- Преподавателю
- ОБЖ
- Открытое занятие Дорожные знаки
Открытое занятие Дорожные знаки
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малянова К.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка занятия
Тема «Дорожные знаки»
Тип занятия: изучения нового материала.
Выполнила
Педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Малянова Ксения Алексеевна
г. Аткарск
Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Задачи:
• сформировать у обучающихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
• развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у обучающихся умение сотрудничать в группах;
• актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, у нас присутствуют гости.
- Посмотрите, как вы сидите? (в группах).
- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).
- Молодцы, думаю, у нас всё получится.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Когда человек собирается куда-то идти или ехать, родные и друзья ему всегда говорят: «Счастливого пути!» Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо очень постараться, ведь любая дорога таит опасности.
- Давайте вспомним, какие правила безопасности должен соблюдать пешеход? (сообщение обучающегося).
- Как нужно ходить по тротуару?
С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города, села? (с 14 лет)
- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать, если катаешься на велосипеде? (сообщение обучающегося)
-Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом? С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? Где можно кататься на велосипеде?
- Если человек находится внутри транспорта, путешествует, он кто? (пассажир);
- Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте? сообщение обучающегося).
- Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?
Почему нельзя высовывать в окно руку или голову?
На улице человек может быть пешеходом, пассажиром, велосипедистом. Но во всех случаях нужно выполнять правила безопасности. А так же правила культуры поведения в общественных местах.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение.
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- О какой азбуке идет речь в стих-ии?
- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)
- кто догадался, какая тема нашего занятия? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками)
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется - «Правила дорожного движения».
Историческая справка.
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. «Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. (Рисунок 1). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). (Рисунок 2). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. (Рисунок 3). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором - мотоколяску. (Рисунок 4).
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». (Рисунок 6). Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г. Париже утверждены первые четыре дорожных знака
- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города - и все сложней и сложней становились правила.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и не много выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? ( Сегодня на уроке мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением, узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки)
- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
-А что же такое «Дорожные знаки»?
- Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас конверты. Возьмите конверт №1. Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать. (Читают, выбирают)
Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов
Дорожные знаки - знаки действий, которые встречаются на уроке.
Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний
Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.
- Итак, какое определение вы выбрали?
- Молодцы, а теперь давайте прогуляемся, чтобы мы смогли отдохнуть и безопасно подойти к следующему этапу нашей работы.
4. Физкультминутка.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава…
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой:
Раз - два - три,
Покачай головой.
Раз - два - три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз - два - три
Работа по теме урока
А какие знаки вам уже знакомы?
- А кто-нибудь может сказать, на какие группы они делятся?
- Вот сейчас мы и узнаем, а главное попробуем запомнить основные группы дорожных знаков.
Итак, предупреждающие знаки.
Посмотрите на вашей парте лежат конверт №2 (карточки со знаками)
Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.
- Так о чём нас предупреждают эти знаки?
- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Назовите предупреждающие знаки.
- Следующая группа - запрещающие знаки.
- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?
- Назовите запрещающие знаки.
- Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.
- Внимательно посмотрите на предупреждающие и запрещающие знаки. Что общего у них? (Они с красной каймой)
- Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Будь внимателен!
- Рассмотрим следующую группу знаков. Как они называются?
- Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию.
- Самостоятельно прочитайте о них в карточке. Ответьте на вопрос «Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?», «Что обозначают белые стрелки?»
- А это что за знак (показ знака) синий цвет, форма квадратная или прямоугольная?
- Обратитесь за помощью к карточке. Найдите название этой группы знаков.
- А еще они называются Информационно-указательные знаки
- Такие знаки вводят или отменяют определенный режим движения, а так же информирует участников дорожного движения о расположение населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила
- Ребята, есть ещё дорожные знаки, посмотрите на них внимательно, что на них изображено? (Учитель открывает закрытые знаки на доске). А как называется эта группа знаков?
-Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть, отдохнуть, починить машину и т.д.
Игра «Найди, что мне принадлежит».
- Я буду описывать отличительные особенности внешнего вида каждой группы по форме, цвету. А вы должны найти её название.
белые треугольники с красной каймой Предупреждающие
белые круги с красной каймой Запрещающие
Синие круги с белым рисунком, часто стрелки Предписывающие
синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками Информационно-указательные
5. Закрепление.
1) Игра в группах «Дорожные знаки»
Дети разбиваются на группы (на 2). Каждой группе выдается конверт с заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано, что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача каждой группы - подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку «красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так, чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой - текст.
По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на следующем занятии группы меняются конвертами - таким образом будет организована проверка домашнего задания на следующем занятии.
2) -Предлагается придумать и нарисовать необычный дорожный знак.
1 группа: Предупреждающий - Внимание! Идет урок!
2 группа: Запрещающие - Запрещено злиться и ругаться.
3 группа: Разрешающие - Разрешено улыбаться и дарить подарки.
4 группа: Информационно-указательные - Школа для воспитанных и добрых детей.
На выполнение работы дается несколько минут, затем лидер группы объясняет выполненное задание.
3) - Приготовьте сигнальные карточки - светофоры. Игра "Верно ли утверждение" Если верно - зелёный сигнал, а если нет - красный.
Тест
1. Дорожные знаки разные в каждой стране. Нет.
2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой. Да
3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Нет.
4. Дорожный знак "Кирпич" означает место остановки автобуса? Нет.
5. Знак "Пешеходный переход" выглядит так, красный треугольник с изображением человека.
Нет.
7. Все дорожные знаки важны - без них невозможно безопасное движение на дорогах. Да
6. Итог занятия. Рефлексия.
- Какие знания на уроке получили?
Слайд: Сегодня на уроке Я: научился… узнал … запомнил… было интересным… было трудным…
Сделать таблицей заполнить на занятии
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, были активными. Вы показали себя настоящими знатоками дорожных знаков. Я думаю, что теперь вы будите соблюдать правила дорожного движения. А знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни. Когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?
- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)
- Что больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание. Слайд №6
Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.