Рабочая программа по ОБЖ 7 класс ФГОС ООО

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

• Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;

• Учебный план общеобразовательных учреждений, внедряющих ФГОС ООО.

• Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности , созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации: «О безопасности»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «О безопасности дорожного движения»; «О радиационной безопасности населения»; «О пожарной безопасности»; «Об экологической безопасности»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; Концепции национальной безопасности Российской Федерации.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основании программы, подготовленной В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Ориентиром для разработки данной программы явилась Примерная программа основного общего образования, но основам безопасности жизнедеятельности.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».

Учебные вопросы распределены с учетом возраста учащихся. Большее количество часов отводится на изучение ЧС природного характера, у учащихся должны быть выработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи; заложены осознания возможности здорового образа жизни. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. На его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 час в неделю.


  1. Ценностные ориентиры

Цели:

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике;

  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

  4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

  5. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  6. Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  7. Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

  1. Повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  2. Снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  3. Формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  4. Обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


  1. Результаты освоения предмета


  1. Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

- развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

  1. Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

- понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

  1. Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

- овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

- умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

  1. Критерии оценивания устных, письменных работ учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка

95% и более - отлично

80-94%% - хорошо

66-79%% - удовлетворительно

менее 66% - неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания по данному предмету. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);

- «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя.


  1. Содержание курса по темам



Раздел

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

23

6

0

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

9

1

6

Основы здорового образа жизни.

3

1

0

Итого

34

8

6

Основы безопасности личности, общества и государства

Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация. Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Опасные природные явления, характерные для нашей страны.

Землетрясения

Из истории землетрясений.

Происхождение и классификация землетрясений. Понятие о землетрясении. Сейсмические пояса и сейсмически активные районы. Понятие об очаге и эпицентре землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их последствия. Классификация землетрясений по происхождению. Отслеживание землетрясений с помощью сейсмографа.

Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь. Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясений. Оценка землетрясений по шкале Рихтера и шкале Меркалли. Типичные проявления землетрясений и уровень разрушений при различных величинах магнитуды и интенсивности. Типичные последствия землетрясений, их характеристика. Меры по снижению ущерба от землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясениях. Основные причины несчастных случаев при землетрясениях. Меры по предотвращению повреждений или уменьшению их тяжести. Признаки приближающегося землетрясения. Действия при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время него и после: на улице, в школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случае попадания в завал.

Вулканы

Из истории извержений вулканов.

Общее понятие о вулканах. Понятие о вулкане. Сейсмоактивные пояса. Процесс извержения вулкана. Строение вулкана. Понятие о магме, гейзере. Различные состояния лавы при извержении. Палящие тучи.

Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. Опасные явления, связанные с извержениями вулканов. Признаки приближающегося извержения. Способы уменьшения опасного воздействия лавовых потоков. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана и во время него.

Оползни, сели, обвалы и снежные лавины

Общее условие возникновения оползней, селей, обвалов и лавин. Зоны повышенной опасности на территории России.

Оползни. Из истории оползней. Понятие об оползне. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование оползней. Классификация оползней по масштабу, месту образования и мощности. Причины образования оползней.

Сели (селевые потоки). Из истории селей. Понятие о селе. Причины образования селей, их характерные особенности и места возникновения. Классификация селей по составу сель образующих пород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона селеопасных горных районов на территории России.

Обвалы. Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причины, вызывающие обвалы. Классификация обвалов по мощности и масштабу. Разновидности обвалов и их характеристика.

Снежные лавины. Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности лавин, места и причины их возникновения. Помощь поисковых собак в обнаружении засыпанных снегом людей.

Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Основные поражающие факторы оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими ущерб. Меры по предупреждению этих явлений и снижению потерь от них. Правила безопасности для населения, проживающего в опасных районах.

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины и во время него. Действия, способствующие безопасному выходу из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи

Из истории ураганов, бурь, смерчей.

Происхождение ураганов, бурь и смерчей. Шкала Бофорта и измерение скорости воздушных масс. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Понятие о циклонах и их характеристика. Области зарождения тропических циклонов.

Классификация ураганов, бурь и смерчей. Понятие об урагане. Классификация ураганов по скорости ветра. Происхождение ураганов и причиняемые ими разрушения. Понятие о буре. Классификация бурь в зависимости от окраски и состава частиц и скорости ветра. Понятие о смерче. Классификация смерчей по происхождению, строению, времени действия и охвату пространства.

Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы ураганов, бурь и смерчей и наносимый ими ущерб. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Действия при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Подходящие укрытия. Правила безопасного поведения во время урагана, бури, смерча и после них.

Наводнения

Из истории наводнений.

Виды наводнений. Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и наносимому ущербу. Виды наводнений по причинам возникновения и их характеристика.

Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы наводнений и наносимый ими ущерб. Радикальные средства защиты и оперативные предупредительные меры по снижению потерь от наводнений.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. Правила без-опасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Действия в случае внезапного наводнения и правила самоэвакуации. Правила безопасного поведения после наводнения.

Цунами

Из истории цунами.

Причины и классификация цунами. Понятие о цунами. Классификация цунами по причинам возникновения и интенсивности.

Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Основные поражающие факторы цунами и последствия их воздействия. Предупредительные меры по снижению потерь среди населения. Признаки приближения цунами. Меры по уменьшению ущерба от цунами.

Правила безопасного поведения при цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами. Рекомендуемые и запрещенные действия в случае внезапного прихода цунами. Действия при попадании в волну цунами.

Природные пожары

Из истории лесных пожаров.

Причины природных пожаров и их классификация. Понятие о лесном пожаре. Основные причины возникновения лесных пожаров. Классификация лесных пожаров по площади. Виды пожаров по характеру распространения и силе, их характеристика.

Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение. Основные поражающие факторы природных пожаров и последствия их воздействия. Способы тушения природных пожаров. Меры по предупреждению природных пожаров. Запрещенные действия в лесу в пожароопасный сезон.

Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара или около нее. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.

Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

Из истории инфекционных заболеваний.

Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Понятие об эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Инфекционные заболевания, приводящие к массовому поражению людей, животных и растений.

Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера

Человек и стихия. Свойства мышления, необходимые для оценки чрезвычайной ситуации. Повышение психологической подготовленности. Необходимые знания, позволяющие успешно противостоять стихийному бедствию.

Характер и темперамент. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их характеристика. Понятие о характере. Влияние темперамента и характера на действия в чрезвычайной ситуации.

Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. Особенности психологических процессов во время стихийных бедствий. Негативное влияние внезапного стихийного бедствия на психику неподготовленного человека. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Наложение повязок и помощь при переломах

Правила наложения повязок. Разновидности повязок и их характеристика. Индивидуальный пакет первой помощи. Общие правила наложения повязок. Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, грудь.

Первая помощь при переломах, переноска пострадавших. Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов, первая помощь при травме кости. Способы наложения шин. Принципы и способы транспортировки пострадавших. Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома.

Основы здорового образа жизни

Режим учебы и отдыха подростка

Режим - необходимое условие здорового образа жизни. Понятие о режиме. Формирование навыков здорового образа жизни. Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека.

Профилактика переутомления и содержание режима дня. Понятия о режиме дня и бюджете времени. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Активный отдых, сон и рациональное питание. Трудовая деятельность школьников. Основные принципы и со-держание режима дня подростков. Рекомендации по повышению эффективности самоподготовки.
















  1. Тематическое планирование


№ п/п

Домашнее задание

Тема урока


Деятельность учащихся

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Дата проведения

Предметные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные


план

факт

Раздел 1 Основы безопасности личности общества и государства

1

Инструктаж по пожарной безопасности, правилам дорожного движения и антитеррористической безопасности

2

§1

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Работа с учебником и знакомство с презентацией

Опасные природные явления и стихийные бедствия на территории России.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Понимать расположение оболочек Земли; Приводить по одному два примера стихийного бедствия для доказательства опасного влияния природных явлений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

3

§2-§3

Землетрясения

Работа с учебником, презентацией

Происхождение землетрясений.

Как оценивают землетрясения.

Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения при землетрясениях

Уяснить причины возникновения землетрясения и его возможные последствия, приводить примеры, использовать шкалу Меркалли для определения силы землетрясения

Знать и показывать на карте России регионы в которых наиболее часто происходят землетрясения, знать основные алгоритмы действий при подготовки к землетрясениям и правила поведения во время землетрясения и после него

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Уяснить основные термины и понятия, относящиеся к характеристикам землетрясения

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

Освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при подготовке к землетрясению, во время и после него; Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве с другими людьми в процессе деятельности при подготовке к землетрясению.


4

§4

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач


5

§5-§6

Вулканы.

Работа с учебником, презентацией

Происхождение и виды вулканов.

Последствия извержения вулканов.

Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.

знать основные мероприятия по защите населения от извержения вулканов;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от извержения вулканов;

иметь представление о последствиях извержения вулканов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.


6


Контрольная работа 1.

Темы: "Землетрясения" и "Вулканы".


7

§7-§9

Оползни, сели, обвалы, снежные лавины.

Работа с учебником, презентацией

Оползни.

Сели (селевые потоки).

Обвалы.

Снежные лавины.

Последствия оползней, селей, обвалов и лавин и меры по уменьшению ущерба от них.

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин.

Различать искусственные и естественные причины возникновения оползней, обвалов, селей. знать: способы оповещения об угрозе оползней, селей, обвалов, снежных лавин;

основные мероприятия по защите населения от оползней, селей, обвалов, снежных лавин и их последствий;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от оползней, селей, обвалов и снежных лавин;

иметь представление о последствиях оползней, селей, обвалов и снежных лавин

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

Освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении оползней, обвалов и селей.


