- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. »
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. »
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Меткий Г.Я. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО РО
«ДОНЕЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ
Г.Я.МЕТКИЙ
г.МИЛЛЕРОВО
2014г.
Научно-технический прогресс, новые технологии, урбанизация с одной стороны создает условия для более комфортной среды обитания, но с другой стороны именно эти же факторы повышают риски для жизни и деятельности людей. Так в нашей стране ежегодно порядка 700 тыс человек трудоспособного возраста уходят из жизни преждевременно.
По оценке Президента России, угрозы безопасности человека на улицах, дорогах, рабочих местах свидетельствуют, что высокая смертность- не только медицинская, но и социальная проблема, а увеличение продолжительности жизни в огромной степени зависит тот фактора риска. Это забота каждого человека, властей, работодателей и общества в целом.
Для оценки угроз человеку и проблем по обеспечению его безопасности логично в качестве критериев взять количество пострадавших людей в различных ситуациях повседневной жизни.
Усредненные данные о людских потерях в России.
( за год )
№
П.п
Возможные ситуации
Количество
Чел.
1
Погибают в ДТП
Получают телесные повреждения в результате ДТП
32-35 тысяч
200-400 тысяч
2
На пожарах :
Погибают-
Получают телесные повреждения-
20тыс.
20тыс.
3
От криминальных действий6
Гибнут-
Получают телесные повреждения-
Пропадают без вести-
35 тыс.
200тыс.
50тыс
4
От неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибают
200 тыс.
5
утопления
20 тыс.
6
От суицидов погибают
50 тыс.
7
От болезней, спровоцированных курением
>1млн.
8
В результате бытового и производственного травматизма
100 тыс.
9
От ЧС
До 3 тыс.
10
В терактах
5-200
Как видно из этих анализа этих данных, собственно от ЧС погибает
значительно меньше людей, чем в обыденных, повседневных ситуациях, в которых вполне можно было-бы избежать этих жертв при соблюдении элементарных правил безопасности.
Еще более неутешительный прогноз экспертов МСЧ для нынешнего поколения подростков- из каждой тысячи преждевременно уйдут из жизни 164 человека:
-
трое будут убиты;
-
шестеро покончат с жизнью;
-
семеро умрут от СПИДа;
-
восемь погибнут в ДТП;
-
20 чел умрут от алкоголя;
-
120 чел погибнут от курения.
Каждая травма, а тем более смерть негативно действует на множество других людей. Кроме таких психологически тяжелых социальных последствий есть и экономические издержки.
Таким образом проблема безопасной жизнедеятельности перестает быть только заботой конкретного человека, но и поднимается на уровень государственной значимости.
В действующих ФГОС предусматривается изучение вопросов формирования знаний и навыков безопасного поведения не только в процессе освоения учебного материала по ОБЖ, БЖ , но и практически все изучаемые дисциплины, должны способствовать в той или иной мере формированию целостного , единого понимания условий безопасной жизни и деятельности.
В системе профессионального образования еще больше повышается значение сформированности прочных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, которые будут в дальнейшем влиять на безопасность на конкретном рабочем месте, в коллективе, а также и в быту.
В последнее время педагогическая наука стремится дать рекомендации для формирования культуры безопасности, которая должна стать составной частью общечеловеческой культуры, необходимым компонентом профессиональной культуры специалиста.
Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку человека к сочетанию личной безопасности и безопасности других людей.
Определенный интерес для практической реализации представляют исследования процесса воспитания культуры безопасности , проведенные в последнее время.
Современная педагогическая наука рассматривает воспитание культуры личной безопасности как следующий шаг от обучения основам безопасной жизнедеятельности и далее к формированию личности безопасного типа.
Воспитание культуры личной безопасности является компонентом, целью, функцией и закономерностью педагогического процесса.
В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуются цели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфические педагогические закономерности.
В «Донецком сельскохозяйственном техникуме» ведется определенная работа по формированию культуры личной безопасности.
В учебном плане предусмотрено изучение такой дисциплины как «Основы безопасности жизнедеятельности», которая изучается студентами на 1 курсе.
Эта дисциплина завершает программу школьного образования.
На 2(3) курсе студенты изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».Согласно требованиям новых ФГОС значительно увеличено количество часов на практические занятия, что дает возможность выработать и закрепить необходимые навыки конкретных действий по обеспечению безопасности.
Для выполнения требований ФГОС в процессе обучения используются различные способы диагностики усвоения учебного материала, которые показывают реальную картину усвоения и помогают вносить своевременные коррективы при изучении тех или иных разделов и тем. Для этого широко используются различные тесты, кстати, некоторые разработаны непосредственно студентами.
