- Преподавателю
- ОБЖ
- Программа гражданско-патриотического воспитания Защитник Родины на 2014-2017 учебные года
Программа гражданско-патриотического воспитания Защитник Родины на 2014-2017 учебные года
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гизя В.Д. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики
ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ НПО «ТМЛ»
____________К.В.Земляков
«_____»___________201 4г.
П Р О Г Р А М М А
гражданско-патриотического воспитания «Защитник Родины»
на 2014 - 2017 учебные годы
г.Тирасполь, 2014
Рассмотрена на заседании Рассмотрена и одобрена
методической комиссии на педагогическом Совете
классных руководителей «____»________201___г.
«____»_________201___г. Протокол №__________
протокол №___________
Введена в действие
приказом №____________
от «___»____________20___г.
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы
Содержание разделов программы
1. Название программы
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Тираспольский машиностроительный лицей» «Защитник Родины» на 2014 - 2017 учебные годы
2. Сроки реализации
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- изучить нормативную правовую базу, подзаконные нормативные акты.
- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Наследники Победы»
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию для классных руководителей и мастеров производственного обучения учебных групп;
- расширять и укреплять связи и отношения с другими организациями профессионального образования Республики;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в городских и республиканских мероприятиях и конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы;
Задачи:
- обобщить результаты работы лицея по программе;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий период.
3. Основание для создания программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
-Конституция ПМР;
- Закон ПМР «Об образовании»;
- Закон ПМР «О государственной молодежной политике»;
- Закон «О физической культуре и спорте в ПМР»;
-Закон ПМР «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»;
- Концепция развития НВП в системе образования ПМР;
- Концепция воспитания детей и молодежи в ПМР;
-Концепция развития детского и молодежного движения в ПМР;
- Стратегия молодежной государственной политики в ПМР;
-Положение о допризывной военной подготовки молодежи ПМР;
- Программа развития ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей» на 2012-2015 гг.;
- Комплексный план воспитательной работы Тираспольского машиностроительного лицея на 2014-2020 уч.годы
- Проект Тираспольского машиностроительного лицея «Традиция».
4. Содержание программы
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Целевой блок
- Механизм реализации программы
- Диагностика эффективности содержания деятельности
- Оценка эффективности реализации программы.
- Прогнозирующий результат
- Список литературы
-Приложение №1(мероприятия по реализации программы)
5. Заказчик программы
- ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»;
- Родительский комитет учащихся ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей »
6. Аннотация программы
Программа гражданско - патриотического воспитания «Защитник Родины » на 2014 - 2017 годы составлена с учетом конкретных условий лицея, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся I, II и III курсов обучения.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности учащихся: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение учащимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана:
- на реализации разнообразных интересов, творческого потенциала развитии в каждом учащимся стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями;
- на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности подростка.
7. Предполагаемый результат
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как приднестровцев, определяющих будущее Приднестровья:
- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко - краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве Приднестровского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
2. Пояснительная записка
Программа гражданско - патриотического воспитания «Защитник Родины» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией ПМР, Законами ПМР «Об образовании», «О государственной молодежной политике», «О физической культуре и спорте в ПМР», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»;
Концепциями «Воспитания детей и молодежи в ПМР», «Развития детского и молодежного движения в ПМР», « Стратегией молодежной государственной политики в ПМР», Положением «О допризывной военной подготовки молодежи ПМР», комплексным планом воспитательной работы Тираспольского машиностроительного лицея на 2014-2020 уч.годы, программой развития ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей» на 2012-2015 гг., проектом Тираспольского машиностроительного лицея «Традиция» и другими нормативно-правовыми актами.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Тираспольский машиностроительный лицей» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся лицея.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать свое молодое государство.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты учащихся, преподавателей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник - гражданин Приднестровья, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3. Целевой блок
Цель программы:
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие системы патриотического воспитания граждан Приднестровья, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Приднестровья.
Воспитание бережного отношения к национальным богатствам государства, языку, культуре, традициям.
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан Приднестровья, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-
создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
-
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Приднестровья в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-
хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии государства и лицея в частности
-
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
-
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
-
формировать осознанное отношение к Приднестровью, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбе Приднестровья;
-
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
-
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
-
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
-
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
-
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
-
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания в лицее;
-
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся лицея;
-
воспитывать у обучающихся готовность к защите государства, действиям в экстремальных ситуациях.
