Открытое занятие Дорожные знаки

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка занятия

Тема «Дорожные знаки»

Тип занятия: изучения нового материала.



Выполнила

Педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Малянова Ксения Алексеевна





г. Аткарск

Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.

Задачи:

• сформировать у обучающихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;

• развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у обучающихся умение сотрудничать в группах;

• актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, у нас присутствуют гости.

- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).

- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).

- Молодцы, думаю, у нас всё получится.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Когда человек собирается куда-то идти или ехать, родные и друзья ему всегда говорят: «Счастливого пути!» Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо очень постараться, ведь любая дорога таит опасности.

- Давайте вспомним, какие правила безопасности должен соблюдать пешеход? (сообщение обучающегося).

- Как нужно ходить по тротуару?

С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города, села? (с 14 лет)

- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать, если катаешься на велосипеде? (сообщение обучающегося)

-Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом? С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? Где можно кататься на велосипеде?

- Если человек находится внутри транспорта, путешествует, он кто? (пассажир);

- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте? сообщение обучающегося).

- Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?

Почему нельзя высовывать в окно руку или голову?

На улице человек может быть пешеходом, пассажиром, велосипедистом. Но во всех случаях нужно выполнять правила безопасности. А так же правила культуры поведения в общественных местах.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение.

Город, в котором с тобою мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- О какой азбуке идет речь в стих-ии?

- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)

- кто догадался, какая тема нашего занятия? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками)

- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется - «Правила дорожного движения».

Историческая справка.

«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. «Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. (Рисунок 1). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). (Рисунок 2). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. (Рисунок 3). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором - мотоколяску. (Рисунок 4).

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:

«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». (Рисунок 6). Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»

- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака

- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время

- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города - и все сложней и сложней становились правила.

- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.

- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и не много выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).

- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? ( Сегодня на уроке мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением, узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки)

- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

-А что же такое «Дорожные знаки»?

- Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас конверты. Возьмите конверт №1. Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать. (Читают, выбирают)

Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов

Дорожные знаки - знаки действий, которые встречаются на уроке.

Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний

Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.

- Итак, какое определение вы выбрали?

- Молодцы, а теперь давайте прогуляемся, чтобы мы смогли отдохнуть и безопасно подойти к следующему этапу нашей работы.

4. Физкультминутка.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава…

Сперва смотри налево.

Потом смотри направо.

Ты налево повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой:

Раз - два - три,

Покачай головой.

Раз - два - три,

Руки вверх ты подними

И похлопай: раз - два - три

Работа по теме урока

А какие знаки вам уже знакомы?

- А кто-нибудь может сказать, на какие группы они делятся?

- Вот сейчас мы и узнаем, а главное попробуем запомнить основные группы дорожных знаков.

Итак, предупреждающие знаки.

Посмотрите на вашей парте лежат конверт №2 (карточки со знаками)

Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.

- Так о чём нас предупреждают эти знаки?

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?

- Назовите предупреждающие знаки.

- Следующая группа - запрещающие знаки.

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

- Назовите запрещающие знаки.

- Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.

- Внимательно посмотрите на предупреждающие и запрещающие знаки. Что общего у них? (Они с красной каймой)

- Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Будь внимателен!

- Рассмотрим следующую группу знаков. Как они называются?

- Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию.

- Самостоятельно прочитайте о них в карточке. Ответьте на вопрос «Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?», «Что обозначают белые стрелки?»

- А это что за знак (показ знака) синий цвет, форма квадратная или прямоугольная?

- Обратитесь за помощью к карточке. Найдите название этой группы знаков.

- А еще они называются Информационно-указательные знаки

- Такие знаки вводят или отменяют определенный режим движения, а так же информирует участников дорожного движения о расположение населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила

- Ребята, есть ещё дорожные знаки, посмотрите на них внимательно, что на них изображено? (Учитель открывает закрытые знаки на доске). А как называется эта группа знаков?

-Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть, отдохнуть, починить машину и т.д.

Игра «Найди, что мне принадлежит».

- Я буду описывать отличительные особенности внешнего вида каждой группы по форме, цвету. А вы должны найти её название.

белые треугольники с красной каймой Предупреждающие

белые круги с красной каймой Запрещающие

Синие круги с белым рисунком, часто стрелки Предписывающие

синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками Информационно-указательные

5. Закрепление.

1) Игра в группах «Дорожные знаки»

Дети разбиваются на группы (на 2). Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача каждой группы - подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой - текст.

По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на следующем занятии группы меняются конвертами - таким образом будет организована проверка домашнего задания на следующем занятии.

2) -Предлагается придумать и нарисовать необычный дорожный знак.

1 группа: Предупреждающий - Внимание! Идет урок!

2 группа: Запрещающие - Запрещено злиться и ругаться.

3 группа: Разрешающие - Разрешено улыбаться и дарить подарки.

4 группа: Информационно-указательные - Школа для воспитанных и добрых детей.

На выполнение работы дается несколько минут, затем лидер группы объясняет выполненное задание.

3) - Приготовьте сигнальные карточки - светофоры. Игра "Верно ли утверждение" Если верно - зелёный сигнал, а если нет - красный.

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране. Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой. Да

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Нет.

4. Дорожный знак "Кирпич" означает место остановки автобуса? Нет.

5. Знак "Пешеходный переход" выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Нет.

7. Все дорожные знаки важны - без них невозможно безопасное движение на дорогах. Да

6. Итог занятия. Рефлексия.

- Какие знания на уроке получили?

Слайд: Сегодня на уроке Я: научился… узнал … запомнил… было интересным… было трудным…

Сделать таблицей заполнить на занятии

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, были активными. Вы показали себя настоящими знатоками дорожных знаков. Я думаю, что теперь вы будите соблюдать правила дорожного движения. А знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни. Когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)

- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)

- Что больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание. Слайд №6

Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.

© 2010-2022