Патриотического воспитания подрастающего поколения в ОУ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно. Целью преподавания ОБЖ считаю подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире. Не умаляя урока, считаю очень важным компонентом военно-патриотическог...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа

Ныне проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.

Целью преподавания ОБЖ считаю подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Не умаляя урока, считаю очень важным компонентом военно-патриотического воспитания внеклассная (внеурочная) деятельность.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые общеобразовательным учреждением (школой) во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. Она проводится на протяжении всего учебного года в тесной связи с учебными занятиями.

Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:

- углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.

Формы внеклассной работы по ОБЖ:

1. Кружки по военно-технической, пожарно-технической и профессиональной подготовке («Юный пожарный», «Военно-спортивное многоборье», «Юный инспектор дорожного движения» и др.).

2. Секции по прикладным видам спорта (пожарно-спасательный спорт, военно-спортивное многоборье, спортивное ориентирование и др.).

3. Тематические викторины, КВН.

4. Смотры конкурсы («Смотр песни и строя», «Лучший пожарный», «Курс молодого бойца» и др.).

5. Спортивные мероприятия прикладной направленности: по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта. Военизированные эстафеты; эстафеты по пожарно-прикладным видам спорта. Воено-спортивные игры: «Зарница», «Рубеж», «Победа», «Вахта Память» и др. Военно-спортивные праздники: «День Защитника Отечества», «Салют, Победа» и др.

6. Тематические экскурсии.

7. Встречи с ветеранами Вооруженных сил и других структур.

8. Туристические походы с выполнением практических заданий по ОБЖ.

9. Школьные олимпиады по ОБЖ

Кружок - группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместных занятий. Это постоянно действующая форма организации внеучебной деятельности, в которой учащиеся участвуют добровольно. В кружковой работе тесно переплетаются задачи обучения и воспитания. Цель кружковой работы - расширение и углубление специальных знаний и умений учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, развитие познавательных интересов и способностей, профориентация школьников.

Кружковую работу проводят наиболее подготовленные преподаватели, специалисты на основе утвержденных программ.

Формы познавательной и практической деятельности учащихся в кружках: беседы, подготовка рефератов, докладов, творческая деятельность по моделированию и конструированию, экскурсии и походы, участие в конкурсах и соревнованиях («Зарница», «Рубеж», «Победа», «Пожарно-спасательный спорт» и др.).

Кружковая работа активизирует образовательный процесс, способствует повышению качества обучения, укрепляет связь обучения с жизнью.

Секции по прикладным видам спорта. Секция - подразделение, в котором регулярно занимаются одним видом спорта (профессионально-прикладным, военно-прикладным и др.). Общее руководство работой секций возлагается на наиболее подготовленных преподавателей. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 1-1.5 часа. Примерно 40-50% времени занятий должно уделяться общей физической подготовке, а остальное время - специальным физическим упражнениям соответствующего прикладного вида спорта. План работы секций составляется на год отдельно для каждой возрастной группы учащихся. В нем подробно раскрывается содержание каждого раздела учебно-тренировочной работы, указывается точное количество часов занятий на каждый месяц.

Тематические викторины. Викторина - игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд вопросов, обычно объединенных общей темой.

По содержанию викторины по ОБЖ должны быть тематическими, например: «Действия в ЧС», «Герои и подвиги», «Безопасная дорога» и др. Вопросы викторины следует связывать с программой ОБЖ для соответствующего класса.

Использование викторин в комплексе с другими средствами, методами и формами занятий по ОБЖ способствует повышению эффективности передачи и закрепления знаний и умений, стимулирует активность учащихся. Викторины побуждают участников дополнительно изучать литературу по истории, культуре, развитию Вооруженных сил, узнавать новое о достижениях, военных победах, выдающихся людях нашего Отечества и др.

Цели викторины - закрепление и контроль знаний учащихся, развитие у школьников познавательных процессов.

Викторина проводится после изучения темы (раздела) в два этапа: предварительный и финальный в письменной или устной форме. В заключении подводятся итоги, награждаются победители и призеры.