На I ступени педагогический коллектив Тираспольского машиностроительного лицея призван:
-
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
-
воспитывать чувство верности своему государству через любовь к семье к своему родному дому;
-
помочь учащимся приобрести опыт общения и сотрудничества;
-
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение и овладение избранной профессией;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив лицея стремится:
-
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
-
воспитывать чувство верности своему государству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
-
заложить фундамент профессиональной подготовки учащихся, необходимой для продолжения самообразования и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
-
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно - творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом лицея следующих задач:
-
воспитывать чувство верности своему государству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
-
продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
-
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
-
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Принципы:
-
системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию учащихся;
-
адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся лицея;
-
подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы Приднестровья;
-
универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
-
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, лицею;
4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
-
разработка и реализация плана мероприятий по программе «Защитник Родины»;
-
создание общелицейского патриотического клуба «Наследники Победы»;
-
разработка и утверждение Устава патриотического клуба;
-
разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:
-
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
-
Проектно - исследовательская деятельность;
-
Коллективно - творческое дело;
-
Деятельностный подход в воспитании;
-
Педагогика сотрудничества;
-
Технология проблемного обучения;
-
ИКТ;
Формы работы:
-
Работа военно-патриотического клуба (тренировки, соревнования, занятия).
-
Работа музейной комнаты (сбор материала, оформление стендов, проведение экскурсий).
-
Встречи с ветеранами ВОВ, войн в Афганистане и Чечне.
-
Возложение цветов и венков к памятникам погибших в ВОВ и при защите Приднестровской Молдавской Республики в 1992 году.
-
Экскурсии по местам боевой Славы, в воинские части.
-
Тематические классные часы.
-
«Круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги.
-
Книжные выставки.
-
Уроки в музее.
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы
Формы взаимодействия педагогов лицея в рамках программы
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:
-
продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех курсах обучения;
-
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
-
совершенствование содержания патриотического воспитания;
-
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
-
усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
-
воспитание гордости за Приднестровское государство, родной край;
-
увековечение памяти воинов, погибших при защите государства, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
-
воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите государства;
-
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города Тирасполя в работе по патриотическому воспитанию;
-
повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
-
совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в лицее;
Основные направления работы
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,
в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается не первом курсе, а затем продолжается в курсах истории и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.
Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Республику, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.
На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися изучаются следующие темы:
-
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
-
Вооруженные Силы Приднестровья;
-
Боевые традиции Вооруженных Сил нашего государства;
-
Символы воинской чести;
-
Основы военной службы;
-
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с учащимися по основам военной службы.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику государства: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник государства.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время.
Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации классных руководителей и мастеров производственного обучения, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
-
тематические классные часы;
-
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
-
посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
-
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками боевых действий по защите ПМР, солдатами и офицерами срочной службы, выпускниками лицея;
-
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
-
конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
-
празднование Дней призывника;
-
митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
-
предметные недели;
-
месячник по военно-патриотическому воспитанию;
-
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
-
физкультурно-оздоровительные соревнования;
-
поисковые операции;
-
походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.
Организация воспитательной работы
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны.
Пример патриотизма - жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями.
Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей.
Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему государству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлена оптимальным выбором приемов, методов и форм работы
Формы работы:
-
составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
-
спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
-
« Загляните в семейный альбом»;
-
встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
-
родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
-
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
-
проведение совместных игр «А ну-ка, парни!»;
-
встреча с родителями - военными «Есть такая профессия - Родину защищать».
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление «Я и моя семья»
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
2. Направление «Я и мой город »
Цель: воспитание у учащихся любви к родному городу как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного города;
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я - гражданин Приднестровья»;
3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление « Я и моя республика»
Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Приднестровья, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев- защитников;
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее государства.
4. Совершенствование системы воспитательной работы в учебных группах патриотической направленности.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
4. Направление « Я - гражданин Приднестровья»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам Приднестровья.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
-
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
-
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
-
Участие в тематических конкурсах, выставках.
-
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Взаимодействие лицейских общественных структур
в рамках программы
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
-
создание условий для более широкого участия средств массовой информации студенческого самоуправления в пропаганде патриотизма;
-
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
-
расширение информационного пространства через сайт лицея.
4.2.Содержание управления системой патриотического воспитания
в Тираспольском машиностроительном лицее:
-
анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в лицее с учетом тенденций общественного развития;
-
определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
-
научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
-
мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания на педагогических Советах и совещаниях;
-
своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
-
научная организация труда классных руководителей, мастеров производственного обучения и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
4.3.Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию
системы патриотического воспитания
Участники
деятельности
Сроки
I этап (проектный)
1. Создание и программирование работы творческой группы
администрация, педагоги, учащиеся
сентябрь
2014 г.
