• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Обзор современных педагогических технологий применяемых на уроках ОБЖ

Обзор современных педагогических технологий применяемых на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное ощеобразовательное учреждение

Большеарбайская средняя общеобразовательная школа











Современные педагогические технологии на уроках ОБЖ



Учитель ОБЖ Алексеева Л А





























Большой Арбай

2015





Содержание:

  1. Введение.



  1. Основная часть:



  1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

  2. Использование игровых технологий.

  3. Технология уровневой дифференциации.

  4. Технология интегрированного обучения.

  5. Здоровьесберегающие технологии.

  6. Технология проектной и исследовательской деятельности.

  7. Информационные и коммуникационные технологии.

  8. Технология учебного мозгового штурма



  1. Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Так получилось, что мы живем в эпоху перемен. Перемены эти происходят не только в жизни государства, общества, но и в жизни школы. Необходимость изменений осознана сейчас различными представителями педагогической науки, учителями, управленцами. В современной системе образования существует ряд проблем и противоречий, которые требуют своего решения. Возможно, этому будет способствовать переход образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.

Основное противоречие современной системы образования состоит в том, что на всех уровнях довольно сильны позиции традиционного (предметно-ориентированного) обучения, вместе с тем постоянно декларируется главная цель обучения - развитие личности ребенка. Но для традиционной модели она не является главной. Получается, что для реализации модели развивающего обучения зачастую используется методический аппарат традиционного обучения. Необходимость перехода в русло развивающего обучения связана с тем, что традиционное обучение не в состоянии устранить собственные проблемы: это и невозможность втиснуть раздутое содержание в рамки учебной нагрузки, невозможность эффективной мотивации деятельности учащихся, неспособность сформировать целостное представление об окружающей действительности, проблемы педагогического насилия. Введение ЕГЭ привело к тому, что учитель стал видеть главной целью своей деятельности получение учащимися высоких балов на данном экзамене, а на реализацию основных целей образования у него просто нет времени и сил.

Педагогическая наука накопила к настоящему времени большой объем знаний о различных методиках, технологиях и концепциях обучения и требовать от каждого учителя разработки собственных оригинальных концепций, педагогических технологий было бы глупо.

Учителю-практику приходится достаточно сложно в сложившихся условиях, когда он ограничен рамками традиционного обучения, а главную цель видит в развитии личности ребенка. Тем более что учитель не может не ставить своей целью усвоение учащимися основного содержания образования.

Истина, как это обычно бывает, где-то посередине, она в гармоничном сочетании этих двух целей: в усвоении учащимися основного содержания образования и развитии, раскрытии личности ребенка. Большие возможности в этом предоставляет деятельностный подход и использование современных педагогических технологий.

Деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

  1. Постановка учебной задачи.

  2. В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

  3. «Открытие» нового знания.

  4. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог и получает продукт.

  5. Первичное закрепление.

  6. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

  7. Обучающая самостоятельная работа.

  8. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важна ситуация успеха для каждого ребёнка.

  9. Выполнение заданий на повторение

Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как говорить на современном языке с современными детьми?» В решении этих вопросов, я думаю, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально - комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.

В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:

  • Технологии проблемного обучения;

  • Технологии дифференцированного обучения;

  • Игровой технологии;

  • Технологии интегрированного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Проектная и поисково-исследовательская деятельность;

  • Информационно-коммуникационная технология.

  • Технология учебного мозгового штурма



II.

  1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения уроках.

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

В сфере преподавания курса ОБЖ находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках открытия нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

  2. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому заданию. Суть подводящего диалога заключатся в том. Что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового задания.

  3. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперименты или наглядности. Второй прием «актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

2.Использование игровых технологий

позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках ОБЖ могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? », «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, так называемые - дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.

IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

V группа игр - интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.

Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.

3.Технология уровневой дифференциации.



Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и дает данная технология.

Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Для одаренных детей проводятся консультации, оказывается помощь в подготовке к олимпиадам школьного, городского уровня. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.





  1. Технология интегрированного обучения.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний , используя информацию из разных предметов, совершенно по0новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.



  1. Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.

Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.



  1. Технология проектной и исследовательской деятельности.



Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:

  • Индивидуализировать обучение.

  • Актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося.

  • Позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе.

  • Помогает выполнять работу в собственном ритме.

  • Использовать полученные знания в практическом применении.

  • Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и примы деятельности.

  • Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности.

  • Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Проектно-исследовательская технология - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.



  1. Информационные и коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ:

  • Улучшение качества обучения.

  • Изменения в методах и организационных формах работы учащихся.

  • Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Excel, PowerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Таким образом, использование компьютера - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока

  1. Технология учебного мозгового штурма

Основная идея учебного мозгового штурма - решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают креативность мышления. Эта форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет такого школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма не было бы целесообразным, если учителю интересно развивать творческие способности учеников.

Создание технологии мозгового штурма восходит к книге Алекса Осборна «Управляемое воображение», изданной в 1953 году в США. Алекс Осборн во время второй мировой войны был капитаном торгового судна. Случилось так, что в какой-то момент их судно осталось без охраны, а в том районе, где находилось их судно, действовала немецкая подводная лодка. Что делать в подобной ситуации? И тогда капитан вспомнил практику, которую применяли ещё средневековые пираты. Вся команда выстроилась на палубе и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Причем можно говорить все, что придёт в голову, так как самая невероятная идея может служить ключом к решению проблемы. Тогда им повезло, и подводная лодка не появилась, но после войны Осборн решил проанализировать ситуацию и пришел к выводу, что такой способ поиска новых идей применим и в мирной жизни.

Следует отличать мозговой штурм вообще от учебного мозгового штурма. Мозговой штурм в чистом виде применяется для решения задач, ответ на которые не известен никому. Учебный же мозговой штурм применяется на уроке для создания учениками субъективно нового знания.

Учебный мозговой штурм имеет следующие дидактические ценности:

  • это активная форма работа учащихся, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам обучения;

  • учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

  • участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

  • учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

  • наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

  • учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью семь-девять учащихся. До штурма группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - никакой критики. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий (руководитель группы). Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Затем проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до двадцати минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап - это создание банка идей. Главная цель - наработать как можно больше возможных решений, в том числе тех, которые на первый взгляд кажутся дикими. Иногда имеет смысл прервать этот этап раньше, если идеи явно иссякли. После этого можно сделать небольшой перерыв, и обсудить, какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап - анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий этап - обработка результатов. Группа отбирает от двух до пяти наиболее интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Технология учебного мозгового штурма может быть использована в личностно-ориентированной модели обучения, где на первое место выступает не результат, а сам процесс. Результат же может быть получен не сразу. Главное, что такая форма урока способствует развитию личности ученика. Групповая форма работы позволяет каждому ученику почувствовать себя личностью. Каждый работает в меру своих способностей и знаний.

На уроках ОБЖ целесообразно использовать данную технологию при изучении таких учебных вопросов, где требуется разработка алгоритмов каких-либо действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения.




III.



На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов.

Список используемой литературы и источников:

1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. - М.: «Вита-Пресс», 9-е изд., 2009.

2.Корепанова, М.В.: Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 2010

3.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск, 1997.

4.Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. - М.: Академия, 2010

5.Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

7. w.school2100.ru/pedagogam/collect/



© 2010-2022