Статья «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. »

В «Донецком сельскохозяйственном техникуме» ведется определенная работа по формированию культуры личной безопасности. В учебном плане предусмотрено изучение такой дисциплины как «Основы безопасности жизнедеятельности», которая изучается студентами на 1 курсе. Эта дисциплина завершает программу школьного образования. На 2(3) курсе студенты изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».Согласно требованиям новых ФГОС значительно увеличено количество часов на практические занятия, что дает во...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО РО

«ДОНЕЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»











ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ.







ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ

Г.Я.МЕТКИЙ





















г.МИЛЛЕРОВО

2014г.

Научно-технический прогресс, новые технологии, урбанизация с одной стороны создает условия для более комфортной среды обитания, но с другой стороны именно эти же факторы повышают риски для жизни и деятельности людей. Так в нашей стране ежегодно порядка 700 тыс человек трудоспособного возраста уходят из жизни преждевременно.

По оценке Президента России, угрозы безопасности человека на улицах, дорогах, рабочих местах свидетельствуют, что высокая смертность- не только медицинская, но и социальная проблема, а увеличение продолжительности жизни в огромной степени зависит тот фактора риска. Это забота каждого человека, властей, работодателей и общества в целом.

Для оценки угроз человеку и проблем по обеспечению его безопасности логично в качестве критериев взять количество пострадавших людей в различных ситуациях повседневной жизни.

Усредненные данные о людских потерях в России.

( за год )

П.п

Возможные ситуации

Количество

Чел.

1

Погибают в ДТП

Получают телесные повреждения в результате ДТП

32-35 тысяч

200-400 тысяч

2

На пожарах :

Погибают-

Получают телесные повреждения-

20тыс.

20тыс.

3

От криминальных действий6

Гибнут-

Получают телесные повреждения-

Пропадают без вести-

35 тыс.

200тыс.

50тыс

4

От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибают

200 тыс.

5

утопления

20 тыс.

6

От суицидов погибают

50 тыс.

7

От болезней, спровоцированных курением

>1млн.

8

В результате бытового и производственного травматизма

100 тыс.

9

От ЧС

До 3 тыс.

10

В терактах

5-200


Как видно из этих анализа этих данных, собственно от ЧС погибает

значительно меньше людей, чем в обыденных, повседневных ситуациях, в которых вполне можно было-бы избежать этих жертв при соблюдении элементарных правил безопасности.

Еще более неутешительный прогноз экспертов МСЧ для нынешнего поколения подростков- из каждой тысячи преждевременно уйдут из жизни 164 человека:


  • трое будут убиты;

  • шестеро покончат с жизнью;

  • семеро умрут от СПИДа;

  • восемь погибнут в ДТП;

  • 20 чел умрут от алкоголя;

  • 120 чел погибнут от курения.

Каждая травма, а тем более смерть негативно действует на множество других людей. Кроме таких психологически тяжелых социальных последствий есть и экономические издержки.

Таким образом проблема безопасной жизнедеятельности перестает быть только заботой конкретного человека, но и поднимается на уровень государственной значимости.

В действующих ФГОС предусматривается изучение вопросов формирования знаний и навыков безопасного поведения не только в процессе освоения учебного материала по ОБЖ, БЖ , но и практически все изучаемые дисциплины, должны способствовать в той или иной мере формированию целостного , единого понимания условий безопасной жизни и деятельности.

В системе профессионального образования еще больше повышается значение сформированности прочных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, которые будут в дальнейшем влиять на безопасность на конкретном рабочем месте, в коллективе, а также и в быту.

В последнее время педагогическая наука стремится дать рекомендации для формирования культуры безопасности, которая должна стать составной частью общечеловеческой культуры, необходимым компонентом профессиональной культуры специалиста.

Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку человека к сочетанию личной безопасности и безопасности других людей.

Определенный интерес для практической реализации представляют исследования процесса воспитания культуры безопасности , проведенные в последнее время.

Современная педагогическая наука рассматривает воспитание культуры личной безопасности как следующий шаг от обучения основам безопасной жизнедеятельности и далее к формированию личности безопасного типа.

Воспитание культуры личной безопасности является компонентом, целью, функцией и закономерностью педагогического процесса.

В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуются цели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфические педагогические закономерности.


В «Донецком сельскохозяйственном техникуме» ведется определенная работа по формированию культуры личной безопасности.

В учебном плане предусмотрено изучение такой дисциплины как «Основы безопасности жизнедеятельности», которая изучается студентами на 1 курсе.

Эта дисциплина завершает программу школьного образования.