2. Обсуждение и утверждение программы «Защитник Родины» на педагогическом Совете лицея
администрация, педагоги
октябрь
2014 г.
3. Изучение научно-методической литературы
администрация, учителя
январь - май
2015г.
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса
администрация
ноябрь
2014 г.
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания
администрация
май
2015 г.
6. Проектирование модели личности выпускника
администрация, кл. руковод.
Мастера п/о
май
2015г.
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»
администрация, кл. руковод.
Ноябрь
2015 г.
8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся
администрация
август - сентябрь
2015 г.
II этап (практический)
1. Создание мониторинга развития личности
администрация, педагоги
2014-2017 г.
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности учащегося
администрация, педагоги
2014-2017 г.
3. Ежегодное исследование эффективности программы
Зам.директора по ВР, военрук
2014-2017 г.
4. Проведение на базе лицея праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей
администрация, педагоги, учащиеся
2014-2017 г.
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию учащихся
администрация, руководитель МК
2015г.
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся
администрация, педагоги
Март
2015 г., 2016 г.
7. Внедрение программы «Защитник Родины»
администрация, кл. руковод.
Мастера п/о
2014 г.
8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках лицея, бойцах «горячих точек»
администрация, кл. руковод.
Учащиеся
2014-2017 г.
9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:
- экскурсии по родному краю и городам Приднестровья;
- участие в фестивале гражданско-патриотической песни;
- выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами учащихся»; «Война глазами детей» и др.
- праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»
- реализация в лицее проекта «Традиция»
администрация, кл. руководители,
мастера п/о,
учащиеся
2014-2017 г.
10.Агитпропоганда «Военного института имени генерала А.Лебедя» Министерство обороны ПМР
Руководитель НВП
2014-2017 г.
11.Налаживание связи с выпускником лицея, героем РФ, заслуженным летчиком Диордица Н.Ф.
администрация
2014-2015
III этап (аналитический)
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения учащихся.
администрация, педагоги
2017г.
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания
администрация, руководитель МК, педагоги
2014-2017 г.
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы
администрация, педагоги
2016 -2017 уч.год
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития Тираспольского машиностроительного лицея
администрация
2017 г.
Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Преподаватель, классный руководитель, мастер производственного обучения лицея - творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ученика, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы - заместитель директора по воспитательной работе, курирует работу руководителя начальной военной подготовки, классных руководителей и методической комиссии.
Соисполнители программы:
-
социальный педагог, курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
-
педагогический коллектив лицея;
-
ветераны Великой Отечественной войны и труда;
-
родители учащихся лицея;
-
выпускники лицея.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
-
учебные кабинеты, мастерские и лаборатории,
-
компьютерный класс,
-
библиотека, читальный зал;
-
спортивный зал,
-
спортивная площадка,
-
тренажерный зал,
-
специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;
-
стрелковый тир;
-
караульный городок;
-
компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийный проектор;
-
интернет;
-
электронная почта;
-
сайт лицея
Информационно-аналитические:
-
организация выставок по проблемам патриотического воспитания в библиотеке и читальном зале;
-
оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
-
организация информационных стендов;
6. Диагностика эффективности содержания деятельности
-
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
-
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
-
участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
-
объективные статистические показатели:
-
участие (результаты) учащихся лицея в общелищейских, городских, республиканских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
-
7. Оценка эффективности реализации программы.
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
-
сохранение и развитие чувства гордости за свое государство и историю родного края;
-
формирование позиций гражданина-патриота Приднестровья;
-
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
-
готовности к защите Отечества;
-
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
-
волонтерское движение;
-
историко-патриотические стенды и выставки;
-
выступления и беседы на патриотическую тему;
-
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами ВОВ;
-
шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
-
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
-
организация военно-спортивных игр;
-
встречи с выпускниками лицея.
