе по теме Здоровье как основная ценность человека

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Реализация требований здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ»

В современном обществе много проблем, связанных с ЧС природного, техногенного и криминального характера, угрозами терроризма, из года в год ухудшается здоровье школьников. Предмет ОБЖ занимает ведущее место в обучении детей здоровому образу жизни и имеет реальные возможности для формирования специальных знаний и навыков, физических и психологических качеств личности, необходимых для достижения успехов во всех видах жизнедеятельности.

Одним из требований здоровьесберегающей технологии является включение в школьные уроки элементов, связанных со здоровьем, способствующих формированию потребности в здоровом образе жизни. С целью воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни в программу ОБЖ для всех классов включен раздел «Здоровый образ жизни и его составляющие». Начинает этот раздел тема «Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность».

Остановимся на том, каким образом могут быть реализованы требования здоровосберегащей технологии при рассмотрении этой темы.

Начнем с момента подготовки учителя к занятию. При этом будем помнить о том, что На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Далее подготовка помещения учебного класса к работе. Хорошо если, на перемене звучит валеологическая мелодия (например Оркестр П. Мориа «Atlantis», «El Bimo» или «Minueto»). Класс проветрен, параметры микроклимата в норме, освещенность достаточная. Это позволит выполнить требования о том, что обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Известно, что норма видов учебной деятельности должна быть на уровне - 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

Актуализацию первичного опыта и совместное целеполагание по теме проходят в форме беседы с классом, а также слушания выводов. Определение здоровья и модель здоровья уясняются учениками в ходе чтения и разглядывания наглядных пособий при направляющих действиях учителя. Результатом работы должен стать совместный вывод о модели здоровья человека в виде треугольника, где на вершине имеем идеальное здоровье, с учетом его физической, социальной и психической составляющих. А путь к вершине у каждого свой. Итого пять видов учебной деятельности (пока без практической работы).

При этом следует учесть, что:

  • средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности должна составлять - 7-10 минут;

  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

С начала урока прошло около 20 минут. Общеизвестно, что через 15-20 минут урока работоспособность учеников падает, внимание рассеивается. Самое время перейти к практической части урока. После короткого сообщения о количественных показателях здоровья можно приступить к практике измерения пульса и выводам по полученным результатам. (По пульсу в положении сидя можно определить состояние сердца. Если у мужчины он реже 50 ударов в минуту - отлично, реже 65 - хорошо, 65-75 - посредственно, чаще 75 - плохо. У женщин и юношей эти показатели увеличьте примерно на 5 ударов)

Здесь, кстати, реализуется требование о том, что на уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Оценку работоспособности сердечно-сосудистой системы можно провести также с помощью индекса Руфье:

Урок по ОБЖ в 8 классе по теме Здоровье как основная ценность человека

где Р1 - число сердечных сокращений за 15 с у человека, находящегося не менее 5 мин в положении сидя; Р2 - число сердечных сокращений у человека в положении сидя в первые 15 с после выполнения 30 приседаний за 45 с; Р3 - число сердечных сокращений за последние 15 с с первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний. Проведя несложные вычисления по указанной выше формуле (еще один вид деятельности), полученные результаты сравниваются с табличными.

Учитывая правила вычисления Р2, можно сказать, что выполнено требование, о том, что на уроке должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации (расслабление или резкое снижение тонуса телесной мускулатуры), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

На всех этапах урока, от целеполагания до выдачи домашнего задания, надо обеспечить наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Так при подведении итогов можно предложить такое задание. Какое место среди ваших жизненных ценностей отводится здоровью? На этапе рефлексии предложить выразите свои мысли и чувства по уроку, употребив одно предложение или словосочетание. Домашним заданием может стать предложение продумать свои индивидуальные модели здоровья и быть готовым их для обсуждения на следующем уроке. Вполне естественным окончанием урока будет пожелание всем доброго здоровья и благодарность за совместную работу.


© 2010-2022