На 2(3) курсе студенты изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».Согласно требованиям новых ФГОС значительно увеличено количество часов на практические занятия, что дает возможность выработать и закрепить необходимые навыки конкретных действий по обеспечению безопасности.

Для выполнения требований ФГОС в процессе обучения используются различные способы диагностики усвоения учебного материала, которые показывают реальную картину усвоения и помогают вносить своевременные коррективы при изучении тех или иных разделов и тем. Для этого широко используются различные тесты, кстати, некоторые разработаны непосредственно студентами.

Для выработки навыков самостоятельности оценки ситуации, умения прогнозировать развитие обстановки и оценки безопасности в различных условиях практикуется выполнение различных проектов, создание презентаций, участие в различных практических конференциях и другие формы.

Конечно, в процессе обучения, большая часть знаний носит теоретический характер ,так как невозможно создать условия, в которых студенты могли бы почувствовать значение получаемых знаний, что конечно, снижает интерес к изучаем вопросам.

Для повышения интереса и осознанного изучения учебного материала приходится применять различные формы.

Сотрудники казачьего спасательного формирования Миллеровского юрта провели для наших студентов показательное занятие по оказанию помощи при ДТП, на котором студентов ознакомили с современным оборудованием и приспособлениями, которые помогаю быстро освободить пострадавших из аварийной машины и оказать им доврачебную помощь.

Помогает также и анализ тех ситуаций, с которыми студенты сталкиваются во время практического обучения, на производственной практике, а также в быту.

Необходимо формировать у студентов осознанный и сильный мотив безопасной деятельности как гарантия их профессиональной деятельности и успешности, материального благополучия.

Говоря о формировании культуры личной безопасности в учебном процессе необходимо учитывать и роль других предметов.

Так, на пример ФГОС по дисциплине «Физическая культура» в разделе общих компетенций есть такие требования: студенты должны

-оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

-работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами;

-осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья.

Свой вклад в формирование культуры личной безопасности вносит и такая учебная дисциплина как «Охрана труда», в процессе изучения которой студенты знакомятся с конкретными требованиями организации безопасных условий трудовой деятельности, инструкций на рабочих местах, охраны здоровья и жизни персонала, об ответственности за те или иные нарушения

Трудового законодательства.

Соответственно и остальные учебные дисциплины в той или иной мере помогают решать общую задачу- формирование культуры личной безопасности студентов, чтобы они и в профессиональной деятельности и в повседневной жизни могли свести риски для здоровья и жизни к минимуму.

Можно выделить следующие педагогические условия для формирования культуры безопасности жизнедеятельности:

-построение учебного процесса на основе мировозренческих идеалов, нравственных ценностей;

-интегрирование знаний и умений в единый комплекс Безопасности жизнедеятельности;

-пропаганда здорового образа жизни;

-обучение способам и методам духовного и физического самосовершенствования;

-деятельность педагога по воспитанию уважения и толерантности друг к другу;

- ориентированность учебного процесса на повышение уровня гражданского самосознания студентов;

-овладение педагогом педагогической моделью формирования культуры безопасности студентов;

-формирование и развитие у студентов готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности

Следовательно, не только в рамках урочной деятельности формируются умения и навыки безопасной жизнедеятельности.

Большие возможности дает внеклассная, внеурочная работа.

В нашем учебном заведении применяются самые разнообразные формы внеурочной работы для воспитания гармонично развитой личности.

Большую роль в этом играют мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, которые проходят в самых разнообразных формах. Так наши студенты неоднократно проводили на улицах города популярные в молодежной среде флэш-мобы , направленные против распространенного и в молодежной среде

пристрастия к курению. Местное телевидение показывало как студенты предлагали курильщикам поменять сигарету на конфету-эта акция вызвала большой интерес и одобрение жителей города.

Так же регулярно проводятся конкурсы плакатов, викторины, готовятся презентации. Перед студентами регулярно выступают и врачи, которые профессионально доводят студентам все медицинские и социальные последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков. Если с курением у нас есть еще определенные проблемы, то с употреблением алкоголя, а тем более наркотиков ситуация достаточно благоприятная.

В начале учебного года проводится тестирование и опрос студентов нового набора по ряду позиций, в том числе и по их отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. К сожалению, довольно значительное количество уже и курят и знают вкус алкоголя и самое главное, не видят в этом опасности .Поэтому нашим преподавателям приходится учитывать все это и в учебной и в воспитательной работе.

Одним из важных направлений в нашей работе является организация военно-патриотического воспитания, особенно это актуально в свете сегодняшних событий в соседней Украине.