Для выработки навыков самостоятельности оценки ситуации, умения прогнозировать развитие обстановки и оценки безопасности в различных условиях практикуется выполнение различных проектов, создание презентаций, участие в различных практических конференциях и другие формы.
Конечно, в процессе обучения, большая часть знаний носит теоретический характер ,так как невозможно создать условия, в которых студенты могли бы почувствовать значение получаемых знаний, что конечно, снижает интерес к изучаем вопросам.
Для повышения интереса и осознанного изучения учебного материала приходится применять различные формы.
Сотрудники казачьего спасательного формирования Миллеровского юрта провели для наших студентов показательное занятие по оказанию помощи при ДТП, на котором студентов ознакомили с современным оборудованием и приспособлениями, которые помогаю быстро освободить пострадавших из аварийной машины и оказать им доврачебную помощь.
Помогает также и анализ тех ситуаций, с которыми студенты сталкиваются во время практического обучения, на производственной практике, а также в быту.
Необходимо формировать у студентов осознанный и сильный мотив безопасной деятельности как гарантия их профессиональной деятельности и успешности, материального благополучия.
Говоря о формировании культуры личной безопасности в учебном процессе необходимо учитывать и роль других предметов.
Так, на пример ФГОС по дисциплине «Физическая культура» в разделе общих компетенций есть такие требования: студенты должны
-оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
-работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами;
-осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья.
Свой вклад в формирование культуры личной безопасности вносит и такая учебная дисциплина как «Охрана труда», в процессе изучения которой студенты знакомятся с конкретными требованиями организации безопасных условий трудовой деятельности, инструкций на рабочих местах, охраны здоровья и жизни персонала, об ответственности за те или иные нарушения
Трудового законодательства.
Соответственно и остальные учебные дисциплины в той или иной мере помогают решать общую задачу- формирование культуры личной безопасности студентов, чтобы они и в профессиональной деятельности и в повседневной жизни могли свести риски для здоровья и жизни к минимуму.
Можно выделить следующие педагогические условия для формирования культуры безопасности жизнедеятельности:
-построение учебного процесса на основе мировозренческих идеалов, нравственных ценностей;
-интегрирование знаний и умений в единый комплекс Безопасности жизнедеятельности;
-пропаганда здорового образа жизни;
-обучение способам и методам духовного и физического самосовершенствования;
-деятельность педагога по воспитанию уважения и толерантности друг к другу;
- ориентированность учебного процесса на повышение уровня гражданского самосознания студентов;
-овладение педагогом педагогической моделью формирования культуры безопасности студентов;
-формирование и развитие у студентов готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности
Следовательно, не только в рамках урочной деятельности формируются умения и навыки безопасной жизнедеятельности.
Большие возможности дает внеклассная, внеурочная работа.
В нашем учебном заведении применяются самые разнообразные формы внеурочной работы для воспитания гармонично развитой личности.
Большую роль в этом играют мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, которые проходят в самых разнообразных формах. Так наши студенты неоднократно проводили на улицах города популярные в молодежной среде флэш-мобы , направленные против распространенного и в молодежной среде
пристрастия к курению. Местное телевидение показывало как студенты предлагали курильщикам поменять сигарету на конфету-эта акция вызвала большой интерес и одобрение жителей города.
Так же регулярно проводятся конкурсы плакатов, викторины, готовятся презентации. Перед студентами регулярно выступают и врачи, которые профессионально доводят студентам все медицинские и социальные последствия курения, употребления алкоголя и наркотиков. Если с курением у нас есть еще определенные проблемы, то с употреблением алкоголя, а тем более наркотиков ситуация достаточно благоприятная.
В начале учебного года проводится тестирование и опрос студентов нового набора по ряду позиций, в том числе и по их отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. К сожалению, довольно значительное количество уже и курят и знают вкус алкоголя и самое главное, не видят в этом опасности .Поэтому нашим преподавателям приходится учитывать все это и в учебной и в воспитательной работе.
Одним из важных направлений в нашей работе является организация военно-патриотического воспитания, особенно это актуально в свете сегодняшних событий в соседней Украине.