Результативность реализации Программы измеряется стремлением учащихся к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Приднестровья
8. Список литературы
-
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
-
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
-
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
-
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
-
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
-
Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
-
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
Приложение№1
Мероприятия
ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»
по реализации программы гражданско - патриотического воспитания «Защитник Родины»
на 2014 - 2017 учебные годы
№
Название мероприятий
Срок
исполнения
ответственные
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в учебное время
Проведение библиотечных уроков в библиотеке лицея, в городской библиотеке, краеведческом музее
ежегодно
Библиотекарь, преподаватель истории, кл. руководители
Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы и др. по патриотической тематике
ежегодно
преподаватели истории, литературы,
Предметные недели истории, литературы, физкультуры
ежегодно
преподаватели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры
Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение
ежегодно
преподаватели истории, литературы
Подготовить и провести с мастерами производственного обучения, классными руководителями беседу по теме «Военно-патриотическое воспитание учащихся в современных условиях»
октябрь
зам. по ВР, военрук
Конкурс сочинений «Земля Приднестровья в годы Великой Отечественной войны»
-
Подведение итогов конкурса, награждение победителей
Март-апрель
Преп-ль литературы
Зам.по ВР
Конкурс рисунков, плакатов, посвященных Великой Победе над фашизмом.
-
Подведение итогов конкурса, награждение победителей
Март-апрель
Совет соуправления групп
Зам. директора по ВР
Внутрилицейский конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
октябрь
Преп. литературы
Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у учащихся
Проведение массовых общелицейских мероприятий
Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне
Ежегодно
май
Заместитель директора по ВР, руководитель НВП
Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества
Ежегодно
февраль
Заместитель директора по ВР, руководитель НВП
Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Организация встреч с бывшими военнослужащими, казаками ЧКВ, выпускником лицея, героем РФ Диордица Н.Ф.
ежегодно
Кл. руководители
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»
ежегодно
Заместитель директора по ВР, преподаватель истории, зав.библиотекой
Проведение смотров песни и строя
ежегодно
Руководитель НВП
Привлечение родителей к проведению общелицейских мероприятий
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Проведение операции «Забота»:
-
поздравление ветеранов войны и труда;
-
тимуровская работа.
ежегодно
Классные руководители, матера п/о
Встреча с ветеранами войны и героями тыла
ежегодно
Заместитель директора по ВР, совет ветеранов
Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Тематические классные часы:
- «Слава тебе, Победа!»;
- «Я будущий солдат»;
май
Классные руководители, мастера п/о
Участие в городских и республиканских праздничных концертах
май
Классные руководители, мастера п/о
Проведение общелицейской линейки ко «Дню работников физической культуры и спорта»
сентябрь
Руководитель физической культуры
Мероприятия в рамках акции «Знай Конституцию своего государства»
декабрь
лицей
Реализация проекта «Традиция»
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Участие в мероприятиях, проводимых шефской воинской частью 4045
ежегодно
военрук
Провести классный час «Они защищали Родину»
Февраль
май
мастера групп, военрук
Военно-спортивные соревнования «Мы парни бравые»
февраль
Руководитель НВП
Мероприятия в честь дня Рождения Маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Музыкально-литературная композиция «Война! Победа! Маршал!» уч.1 курса
Встречи с ветеранами ВОВ, детьми войны.
Тематическая выставка в библиотеке лицея
1 декабря
Зав. библиотекой
Воспитатель общ.
Кл.руководители
Мероприятия, посвященные великим битвам войны 1941-1945 г.г.:
-
Тематические линейки
-
Презентация исторической газеты
-
Конкурс эрудитов
-
Конкурс плакатов, рисунков, рефератов
декабрь
Мастра п/о
Кл.руководители
Возложение цветов и венков к памятнику погибших воинов. Торжественный митинг.