8

§10-§12

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач

9


Контрольная работа 2.

Тема: "Оползни, сели, обвалы".


10

§13-§14

Ураганы, бури, смерчи.

Работа с учебником, презентацией

Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей.

Последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.

Понимать причины возникновения ураганов, бурь.Знать: способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах;

основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь, смерчей и их последствий;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей;

иметь представление о последствиях ураганов, бурь, смерчей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, при изучении иллюстраций учебника уметь извлекать необходимую информацию для выработки собственного алгоритма безопасного поведения при бурях, ураганах, смерче. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения во время ураганов, бурь, смерча


11

§15§16

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач


12

Контрольная работа 3.

Тема: "Ураганы, бури, смерчи".



13

§17§18

Наводнения

Работа с учебником, презентацией

Происхождение и виды наводнений.

Последствия наводнений.

Меры по уменьшению ущерба от наводнений.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений.

Понимать расположение оболочек Земли. знать: способы оповещения о наводнениях;

основные мероприятия по защите населения от наводнений и их последствий;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений;

иметь представление о последствиях наводнений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, при изучении иллюстраций учебника уметь извлекать необходимую информацию для выработки собственного алгоритма безопасного поведения при наводнении . Определять способы действий до и во время наводнения в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения во время землетрясения в здании и на улице.



14

§19

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач



15

§20-§22

Цунами.

Работа с учебником, презентацией

Происхождение и классификация цунами.

Последствия цунами.

Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них.

Правила безопасного поведения при цунами.

Понимать причины возникновения цунами, знать: способы оповещения о приближении цунами;

основные мероприятия по защите населения от цунами и его последствий;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами;

иметь представление о последствиях цунами.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, при изучении иллюстраций учебника уметь извлекать необходимую информацию для выработки собственного алгоритма безопасного поведения при цунами.

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде. Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при угрозе и при внезапном наступлении цунами.



16

Контрольная работа 4

Темы: "Наводнения" и "Цунами"



17

§23§24

Лесные и торфяные пожары.

Работа с учебником, презентацией

Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров.

Последствия лесных и торфяных пожаров.

Предупреждение лесных и торфяных пожаров.

Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении.

Объяснять основные причины возникновения лесных пожаров. знать: способы оповещения о лесных и торфяных пожарах;

основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров и их последствий;

владеть навыками выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров;

иметь представление о последствиях лесных и торфяных пожаров.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, определять способы действий при выходе из горящего леса и тушении небольшого возгорания, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Осознавать необходимость ответственного бережного отношения к окружающей среде.


18

§25

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач



19


Контрольная работа №5 Темы: "Лесные и торфяные пожары".



20

§26§27

Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач

Понятие об эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Понятие о вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней. Общие правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.

Иметь представление об инфекционных болезнях, объяснять на конкретных примерах, как массовое распространение инфекционных болезней среди людей может привести к ЧС природного характера

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.




21

§28§29§30

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях.

Работа с учебником, иллюстрациями, решение ситуационных задач

Человек и стихия.

Характер и темперамент.

Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия.

Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия.

учащиеся должны иметь представление об особенностях психологических процессов человека до, во время и после стихийных бедствий

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе уметь преодолевать стресс. И избегать излишнего психического физического напряжения



22


Контрольная работа №6 темы "Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях. "



Раздел 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

23

§31

Повязки. Общая характеристика

Работа с учебником, презентацией

Характеристика перевязочного материала.

Правила наложения повязок.

учащиеся должны иметь представление о перевязочном материале и общих правилах наложения повязок.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Освоить приёмы оказании первой помощи при повреждениях верхних конечностей.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



24

§31

Отработка практических навыков наложения повязок на руку.

Наложение повязок на руку

Наложение повязки на кисть.

Наложение повязки на локтевой сустав.

Наложение повязки на плечевой сустав

должны иметь представление о правилах наложения повязок на верхние конечности: кисть, локтевой и плечевой суставы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Освоить приёмы оказании первой помощи при повреждении нижних конечностей

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



25

§31



26

§31



27

§31

Отработка практических навыков наложения повязок на ногу.

Наложение повязок на ногу

Наложение повязки на коленный сустав. Наложение повязки на голеностопный сустав.

Наложение повязки на область пятки.


учащиеся должны иметь представление о правилах наложения повязок на коленный и голеностопный суставы, а также на область пятки

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Освоить приёмы при оказании первой помощи пострадавшим.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



28

§31



29

§31



30

§32

Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.

Способы эвакуации пострадавших.

Работа с учебником, презентацией, отработка способов эвакуации

Основные принципы транспортной иммобилизации.