Органы местного самоуправления и военкомат отмечают хорошую организацию постановки студентов на воинский учет, неплохую образовательную и физическую подготовку. Нет ни одного случая уклонения наших выпускников от прохождения военной службы. С проходящими службу по призыву поддерживаем тесную связь. По многолетней традиции в канун праздника День защитника Отечества студенты отправляют в армию поздравления, посылки. Регулярно обновляется стенд «Студенты ДСХТ на службе Отечеству».После окончания службы ребята приходят в техникум, встречаются с педагогами, студентами. Кстати, довольно много наших выпускников остаются в армии по контракту.
Конкурс «А ну-ка, парни» всегда вызывает нешуточные страсти. Ребята соревнуются в стрельбе, подтягиванию, жиму штанги, гири. Военизированная эстафета и перетягивание каната проходит под одобрительные возгласы болельщиков. На этом мероприятии присутствуют и представители администрации города и казачества, попечительского совета техникума. Победители получают заслуженные награды и хороший заряд бодрости.
Конкурс начинается и заканчивается подъемом и спуском флага России под звуки государственного гимна.
Возле учебного корпуса созданы два памятника- преподавателям и студентам, которые не вернулись с полей Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг в Афганистане.
По доброй традиции, на последнем звонке выпускники обязательно возлагают к этим памятникам живые цветы в знак памяти и благодарности.
Ежегодно наши студенты принимают участие в городских мероприятия, посвященных Дню Победы - это факельное шествие, и пробег по улицам города, и конечно -шествие в одной колонне с ветеранами войны 9 мая.
Рядом с техникумом находится памятное место-памятник жертвам фашизма на месте печально знаменитого концлагеря Дулаг-125, где погибли порядка 40 тысяч советских военнопленных. Наши студенты регулярно принимают участие в благоустройстве этого памятника, а также еще и братской могилы, где похоронены жертвы немецкой оккупации.
В техникуме создан музей боевой и трудовой славы, где есть и стенды посвященные Великой Отечественной войне. Есть раздел, посвященный нашему знаменитому земляку дважды Герою Советского Союза, маршалу авиации А.Н.Ефимову. А.Н.Ефимов поддерживал с техникумом хорошие отношения. Благодаря его поддержке наши студенты даже побывали в Центре подготовки космонавтов на экскурсии. В этом музее проходят уроки для первокурсников, сюда приходят ученики школ города и района, гости техникума. В книге почетных гостей уже сотни благодарных отзывов за то, что сохраняем память о тех людях, которые добросовестно исполнили свой гражданский и воинский долг.
Конечно, большой вклад в пропаганду здорового образа жизни, а следовательно и в развитие культуры безопасности личности , вносит и спортивная жизнь.
Студенты техникума неоднократно занимали призовые места на городских, зональных, областных и даже республиканских соревнованиях и даже становились чемпионами.Студентка отделения «Хранение и переработка продукции растеневодства» Т.Торговченко стала чемпионкой России по настольному теннису и сейчас продолжает активно заниматься спортом.
В.Кичатый еще будучи нашим студентом, стал чемпионом России по борьбе, а после службы в армии пришел на работу в таможню и неоднократно становился чемпионом на соревнованиях различного уровня.
Десятки, а может уже и сотни студентов прошли через секцию борьбы , которую возглавлял заслуженный тренер Х.Агаян. Опытный тренер учил студентов не только премудростям спортивным, но и в значительной степени воспитывал у них стойкость , порядочность, командный дух.
Нельзя не сказать о том, какой вклад в пропаганду здорового образа жизни, воспитание хорошего вкуса вносят участники художественной самодеятельности. Заместитель директора техникума Т.В.Желудкова к этому направлению воспитательной работы относится с особой любовью. Под ее опекой наши артисты принимают участие практически во всех мероприятиях.
Начинается учебный год подготовкой и проведением традиционного праздника-«Посвящение в студенты», а далее» -Осенний бал», Новогодний карнавал, а там уже и главный студенческий праздник- Татьянин день. А на проводы зимы собираются жители всего поселка, а вскоре начинается череда последних звонков. Для выпускников каждого отделения готовится неповторимый праздник , на который при ходят родители, родственники да и часто школьники-будущие наши студенты. В актовом зале всегда после занятий слышна музыка, идут репетиции. Стали уже традиционными конкурсы «Мисс ДСХТ», выступление команды КВН, конкурс патриотической песни. Наши певцы и танцоры неоднократно становились лауреатами и призерами творческих конкурсов разного уровня. На всех городских мероприятиях не обходится без наших артистов и их всегда тепло встречают зрители.
Вот так крупица к крупице и преподаватели, и студенты вносят свой вклад в общую копилку обучения и воспитания хорошего специалиста и гражданина, формируя при этом и культуру личной безопасности.