Рабочая программа по ОБЖ 6 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Пояснительная записка.

Рабочая программа по ОБЖ для учащихся основного общего образования 6 класса составлена на основе документов:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004);

  • Примерная учебная программа основного общего образования по ОБЖ (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 г), (базовый уровень);

  • Авторская образовательная программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).

  • Учебный план МБОУ Городищенская СОШ на 2015 - 2016 учебный год.

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, 35 часов в год.

Предмет "ОБЖ" изучается в 6 классе по 1 часу для прохождения полного курса программы Смирнова А.Т. по ОБЖ, с целью укрепления здоровья школьников, приобретения учащимися знаний и умений по защите жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.

Общая характеристика учебного предмета.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:


  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;


  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;


  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Основными формами обучения являются: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок контроля.



Учебно - тематический план.


п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

25

1.

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2.

Активный отдых на природе и безопасность

5

3.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6

4.

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

4

5.

Опасные ситуации в природных условиях

4

Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

8

6.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

7.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

4

8.

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

Всего часов:

35



Содержание программы.

Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

























Календарно - тематическое планирование.


урока

Тема урока

Дата проведения

Кол - во часов.

Основные понятия.

Домашнее задание.

по плану

факти-чески

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства - 25 часов

Подготовка к активному отдыху на природе - 6 часов

1

Природа и человек


1

Активный турист

П 1.1.

2

Ориентирование на местности



1

ориетирование

П 1.2

3

Определение своего местонахождения и направления движения на местности


1

местонахождение

П 1.3

4

Подготовка к выходу на природу


1

поход

П 1.4

5

Определение необходимого снаряжения для похода


1

Бивак

П 1.5

6

Определение места для бивака и организация бивачных работ.



1

снаряжение

П 1.6

Активный отдых на природе и безопасность- 5 часов

7

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе


1

Активный отдых

П 2.1

8

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности


1

Пешие походы

П 2.2

9

Подготовка и проведения лыжных походов


1

Организация движения

П 2.3

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде


1

Байдарка

П 2.4

11

Велосипедные походы и безопасность туристов


1

маршрут

П 2.5

Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности- 6 часов

12

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме


1

Внутренний турист

П 3.1

13

Акклиматизация человека в различных климатическип х условиях


1

акклиматизация

П 3.2

14

Акклиматизация в горной местности.


1

адаптация

П 3.3

15

Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта



1

Наземный транспорт

П 3.4

16

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте


1

Водный транспорт

П 3.5

17

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте


1

Воздушный транспорт

П 3.6

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека

в природной среде- 4 часа

18

Автономное существование человека в природе


1

Автономное существование

П 4.1

19

Добровольная автономия человека в природной среде


1

Добровольное существование

П 4.2

20

Вынужденная автономия человека в природной среде


1

Вынужденная автономия

П 4.3

21

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании


1

Временное укрытие

П 4.4

Опасные ситуации в природных условиях - 4 часа

22

Опасные погодные явления.


1

Погода

П5.1

23

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными


1

Дикие и хищные животные

П 5.2

24

Укусы насекомых и защита от них


1

Насекомые

П 5.3

25

Клещевой энцефалит и его профилактика


1

Энцефалит

П.5.4

Mодуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни- 10 часов

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 4 часа

26

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях


1

Личная гигиена

П 6.1

27

Оказание первой помощи при травмах


1

Ссадина

П 6.2

28

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге


1

Тепловой и солнечный удар

П 6.3

29

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых


1

Ядовитые змеи

П 6.4

Здоровье человека и факторы, на него влияющие- 4 часа.

30

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье


1

Утопление

П 7.1 и 7.2

31

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека


1

Загрязнение

П 7.3

32

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека


1

Социальная среда

П 7.4

33


Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.


1

Наркомания и токсикомания

П 7.5

34

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ


1

профилактика

П 7.6

35

Итоговая контрольная работа (тестирование)


1



Требования к уровню подготовки обучающихся .

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Учащийся должен:

знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Список литературы.


Егорова Л.В. Рабочая тетрадь ОБЖ. Издательство «Лицей», 2012 год

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва Просвещение 2010 год.

it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;







Контрольно-измерительные материалы.

Контроль знаний умений и навыков по ОБЖ проводится в форме письменных работ- ответов на поставленные вопросы после изучения раздела в учебнике Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ.ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.

Темы для контрольного тестирования:

1. Подготовка к активному отдыху на природе.

2. Подготовка и проведение различных видов похода.

3. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

4. Оказание первой медицинской помощи в природных условиях.


Темы практических работ:


1. Работа с компасом и картой, определение азимута на объект.

2. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.

Темы самостоятельных работ:


1. Меры безопасности при движении на различных видах транспорта.

2. Добывание и приготовление пищи в природных условиях.

uroki.net/

obzh.ru/school-obz.org/

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru

для учащихся:Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб.для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т. Смирнова.-Просвещение, 2012.

4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/




Средства обучения и воспитания

1.Компьютер

2.Аудиоколонки

3.Проектор

4. Экран

5. Телевизор

6. Индивидуальная аптечка

7. Жгуты

8. Косынки

9. Индивидуальный перевязочный пакет

10. Шинные материалы

11.Противогаз

12.Библиотека наглядных пособий

Видеокассета №1

Видеокассета №2

Зарисовки: опасности на дорогах, кто виноват? театр ПДД

Основы противопожарной безопасности

Право на жизнь

Основы безопасности на воде

ПДД

Тематические игры по ОБЖ

Творческий центр

2003

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Третий Рим

2007

Правила дорожного движения

Ливр

2000

Основы медицинских знаний учащихся

Просвещение

1991

100 вопросов ответов о прохождении военной службы

Москва 2006

Учебник выживания

Эксмо

2005

Чрезвычайные ситуации.энциклопедия школьника

Москва

2005

Правила по ПДД

Настольная игра по ПДД

Перфокарты по ПДД


© 2010-2022