Программа элективного курса Основы медицинских знаний

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«СОШ № 90» р. п. Чунский






Программа

элективного курса

«Основы медицинских знаний»

для 10 класса

учителя ОБЖ

Шнякина Евгения Александровича



















Пояснительная записка

Основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях, призваны подготовить человека к выбору правильного решения выхода из них с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях данная подготовка осуществляется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Курс «Основы медицинских знаний» является частью программы ОБЖ и предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс «Основы медицинских знаний» нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности необходимых для оказания первой доврачебной помощи.

Элективный курс «Основы медицинских знаний» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Подбирается материал, доступный для усвоения, на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества и повышение результатов можно ожидать, только постепенно повышая требования.

Цели программы:

1.Воспитание культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической - способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной - способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения - способность понимать своё предназначение).

2.Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

3.Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи программы:

1.Углубление теоретических знаний школьников в образовательной области "Основы медицинских знаний" по курсу ОБЖ.

2.Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

3.Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4.Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.

5.Воспитание ответственного отношения к личному здоровью.

В течение всего элективного курса учащиеся работают с дополнительной литературой. В конце курса проводится конференция с приглашением медицинских работников, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности:

-работа в парах

-выполнение проектов и презентаций по темам исследований

-работа в мини - группах

-фронтальная работа

- проведение практикумов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

учащиеся должны знать:

1.Организацию медицинской службы

2.Классификацию инфекционных болезней

3.Правила ухода за больными

4.Изолирование больных

5.Правила лечебных процедур

6.Особенности работы младшего и среднего медицинского персонала

7.О первой медицинской доврачебной помощи

8.Правила хранения медицинских препаратов, а также их применение

учащиеся должны уметь:

1.Практически применять знания в жизни.

2. Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях.

3. Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

4. Оказывать первую медицинскую помощь при переломах.

5.Оказывать первую медицинскую помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

6. Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах.

7. Оказывать первую медицинскую помощь при травматическом шоке.

8.Оказывать первую медицинскую помощь при инфекционных заболеваниях.

9.Иметь представление о выписке и хранении лекарственных средств.

10.Уметь использовать средства дезинфекции.

11.Использовать умение применения средств личной гигиены.

12.Уметь транспортировать больных.

Ожидаемые результаты:

в результате изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:

-оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

-воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

-использовать полученные знания для осознанного выбора профессии.

Курс «Основы медицинских знаний» рассчитан на 34 часов.

Программа может быть реализована в течение года.

Содержание программы

I. Введение (2 часа)

- Значение первой медицинской помощи.

- Значение само- и взаимопомощи.

II. Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (4 часа)

- Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятия «десмургия».

-Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

- Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

III. Первая медицинская помощь при кровотечениях (4 часа)

- Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

- Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.

IV. Первая медицинская помощь при переломах (4 часа)

- Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

- Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

V. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (4 часа)

- Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

-Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

VI. Первая медицинская помощь при ожогах (4 часа)

- Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

VII. Травматический шок и противошоковые мероприятия (3 часа)

- Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

VIII. Инфекционные болезни. Дезинфекция (4 часа)

- Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

- Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

IX. Лекарственные средства (3 часа)

- Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

- Семинар. Лекарственные травы.

X. Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий (2 часа)

- Экскурсия в отделение больницы или в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт).

-Научно-практическая конференция с элементами практических заданий.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Введение

2

Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия

4

Первая медицинская помощь при кровотечениях

4

Первая медицинская помощь при переломах

4

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

4

Первая медицинская помощь при ожогах

4

Травматический шок и противошоковые мероприятия

4

Инфекционные болезни. Дезинфекция

4

Лекарственные средства

4

Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий

2

ИТОГО

34

1


Календарно-тематического планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся


План

Факт


Раздел 1 Введение

1

1.09-

06.09

Значение первой медицинской помощи.

2

09.09-

13.09

Значение само- и взаимопомощи

- Значение само- и взаимопомощи.

Раздел 2 Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия

3

15.09-20.09

Раны, их виды, характеристика.

- Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения.

4

С 22 09 по 27.09

Возможные осложнения. Понятия «десмургия».

Понятия «десмургия».

5

29.09- 4.10

Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

6

6.10-11.10

Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

Раздел 3 Первая медицинская помощь при кровотечениях -4 часа

7

13.10-18.10

Кровотечения, их виды. Характеристика.

- Кровотечения, их виды. Характеристика.

8

20.10- 25.10

Гемостаз. Остановка кровотечения.

Гемостаз. Остановка кровотечения. -

9

3-11-8.11

Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Мероприятия при внутреннем кровотечении

10

10.11-15.11

Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.

Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.


Раздел 4 Первая медицинская помощь при переломах

11

17.11-22.11

Переломы, их основные признаки.

Переломы, их основные признаки.

12

24.11-29.11

Осложнения при переломах.

Осложнения при переломах.

13

1.12-6.12

Иммобилизация (основные правила).

Иммобилизация (основные правила).

14

8.12-13.12

Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах

Раздел 5 Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

15

15.12-20.12

Способы искусственного дыхания.

- Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

-Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

16

22.12-27.12

Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

17

12.01-17.01

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

18

19.01-23.01

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

Раздел 5 Первая медицинская помощь при ожогах


19

26.01-31.01

Причины возникновения ожогов

Ожоги, Механизм возникновения

20

2.02-7.02

Виды ожогов, степень тяжести

Определение степени тяжести

21

9.02-14.02

Приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах\

Первая помощь

22

16.02

21.02

Тест

Раздел 6 Травматический шок и противошоковые мероприятия


23

23.02-28.02

Причины травматического шока.

- Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

24

2.03-7.03

Фазы травматического шока. Предупреждение шока.

25

9.03-14.03

Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Раздел 7 Инфекционные болезни. Дезинфекция

26

16.03-20.03

Возбудители инфекционных болезней.

- Возбудители инфекционных болезней.

27

30.03-4.04

Основные признаки инфекционных болезней.

Основные признаки инфекционных болезней.

28

6.04-11.04

Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

29

13.04-18.04

Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

Раздел 8 Лекарственные средства

30

20.04-25-04

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств.

Лекарственные средства, дозы их применения.

31

27.04-1.05

Хранение лекарственных средств.

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

32

4.05-9.05

Семинар. Лекарственные травы

- Семинар. Лекарственные травы


Обобщение - 2 часа

33

11.05-16.05

Экскурсия в ЦРБ (центральную районную больницу)

- Экскурсия

34

18.05-23.05

Научно-практическая конференция с элементами практических заданий

Научно-практическая конференция с элементами практических заданий


Список литературы:

Методические материалы и документы по курсу Основы Безопасности Жизнедеятельности. Книга для учителя. Под редакцией А.Т. Смирнова. М.Просвещение 2014г.

Электронные и энциклопедические справочники.

Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.

Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год

Видео и аудио продукция.

1.Загадки человеческого тела - сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.

© 2010-2022