Конкурсы. Конкурс - соревнование, проводимое с целью выделить лучших из его участников. Места проведения конкурса должны быть оборудованы по правилам безопасности. Конкурсы могут быть командными, личными и лично-командными. Положение о конкурсе утверждается педагогическим советом школы.

Программа конкурсных испытаний состоит из двух частей:

- решение интеллектуальных задач по ОБЖ (ответы на вопросы);

- выполнение практических задач по ОБЖ (смотр песни и строя; надевание противогаза; стрельба из пневматической винтовки; подтягивание на перекладине; пришивание пуговиц; спортивные эстафеты и т.д.).

Во время подготовки к конкурсу учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в строевой и огневой подготовке, знания по гражданской обороне, основам медицинских знаний, а также многое другое.

Спортивные мероприятия прикладной направленности.

Цели таких мероприятий:

- популяризация предмета ОБЖ среди учащихся;

- подготовка учащихся к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;

- закрепление и совершенствование военно-прикладных умений и навыков;

Задачи:

- проверка и закрепление знаний, умений и навыков по ОБЖ;

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- пропаганда здорового образа жизни;

- выявление сильнейших учащихся по прикладным видам спорта;

- развитие инициативы и взаимовыручки, воспитание настойчивости, силы воли и дисциплинированности школьников;

- подготовка к межшкольным соревнованиям «Зарница», «Рубеж», «Победа», спартакиаде допризывной молодежи др.

Военно-спортивные игры. Игра - сюжетно организованная деятельность, в основу которой положено выбор способов достижения цели и получаемое участниками удовлетворение. Основной мотив - в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом. Игровая деятельность способствует развитию внимания и памяти, сообразительности, самостоятельности, ловкости, быстроты, силы и выносливости, формированию и закреплению умений и навыков, необходимых для грамотных действий в неординарных, опасных, экстремальных ситуациях.

Эстафеты прикладной направленности. Эстафета - командные соревнования по прохождению дистанции, разбитой на этапы, которые представители команды преодолевают, сменяя друг друга и, передовая при этом (нередко условно) какой либо предмет (эстафетную палочку).

Тематические экскурсии. Экскурсии - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (пожарная часть, музей МЧС и др.) для ознакомления с ними. Они позволяют связать учебный процесс в школе с жизнью вне школьных стен.

Дидактические функции экскурсий в системе обучения:

- служит для реализации принципа наглядности;

- повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью, практикой;

- расширяет кругозор учащихся;

- играет значительную роль в профориентационной работе.

Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектами, как разъяснение, беседа, показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, зарисовка, составление соответствующих схем, сбор наглядного материала и т.д.).

Туризм - это разнообразные по формам, содержанию и длительности путешествия в свободное от основной деятельности время. Туризм является важной составляющей внеклассной работы в связи с многообразием его функций, оказывающих влияние на становление личности школьника. Участие в турпоходах способствует формированию таких качеств, как инициатива и взаимовыручка, настойчивость, сила воли, смелость, выдержка и дисциплинированность.

В процессе подготовки отрабатываются вопросы:

- оказания первой помощи пострадавшим;

- правила передвижения, ориентирования на местности, прокладка маршрута, определения мест привалов, подготовка снаряжения и обуви;

- выполнения приемов самостраховки и страховки при преодолении препятствий;

- разбивка лагеря, установка палатки, разведения костра и приготовления пищи.

Школьная олимпиада по ОБЖ. Проводится ежегодно в октябре-ноябре месяце.

Характерной особенностью олимпиады является тесная связь ее содержания с учебным материалом школьной программы по ОБЖ, проверка качества его освоения школьниками в условиях различных конкурсных испытаний.

Конкурсные испытания олимпиады включают следующие туры:

  1. Теоретический тур: а) ответы на вопросы и б) тестовые ответы;

  2. Практический тур: а) ситуационные задачи и б) практические действия по основам военной службы (выполнения нормативов).

План внеклассных мероприятий по ОБЖ утверждается в начале учебного года, и тесно увязываются с изучаемыми школьниками разделами и темами по ОБЖ. Внеклассные мероприятия по ОБЖ могут стать более эффективными, если они будут тесно увязаны и подкреплены различными внешкольными мероприятиями.

© 2010-2022