Органы местного самоуправления и военкомат отмечают хорошую организацию постановки студентов на воинский учет, неплохую образовательную и физическую подготовку. Нет ни одного случая уклонения наших выпускников от прохождения военной службы. С проходящими службу по призыву поддерживаем тесную связь. По многолетней традиции в канун праздника День защитника Отечества студенты отправляют в армию поздравления, посылки. Регулярно обновляется стенд «Студенты ДСХТ на службе Отечеству».После окончания службы ребята приходят в техникум, встречаются с педагогами, студентами. Кстати, довольно много наших выпускников остаются в армии по контракту.

Конкурс «А ну-ка, парни» всегда вызывает нешуточные страсти. Ребята соревнуются в стрельбе, подтягиванию, жиму штанги, гири. Военизированная эстафета и перетягивание каната проходит под одобрительные возгласы болельщиков. На этом мероприятии присутствуют и представители администрации города и казачества, попечительского совета техникума. Победители получают заслуженные награды и хороший заряд бодрости.

Конкурс начинается и заканчивается подъемом и спуском флага России под звуки государственного гимна.

Возле учебного корпуса созданы два памятника- преподавателям и студентам, которые не вернулись с полей Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг в Афганистане.

По доброй традиции, на последнем звонке выпускники обязательно возлагают к этим памятникам живые цветы в знак памяти и благодарности.

Ежегодно наши студенты принимают участие в городских мероприятия, посвященных Дню Победы - это факельное шествие, и пробег по улицам города, и конечно -шествие в одной колонне с ветеранами войны 9 мая.

Рядом с техникумом находится памятное место-памятник жертвам фашизма на месте печально знаменитого концлагеря Дулаг-125, где погибли порядка 40 тысяч советских военнопленных. Наши студенты регулярно принимают участие в благоустройстве этого памятника, а также еще и братской могилы, где похоронены жертвы немецкой оккупации.

В техникуме создан музей боевой и трудовой славы, где есть и стенды посвященные Великой Отечественной войне. Есть раздел, посвященный нашему знаменитому земляку дважды Герою Советского Союза, маршалу авиации А.Н.Ефимову. А.Н.Ефимов поддерживал с техникумом хорошие отношения. Благодаря его поддержке наши студенты даже побывали в Центре подготовки космонавтов на экскурсии. В этом музее проходят уроки для первокурсников, сюда приходят ученики школ города и района, гости техникума. В книге почетных гостей уже сотни благодарных отзывов за то, что сохраняем память о тех людях, которые добросовестно исполнили свой гражданский и воинский долг.

Конечно, большой вклад в пропаганду здорового образа жизни, а следовательно и в развитие культуры безопасности личности , вносит и спортивная жизнь.

Студенты техникума неоднократно занимали призовые места на городских, зональных, областных и даже республиканских соревнованиях и даже становились чемпионами.Студентка отделения «Хранение и переработка продукции растеневодства» Т.Торговченко стала чемпионкой России по настольному теннису и сейчас продолжает активно заниматься спортом.

В.Кичатый еще будучи нашим студентом, стал чемпионом России по борьбе, а после службы в армии пришел на работу в таможню и неоднократно становился чемпионом на соревнованиях различного уровня.

Десятки, а может уже и сотни студентов прошли через секцию борьбы , которую возглавлял заслуженный тренер Х.Агаян. Опытный тренер учил студентов не только премудростям спортивным, но и в значительной степени воспитывал у них стойкость , порядочность, командный дух.

Нельзя не сказать о том, какой вклад в пропаганду здорового образа жизни, воспитание хорошего вкуса вносят участники художественной самодеятельности. Заместитель директора техникума Т.В.Желудкова к этому направлению воспитательной работы относится с особой любовью. Под ее опекой наши артисты принимают участие практически во всех мероприятиях.

Начинается учебный год подготовкой и проведением традиционного праздника-«Посвящение в студенты», а далее» -Осенний бал», Новогодний карнавал, а там уже и главный студенческий праздник- Татьянин день. А на проводы зимы собираются жители всего поселка, а вскоре начинается череда последних звонков. Для выпускников каждого отделения готовится неповторимый праздник , на который при ходят родители, родственники да и часто школьники-будущие наши студенты. В актовом зале всегда после занятий слышна музыка, идут репетиции. Стали уже традиционными конкурсы «Мисс ДСХТ», выступление команды КВН, конкурс патриотической песни. Наши певцы и танцоры неоднократно становились лауреатами и призерами творческих конкурсов разного уровня. На всех городских мероприятиях не обходится без наших артистов и их всегда тепло встречают зрители.

Вот так крупица к крупице и преподаватели, и студенты вносят свой вклад в общую копилку обучения и воспитания хорошего специалиста и гражданина, формируя при этом и культуру личной безопасности.






© 2010-2022