- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Камалов И.Р. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Карабашево
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
__________ Халяпова А.Ф.
Протокол № 1 от
«29» августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Мустафина Г.Р.
« 29 » августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с. Карабашево
_____________ Гареев Р.С.
Приказ № 46 от « 29 » августа 2014 г.
Рабочая программа учителя
на 2014-2015 учебный год
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 11
Общее количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
Программа: Программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 классов (А.Т.Смирнова)
Учебник«Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень.». Под редакцией
А.Т.Смирнова, Хренникова Б.О.»
Учитель: Камалов Ильдус Разифович
Карабашево, 2014
Пояснительная записка рабочей программы
Рабочая программа учебного курса «Основам Безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ ОТ 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по ОБЖ и программы курса «ОБЖ» авторов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев, под общей редакцией А. Т. Смирнова.- М: Просвещение, 2009 и учебного плана МБОУ СОШ с. Карабашево РБ
Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 5 часов.
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2014.
Уровень программы: базовый
УМК учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2009;
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2009г.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2009; Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2009. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2009.
УМК обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М: Просвещение, 2014.
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / под общ.ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2009, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- «Об обороне»;
- «О воинской обязанности и военной службе»;
- «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по двум линиям:
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы обороны государства и воинская обязанность. В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 5 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий.
Цели и задачи курса:
-
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
-
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
-
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
- основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь:
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
- объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
- показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
- рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
- пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
- подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования приоритетным можно считать формирование таких умений и навыков, как
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
навыки исследовательской деятельности (умение выдвигать гипотезу, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сопоставления, оценки и классификации объектов);
навык работы с различными средствами массовой информации (навыки поиска и обработки полученной информации);
умение оценивать и корректировать свое поведение в зависимости от обстоятельств в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществлять осознанный выбор профессии.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Нетрадиционные формы урока - интернет- урок, видеоурок, урок интервью и т. д. проводятся после изучения какой -либо темы, выполняя функции обучающего контроля.
Контроль результатов обучения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, контрольный тест (т.), устный опрос (у.о.).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X - XI классах в количестве 70 часов из расчета 1 час в неделю и учебных сборов в количестве 35 часов по отдельной программе. Итого - 105 часов.
Результаты обучения.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса
№
п/п
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Дата проведения
Корректировка
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
10 ч
1
Инструктаж по технике безопасности. Правила личной гигиены и здоровья
1
4.09
2
Нравственность и здоровье.Формирование правильного взаимоотношения полов
1
11.09
3
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
1
18.09
4
СПИД
1
25.09
5
Профилактика СПИДа
1
2.10
6
Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье
1
9.10
7
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
1
16.10
8
Первая медицинская помощь при ранениях
1
23.10
9
Первая медицинская помощь при травмах
1
30.10
10
Первая медицинская помощь при остановке сердца
1
6.11
Основы военной службы.
25 ч
11
Основные понятия о воинской обязанности
1
13.11
12
Организация воинского учетаи его предназначение.
1
20.11
16
Организация воинского учетаи его предназначение.
1
27.11
14
Обязательная подготовка граждан к военной службе
1
4.12
15
Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи
1
11.12
16
Добровольная подготовка граждан к военной службе
1
18.12
17
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
1
25.12.
18
Категории годности к военной службе
1
15.01
19
Организация профессионально-психологического отбора граждан
1
22.01
20
Увольнение с военной службыи пребывание в запасе.
1
29.12
21
Правовые основы военной службы
1
5.02
22
Общевоинские уставы Вооруженных Сил - закон воинской жизни
1
12.02
23
Военная присяга- клятва воина на верность Родине - России.
1
19.02
24
Призыв на военную службу, время и организация призыва
1
26.02
25
Прохождение военной службы по призыву
1
5.03
26
Прохождения военной службы по контракту
1
12.03
27
Права и ответственность военнослужащих
1
19.03
28
Альтернативная гражданская служба
1
2.04
29
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
1
9.04
30
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющей оружием и военной техникой
1
16.04
31
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
1
23.04
32
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
1
30.04
33
Как стать офицером Российской армии
1
7.05
34
Основные задачи современных Вооруженных Сил России.
1
14.05
35
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
1
21.05
Учебно-методическое обеспечение
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2009;
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2009г.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2009;
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2009. Евлахов, В. М.
Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2009.