Общие правила оказания первой медицинской помощи при переломах.

Правила оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних конечностей.

Способы безносилочной транспортировки (эвакуации) пострадавших.

Учащиеся должны иметь представление: об основных принципах транспортной иммобилизации;

о правилах оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних и нижних конечностей.

учащиеся должны иметь представление о способах переноски пострадавшего: с помощью лямок, на руках, на спине.


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Освоить приёмы оказании первой помощи при переломах верхних и нижних конечностей.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



31


Контрольная работа № 7 т Тема: "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи".



Раздел 3 Основы здорового образа жизни

32

§33

Режим учебы и отдыха подростка.

Работа с учебником, презентацией

Режим - необходимое условие здорового образа жизни.

Умственная и физическая работоспособность.

Профилактика переутомления и содержание режима дня.

учащиеся должны иметь представление о режиме труда и отдыха, как необходимом условии жизни, обеспечивающем укрепление и сохранение здоровья.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья.

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



33

§34

Работа с учебником, презентацией



34


Контрольная работа № 8 Темы: "Режим учебы и отдыха подростков".










  1. Планируемые результаты

Ученик научится:

  • Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

  • Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

  • Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

  • Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; Классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья и их возможные последствия;

  • Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту.

Ученик получит возможность научиться:

  • Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

  • Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности , жизнедеятельности у населения страны;

  • Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

  • Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

  • Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

  • Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само - и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Мультимедийные издания

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: электронное пособие. - М.: Дрофа.

Стационарные наглядные пособия

Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности (М.: Дрофа)

- Гражданская оборона Российской Федерации.

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

- Средства индивидуальной защиты.

- Средства коллективной защиты.

- Личная гигиена.

- Инфекционные заболевания.

Таблицы по правилам пожарной безопасности (М.: Дрофа)

- Классификация пожаров.

- Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.

- Признаки и поражающие факторы пожара.

- Правила поведения при пожаре в доме (квартире).

- Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.

- Как выйти из задымленного помещения.

- Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).

- Правила поведения при загорании телевизора.

- Правила поведения при загорании новогодней елки.

- Правила поведения в зоне лесного пожара.

- Правила безопасного тушения небольшого лесного пожара.

- Помощь человеку, на котором загорелась одежда.

- Первая медицинская помощь при термических ожогах.

- Первичные средства пожаротушения (огнетушители).

- Первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран).

Таблицы по защите от терроризма (М.: Дрофа)

- Классификация терроризма.

- Взрывоопасные предметы.

- Безопасные расстояния до взрывоопасных предметов.

- Особенности поведения и одежды террориста-смертника.

- Правила безопасного поведения при угрозе взрыва.

- Как действовать, попав после взрыва в завал.

- Как действовать, попав под обстрел.

- Как действовать, попав в заложники.

- Действия при получении угрозы.

- Психологическая помощь в ситуациях террористического характера.

Таблицы о факторах, разрушающих здоровье человека (М.: Дрофа)

- Алкоголизм.

- Наркомания.

- Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

- Табакокурение.

Экранно-звуковые пособия

Технические средства обучения

Ноутбук

Мультимедиа проектор.

Экран навесной.

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Компасы.

Бинты марлевые.

Вата гигроскопическая нестерильная.

Вата компрессная.

Жгуты кровоостанавливающие.

Индивидуальные перевязочные пакеты.

Косынки перевязочные.

Ножницы для перевязочного материала (прямые).

Противогазы.

Респираторы.

Аптечка индивидуальная (АИ-2).

Противохимические пакеты.

Противопыльные тканевые маски.

Ватно-марлевые повязки.



  1. Список литературы

Материалы планирования и программы

Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы: программы дополнительного образования. - М.: Дрофа, 2010.

Учебно-методический комплекс

Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник. - М.: Дрофа.

Латчук В. Н. Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: тетрадь для оценки качества знаний. - М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: рабочая тетрадь ученика. - М.: Дрофа.

Методические и учебно-методические пособия

Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Крючек Н. А., Миронов С. К., Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. - М.: Дрофа, 2005.

Латчук В. Н., Миронов С. К., Мишин Б. И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2006.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

Легкобытов А. В., Мишин Б. И., Александрова С. Р. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

Михайлов А. А. Проведение уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.

Муравьева А. Г., Перевозчиков А. Н., Данченко С. П. и др. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009.

Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

Раздаточные материалы

Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.

Справочники

Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Дрофа, 2010.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. - М.: Дрофа, 2009.

Соколов Ю. И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Дрофа, 2010.

Соколов Ю. И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Дрофа, 2010.

Литература для учащихся:

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /- М.: Дрофа, 2008.

Основы безопасности жизнедеятельности: справ.для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007.

Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб.пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

Конституция РФ.

ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал

ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал

Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. - Минск: Харвест, 2007.

Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. - Сибирское университетское издательство, 2006


© 2010-2022