- Преподавателю
- ОБЖ
- Доклад по теме Новые подходы преподавания начальной военной подготовки
Доклад по теме Новые подходы преподавания начальной военной подготовки
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бексеитов А.Б. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
«Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком»
С.И.Гессен
Курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для учащегося и для преподавателя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой преподаватель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у учащихся в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления аудиторией в процессе урока и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится учащемуся не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами.
Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу. Что, на мой взгляд, включают в себя новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:
-
Применение инновационно-коммуникационных технологий, в т.ч. презентаций, флипчартов, интерактивной доски, возможностей мультимедиа, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.
-
Формирование образовательных компетенций на уроках НВП, основанных на главных целях общего образования, в том числе:
- Ценностно-смысловые компетенции. Т.е. прослушивая цикл уроков, учащиеся определяют для себя жизненные ценности и приоритеты, связанные с понятием Родины, гражданского долга, патриотизма. Данная группа компетенций связана с мировоззрением учащегося, его самоориентированием в окружающем мире, осознанием своего предназначения в этом мире, осознанием своей роли и цели в жизни, выбором жизненных приоритетов. Данные компетенции вырабатывают самоопределение учащегося в его учебной и внеклассной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория также связана с ценностно-смысловыми компетенциями. Это же можно сказать о будущем планировании жизнедеятельности учащегося.
- Общекультурные компетенции связаны с формированием духовно-нравственных основ жизни. Эти компетенции также формируются в цикле уроков, связанных с историей становления государственности Казахстана, историей ВОВ и т.д. Общекультурные компетенции учащегося связаны с его самоориентированием в рамках общечеловеческой культуры с учетом национальных особенностей культуры. Это формирование и развитие духовно-нравственных основ жизни конкретного учащегося и его окружения, человечества в целом. Это возведение во главу угла семейных ценностей, культурных традиций его народа. Это ознакомление учащегося с различными общественными и социальными явлениями, осознания роли науки и религии в жизни человека, опыт освоения учеником научной картины мира в динамике его прогрессивного развития. Умение анализировать явления от местных локальных до явлений всечеловеческого масштаба. В данной группе компетенций особенно видна роль начальной военной подготовки в связи с такими науками, как история, обществознание, религиоведение, литература.
- Учебно-познавательные компетенции. Данная группа компетенций связана с познавательной деятельностью учащегося на уроке НВП, где присутствуют элементы логической деятельности учащегося, общеучебной деятельности в соотношении с реальными познаваемыми объектами. То есть учащийся формирует креативные навыки продуктивной деятельности; поставленный в условия проблемной ситуации ему приходится добывать знания, опираясь на реальный опыт, на эвристические методы решения проблем, принимать решения в нестандартных ситуациях. К учебно-познавательным компетенциям относятся понятия: организация целеполагания, анализ, оценка, самооценка деятельности, планирование деятельности, рефлексия.
- Информационные компетенции. Это современные компетенции, основанные на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, а также владение современным техническим оборудованием, присутствующим в учебных заведения (интерактивная доска, персональный компьютер, лингафонное оборудование, принтер, Интернет и так далее). Информационные компетенции - это умение работать с информацией, умение ее находить, анализировать, отделять главное от второстепенного, систематизировать, преобразовывать в соответствии с поставленной целью, сохранять и уметь сделать ее презентацию. Данные компетенции очень важны на уроках НВП, так как обеспечивают навыки деятельности учащегося в отношении информации, касающейся окружающего его мира. То есть в данном случае мы снова сталкиваемся с прикладной ролью предмета НВП, который является связующим звеном между учащимся и окружающим его миром.
- Коммуникативные компетенции. Освоение коммуникативных компетенций также важно для учащегося, для его социализации в современном мире. В понятие коммуникативных компетенций входят: навыки работы в коллективе, умение сотрудничать, знание языков, умение дискутировать, быть толерантным, умение избегать конфликтов и находить выход из конфликтной ситуации.
- Социально-трудовые компетенции также тесно связаны с реальной жизнью учащегося. Это осознание учащегося себя в роли гражданина страны, владение социальными ролями. Социально трудовые компетенции проявляют себя в области семейных отношений, в области профессионального ориентирования, в области экономики и права. Учащийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития учащегося. Формирование этих компетенций регулируется конкретными интересами и возможностями учащегося, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
-
Структуризация индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, т.е. выстраивание индивидуальной работы с каждым учащимся, исходя из его возможностей, потребностей, интереса и т.д. Т.е. что это значит? Не каждому учащемуся дано, к примеру, быстро и четко разбирать автомат Калашникова. Для меня это означает лишь то, что я должен, исходя из интересов учащегося, подобрать ему такой вид деятельности, где он может полностью себя проявить и раскрыть, стать лидером именно в этой конкретной сфере. В этом и есть смысл, на мой взгляд, личностно-ориентированного обучения, о котором мы столько говорим.
-
Важность использования рефлексивного осмысления учащимися на уроках патриотического воспитания. То есть, учащийся должен понять, для чего это ему нужно, где он сможет это использовать, какая от этого польза, что нового и полезного он узнал для себя, с какими трудностями он столкнулся, как эти трудности были преодолены и т.д. Нужно отметить, что данный метод еще мало практикуется преподавателями. И, тем не менее, мы должны четко осознавать, что владение данной методикой помогает нам выявить ошибки, промахи, недостатки, а также и положительные моменты, что позволит в будущем скорректировать свою деятельность.
-
Внеклассная работа, как одна из форм патриотического воспитания учащихся, в т.ч. встречи учащихся с ветеранами-афганцами, проведение тематических мероприятий о ВОВ, походы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, туристические поездки к местам боевой славы, участие в слетах ЮИД, конкурс песни и строя и т.д.
-
Участие в международных дистанционных конкурсах, в том числе в дистанционных эвристических олимпиадах по военному делу.
-
Применение на уроках эвристических заданий.
Хотелось бы более подробно остановиться на проведении творческого урока НВП и внеклассной работе. Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций учащегося. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у учащихся, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:
-
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
-
Положительное отношение учащихся к предмету, к преподавателю, друг к другу;
-
Обозначение объективной направленности деятельности учащихся на развитие своей личности;
-
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
-
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании НВП - это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя НВП Мастера с большой буквы.
На своих уроках я практикую не только теоретическую подготовку, использование практических умений и навыков, но и встречи с воинами-афганцами, которые в нашем городе оказывают действенную практическую помощь в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы такие уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, что придает уроку особую эффективность, лучшую отдачу. Использую видеофрагменты, музыку, литературные отрывки. И делаю это с той целью, чтобы обогатить внутренний мир учащегося. Ведь не секрет, что многие учащиеся сейчас мало читают, не владеют информацией о ВОВ, афганской войне, многих исторических событиях и т.д.
Все это, несомненно, требует от преподавателя большой подготовки, затрат времени, душевных и физических сил. Но итоги работы стоят всего вышеперечисленного.
Нельзя не сказать и о том, что для того, чтобы вести такую обширную работу, преподаватель сам должен самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах, дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические проблемы и т.д.
Все это в совокупности позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за свой колледж, свой город, свою Республику, гражданскую ответственность. А это значит, что каждый из них вырастет настоящим патриотом своей Родины.