Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО

Рождествина Елена Владимировна

Преподаватель - организатор ОБЖ МОАУ «СОШ №5 г. Орска»

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: содержательная цель и деятельностная цель. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Мы все задаемся вопросом: Каким образом развивать метапредметные

УУД? (слайд 1)Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

• ситуация - проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

I уровень -учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог помогает анализировать данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой для применения этого метода.

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

II уровень -педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2-3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое - оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

III уровень - высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После решения конкретных можно приступать непосредственно к практическому занятию

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

• ситуация - иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

Это ситуации, изображённые на картинках.

По результатам предварительного изучения исходного состояния знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий.

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖФормирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

(показ видеоматериала, презентаций, демонстрация наглядных пособий, практические работы)

• ситуация - оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

• ситуация - тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формирование метапредметных УУД на уроках ОБЖ

Критерии качественного тренинга

1. Выбор темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность преподавателя.

Важный критерий успешности тренинга - это умение педагога давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

- на личностное самоопределение;

- на развитие Я - концепции;

- на смыслообразование;

- на мотивацию;

- на нравственно - этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- на учёт позиции партнёра;

- на организацию и осуществление сотрудничества;

- на передачу информации и отображению предметного содержания;

- тренинги коммуникативных навыков;

- ролевые игры;

- групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

- задачи и проекты на сравнение, оценивание;

- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

- задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- на планирование;

- на рефлексию;

- на ориентировку в ситуации;

- на прогнозирование;

- на целеполагание;

- на оценивание;

- на принятие решения;

- на самоконтроль;

- на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.



© 2010-2022