- Преподавателю
- ОБЖ
- Контрольная работа по теме ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Контрольная работа по теме ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шляховой Д.С. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы обороны государства и военной службы»
на тему:
«Национальная безопасность
и оборона государства».
Выполнил: слушатель дополнительного
профессионального образования, программы
профессиональной переподготовки
«Безопасность жизнедеятельности»
Д. С. Шляховой
ВВЕДЕНИЕ
Россия - одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Её экономический, научно-технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияния на международную политику[5].
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах[4]. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий[4].
Угрозы национальной безопасности России.
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах[3].
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений[3].
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельность международных террористических организаций[4].
Обеспечение национальных интересов России.
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества[5].
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран - членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.
Военная организация Российской Федерации.
В настоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально-экономические связи и отношения. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в мире обозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Это поставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важное значение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и роли Вооруженных Сил Российской Федерации.
В последние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна в целом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского государства. Сегодня создана практически новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «О Государственной границе».
Военная организация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.
Главной задачей военной организации является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и её союзников[5].
Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:
• приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;
• повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;
• совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
• совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
• повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;
• совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров и специалистов ведущих боевых специальностей);
• повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
• совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;
• укрепление в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;
• реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;
• развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
• совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации, а также системы ее отношений с обществом.
Руководство военной организацией государства.
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также другие функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством[2, 4].
Военная доктрина Российской Федерации.
В 2000г. Президентом Российской Федерации была утверждена Военная доктрина Российской Федерации, которая определила совокупность официальных взглядов на военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Эта доктрина является документом переходного периода, когда происходит становление демократической государственности, многоукладной экономики; происходят преобразования в военной организации государства, трансформируется система международных отношений. В ней конкретизируются некоторые положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Содержание доктрины опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки в мире и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных целей, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и воинского искусства[3].
Военная доктрина РФ носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления необходимых социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Военная безопасность Российской Федерации постоянно обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) против ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности страны ситуациях. Россия не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме случаев нападения на Российскую Федерацию, ее союзников или на государства, с которыми она имеет договорные обязательства в отношении безопасности[4].
Другие войска, их основные задачи.
Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но вместе с ними обеспечивают выполнение задач, связанных с обороной государства. К этим войскам относятся пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации[3].
Пограничные войска Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Пограничные войска предназначены для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа нашей страны и природных ресурсов.
Основные задачи пограничных войск:
• защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы;
• охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.
Структурно пограничные войска сведены в 10 региональных управлений: Арктическое, Северо-Западное, Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.
Внутренние войска Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.
Внутренние войска предназначены для защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Основные задачи внутренних войск:
• предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства;
• разоружение незаконных формирований;
• соблюдение режима чрезвычайного положения;
• усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо;
• обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и законно избранных органов власти;
• охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.
Важнейшей задачей внутренних войск МВД РФ является совместное с Вооруженными Силами России участие в территориальной обороне страны.
Проводимые во внутренних войсках организационные преобразования направлены на то, чтобы повысить их мобильность, способность быстро концентрировать силы и средства там, где это необходимо, реально обеспечивать охрану жизни, здоровья и имущества граждан.
Войска Гражданской обороны Российской Федерации.
Войска гражданской обороны являются важной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. Организационно они входят в состав МЧС России.
Основные задачи войск гражданской обороны в мирное время:
• накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
• участие в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
• подготовка сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у России имеются соответствующие договоры;
• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;
• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;
• участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими средствами и услугами, оказание ему доврачебной медицинской помощи;
• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.
Основные задачи войск гражданской обороны в военное время:
• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;
• обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
• участие в работах по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнении задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Войска гражданской обороны организационно состоят из соединений, воинских частей и организаций, в которые входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, пиротехнические и другие подразделения. В соответствии с Женевскими конвенциями они не участвуют в боевых действиях, поэтому имеют на вооружении спасательную технику и легкое стрелковое оружие[3].
Соединения и части гражданской обороны располагаются в тех регионах, где высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в их структуре и составе. Если регион сейсмоопасный - в нем больше механизированных подразделений, если подвержен наводнениям - в нем преобладают понтонно-переправочные силы и средства, если много радиационно или химически опасных производственных объектов - рядом с ними размещают части, имеющие в своем составе больше подразделений радиационной и химической защиты[1].
В ближайшие годы планируется провести следующие мероприятия по дальнейшему развитию сил гражданской обороны:
• сокращение штатной численности войск гражданской обороны до оптимальных пределов;
• переформирование отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и отдельных механизированных батальонов в спасательные центры с высокой степенью мобильности;
• создание Государственной спасательной службы на базе входящих в систему МЧС России Государственной противопожарной службы, войск гражданской обороны и спасательных организаций.
Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны
нашего государства.
Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России[1].
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:
• содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;
• оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;
• содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
• оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основными функциями Вооруженных Сил являются:
• пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;
• обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
• выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;
• поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.
Состав и структура Вооруженных Сил России.
Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) состоят из трех видов (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот), трех родов ВС (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска), Тыла ВС РФ и специальных войск[2].
Сухопутные войска (СВ) предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил отражать нападение противника, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи, вести наступление с целью разгрома войск противника. В своем составе эти войска имеют различные рода войск, специальные войска и службы.
Военно-Воздушные Силы (ВВС) предназначены для обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушной сфере, для защиты важных административно-политических центров и районов страны, органов высшего государственного и военного управления, объектов и группировок войск от ударов с воздуха и из космоса, поражения объектов и войск противника, а также обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил РФ и выполнения специальных задач. Они состоят из объединений, соединений и частей авиации и противовоздушной обороны, а также частей и подразделений специальных войск и тыла. На их вооружении имеются боевые, учебно-боевые, транспортные, специальные самолеты и вертолеты, зенитные ракетные средства, вооружение и военная техника специальных войск и тыла.
Военно-Морской Флот (ВМФ) предназначены для ведения военных действий на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и в базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи. Флот состоит из морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) предназначены для поражения стратегических объектов противника в любой точке земного шара, обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил РФ и выполнения специальных задач. Эти войска состоят из ракетных объединений. На их вооружении находятся ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами стационарного и подвижного базирования. По многим показателям отечественные ракетные комплексы и системы боевого управления ими являются уникальными и не имеют аналогов в мире[2].
Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для ведения боевых действий в тылу противника. Они способны самостоятельно или в составе группировок других войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных войнах и вооруженных конфликтах. ВДВ могут самостоятельно или совместно с многонациональными силами проводить операции по поддержанию мира и стабильности в соответствии с мандатом ООН или СНГ, а также выполнять различные специальные задачи. Войска организационно состоят из соединений и воинских частей, специальных войск, частей обеспечения органов военного управления, военно-учебных заведений и учебных частей.
На вооружении десантников состоят боевые машины десанта различных классов, 120-миллиметровые самоходно-артиллерийские орудия, 122-миллиметровые гаубицы, бронетранспортеры с противотанковыми управляемыми ракетами, зенитно-артиллерийские установки и подвижные зенитные ракетные комплексы, автоматические и ручные противотанковые гранатометы, современное стрелковое оружие. Вся техника и вооружение ВДВ могут быть десантированы парашютным способом военно-транспортными самолетами Ил-76 и Ан-22.
Космические войска (КВ) предназначены для прикрытия важных объектов государственного и военного управления от ракетно-ядерного нападения противника, обеспечения боевых действий других видов Вооруженных Сил Российской Федерации и выполнения специальных задач. Они состоят из объединений ракетно-космической обороны, воинских частей запуска и управления космическими аппаратами. На их вооружении находятся противоракетные комплексы, космические системы и многофункциональные радиолокационные станции.
Тыл Вооруженных Сил - это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время. В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения. Они выполняют следующие основные задачи:
• содержание запаса материальных средств и обеспечение ими войск;
• подготовка, эксплуатация, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
• обеспечение воинских перевозок всех видов;
• восстановление военной техники и имущества[2].
Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и решения присущих им задач. Они включают в себя соединения, части, учреждения и организации разведки, связи, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), психологических операций, инженерные, радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ), ядерно-технического и технического обеспечения, воздухоплавательные, автомобильные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, поисково-спасательной службы, метрологические, топогеодезические, гидрографические, гидрометеорологические (метеорологические), строительства и расквартирования войск.
Исходя из военно-административного деления России Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из 6 округов (Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного) и 4 флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского).
Флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ России и предназначен для выполнения оперативных и стратегических задач на определенном океанском (морском) театре военных действий самостоятельно или во взаимодействии с другими видами и родами Вооруженных Сил РФ. Организационно в состав каждого флота входят соединения и части различных родов и сил, а также военно-морские базы, пункты базирования, аэродромы и другие учреждения.
Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие ракетно-артиллерийские и десантные корабли, морская, ракетоносная и противолодочная авиация.
Основу Балтийского, Черноморского флотов составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация[1].
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации,
их состав и предназначение.
Вид Вооруженных Сил - это часть Вооруженных Сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном и космическом пространстве).
Вооруженные Силы РФ состоят из трех видов ВС: Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота. Каждый вид, в свою очередь, состоит из родов войск, специальных войск и тыла[2].
Сухопутные войска включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, а также специальные войска (соединения и части разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла), воинские части и учреждения тыла, другие части, учреждения, предприятия и организации.
Мотострелковые войска предназначены для ведения боевых действий самостоятельно и совместно с другими родами войск и специальными войсками. Они могут успешно действовать в условиях применения оружия массового поражения и обычных средств.
Мотострелковые войска способны прорывать подготовленную оборону противника, развивать наступление в высоком темпе и на большую глубину, закрепляться на захваченных рубежах и прочно их удерживать.
Танковые войска являются главной ударной силой Сухопутных войск. Они обладают высокой устойчивостью к воздействию поражающих факторов ядерного оружия и используются, как правило, на главных направлениях в обороне и наступлении. Танковые войска способны наиболее полно использовать результаты огневых и ядерных ударов и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.