май
Мастра п/о
Кл.руководители
Участие в республиканской акции «Весна милосердия», проведение молодежной акции по оказании адресной помощи ветеранам ВОВ, участникам боевых действий в Афганистане и защитникам Приднестровья
май
Зам. по ВР
Мастра п/о
Кл.руководители
Поддержание порядка мест захоронения и на мемориальных комплексах
май
Мастра п/о
Кл.руководители
Участие в республиканской акции «Георгиевская ленточка»
май
Зам. по ВР
Проведение военно-спортивной эстафеты
«Мы - парни бравые»
май
Руководители НВП и ф/в
Книжная выставка
«И помнит мир спасенный»
май
зав.библиотекой
Встречи с выпускниками училища, прошедшими военную службу
ежегодно
Руководитель НВП, Мастра п/о
Кл.руководители
Тематические линейки, лекции, беседы историко-патриотического цикла «Памятные дни истории Отечества»:
-
«День снятия блокады города Ленинграда»
-
«День памяти воинов-интернационалистов»
27 января
15 февраля
Преп-ль истории
Кл.руководители
Мастера
Кл. часы, посвященные дню независимости Приднестровья
июнь
Мастера, классные руководители
Организация работы кинолектория на военно-патриотические темы
Зам.директора по ВР, руководитель НВП
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
Участие в республиканской студенческой спартакиаде среди организаций профессионального образования
Март-апрель
Руководитель ф/в
Проведение «Дня здоровья»
ежегодно
Медицинский работник
Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу
ежегодно
Руководитель физической культуры
Участие в мероприятиях, посвященных «Дню призывника» на базе 1 МСБ
Ноябрь
апрель
Руководитель НВП
Организовать в лицее работу стрелкового кружка и обеспечить его эффективную деятельность
ежегодно
военрук
Поддерживать постоянный контакт с воинскими частями, где проходят службу выпускники лицея. Использовать его в военно-патриотическом воспитании учащихся
ежегодно
военрук
-
7
Организовать посещение учащихся воинской части в день принятия военной присяги молодыми воинами
ноябрь,
июль
военрук
Организовать встречи с ветеранами ВОВ, воинами запаса и воинами, выполнявшими интернациональный долг
февраль,
май
военрук
Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных Дню города
октябрь
Преподаватели физвоспитания
Согласовать и организовать на базе шефствующей в/ч проведение
учебно-полевых сборов с учащимися 3-го курса
ноябрь,
декабрь
Шефствующая
в/ч, военрук
Организовать посещение шефствующей в/части в «День открытых дверей» с одной из групп
апрель,
май
военрук,
в/ч
Провести вечер вопросов и ответов по общевоинским Уставам Вооруженных Сил ПМР
В течение года
военрук
Акция «День без табака»
ноябрь
Медработник
воспитатель
Акция-протест «Стоп - сигарета!»
апрель
Зам. по ВР, кл.руковод.
Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:
-
Определение группы здоровья
-
Занятость в спортсекциях, объединениях
сентябрь
зам. директора по ВР
Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных Дню города
октябрь
Преподаватели физвоспитания
«Неделя физкультуры и спорта»
апрель
Преподаватели физвоспитания
Зональные соревнования по различным видам спорта
В течение года
Преподаватели физвоспитания
Участие в республиканском фестивале гражданско-патриотической направленности
февраль
Мастера, кл.руководит.
Краеведение
Мероприятия, посвященные дню освобождения города Тирасполя от немецко-фашистских захватчиков
октябрь
Заместитель директора по ВР, кл.руководители, мастера п/о
Проведение тематических классных часов «Почетные граждане города и республики»
ежегодно
Классные руководители
Встречи с интересными людьми
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной»
ежегодно
Преподаватели русского языка и литературы
Организация походов по родному краю
ежегодно
Классные руководители
Создание альбомов о родном крае
ежегодно
Классные руководители
Посещение музея в/ч 40415 «История черноморского казачества»
ежегодно
военрук
Работа по созданию в лицее уголка боевой Славы:
-
Сбор материала о жителях г.Тирасполя, принимавших участие в ВОВ
-
Сбор материала о работниках лицея, принимавших участие в ВОВ
-
Оформление стендов, витрин уголка боевой Славы
В течение действия программы
Мастера, кл.руководит.,
зав.библиотекой
Экскурсии в объединенный Тираспольский музей
апрель
Клас.руководители
Методическое обеспечение
Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Создание СD - и аудифонда
ежегодно
Учитель информатики
Организация подписки на периодические издания
ежегодно
Библиотекарь
Разработка сценариев традиционных праздников
ежегодно
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Разработка положений о различных спортивных соревнованиях
ежегодно
Заместитель директора по ВР, руководитель физкультуры
Выпуск санбюллетеней:
-
Спасем детей от наркотиков.
-
Инфекционные заболевания и их профилактика.
-
Клещевой энцефалит.
-
Витамины.
-
Культура здоровья человека.
-
Личная гигиена и форма одежды учащегося и др.
1 раз в 2 месяца
Медработник
Зам.директора по ВР
Разработать презентации:
- «Наша родина - ПМР»;
- «Конституция ПМР- основной закон государства»;
- «Правовые основы приднестровского государства»
В течение года
Зам. по ВР
Освещение опыта работы лицея в средствах массовой информации и на сайте лицея
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Подведение итогов
2017 год
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР К.И.Малахивская
Военный руководитель В.Д.Гизя
3300, г.Тирасполь
Ул. Христо-Ботева, № 24
Телефон: (533) 9-60-07, 9-25-09
Эл. почта: [email protected]
Сайт лицея : tiras-ml.org
29