Ракетные войска и артиллерия являются основным средством ядерного и огневого поражения противника во фронтовой, армейской, корпусной операциях и общевойсковом бою. В них входят соединения и части оперативно-тактических ракет фронтового и армейского подчинения и тактических ракет армейского и дивизионного подчинения, а также соединения и воинские части гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, минометных, противотанковых управляемых ракет и артиллерийской разведки[2].
Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск предназначены для прикрытия группировок войск и их тыла от ударов противника с воздуха. Они способны самостоятельно и во взаимодействии с авиацией уничтожать самолеты и беспилотные средства воздушного нападения противника, вести борьбу с воздушными десантами на маршрутах их полета и во время их выброски, проводить радиолокационную разведку и оповещать войска об угрозе воздушного нападения.
Инженерные войска предназначены для инженерной разведки местности и объектов, фортификационного оборудования районов расположения войск, устройства заграждений и производства разрушений, проделывания проходов в инженерных заграждениях, разминирования местности и объектов, подготовки и содержания путей движения и маневра, оборудования и содержания переправ для преодоления водных преград, оборудования пунктов водообеспечения.
В состав инженерных войск входят следующие соединения, воинские части и подразделения: инженерно-саперные, инженерных заграждений, инженерно-позиционные, понтонно-мостовые, переправочно-десантные, дорожно-мостостроительные, полевого водообеспечения, инженерно-маскировочные, инженерно-технические, инженерно-ремонтные.
Военно-Воздушные Силы России состоят из четырех родов авиации (дальняя авиация, военно-транспортная авиация, фронтовая авиация, армейская авиация) и двух родов противовоздушных войск (зенитные ракетные войска и радиотехнические войска).
Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС России. Она способна эффективно поражать важные объекты противника: корабли-носители крылатых ракет морского базирования, энергетические системы и центры высшего военного и государственного управления, узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций[2].
Военно-транспортная авиация - основное средство десантирования войск и боевой техники при проведении операций на континентальных и океанских театрах войны. Она является наиболее мобильным средством доставки в заданные районы людей, материальных средств, боевой техники, продовольствия.
Фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск во всех видах боевых действий (обороне, наступлении, контрнаступлении).
Фронтовая разведывательная авиация ведет воздушную разведку в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
Фронтовая истребительная авиация выполняет задачи по уничтожению средств воздушного нападения противника при прикрытии группировок войск, экономических районов, административно-политических центров и других объектов.
Армейская авиация предназначена для огневой поддержки боевых действий Сухопутных войск. В ходе боя армейская авиация наносит удары по войскам противника, уничтожает его воздушные десанты, рейдовые, передовые и обходящие отряды; обеспечивает высадку и поддержку с воздуха своих десантов, ведет борьбу с вертолетами противника, уничтожает его ракетно-ядерные средства, танки и другую бронированную технику. Кроме того, она выполняет задачи боевого обеспечения (ведет разведку и радиоэлектронную борьбу, устанавливает минные заграждения, корректирует огонь артиллерии, обеспечивает управление и проведение поисково-спасательных операций) и тылового обеспечения (осуществляет переброску материальных средств и различных грузов, проводит эвакуацию раненых с поля боя).
Зенитно-ракетные войска предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов противника с воздуха[2].
Радиотехнические войска выполняют задачи по обнаружению средств воздушного нападения противника в воздухе, опознаванию, сопровождению, оповещению о них командования, войск и органов гражданской обороны, а также по осуществлению контроля за полетами своей авиации.
Военно-Морской Флот России состоит из четырех родов сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска, части и подразделения обеспечения и обслуживания.
Подводные силы предназначены для поражения наземных объектов противника, поиска и уничтожения его подводных лодок, нанесения ударов по группировкам надводных кораблей как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота.
Надводные силы предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок, борьбы с надводными кораблями противника, высадки морских десантов, обнаружения и обезвреживания морских мин и выполнения ряда других задач.
Морская авиация предназначена для уничтожения корабельных группировок, конвоев и десантов противника в море и на базах, для поиска и уничтожения подводных лодок врага, для прикрытия своих кораблей, ведения разведки в интересах флота.
Береговые войска предназначены для действий в морских десантах, обороны побережья и важных объектов на берегу, охрана прибрежных коммуникаций от ударов противника.
Части и подразделения обеспечения и обслуживания обеспечивают базирование и боевую деятельность подводных и надводных сил флота[2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы[1].
Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.
Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
• защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;
• создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
• защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
• проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
• организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы осуществляют в рамках выполнения следующих задач:
• борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
• частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
• осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
• обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
• защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
• силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;
• предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне[1].
ЛИТЕРАТУРА
-
Денисов Р.А., Михайлова С.В. Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие; АГПИ им. А.П. Гайдара. - Саров: СГТ, 2010.
-
Косолапова Н. В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования.-М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
-
Лутовинов В.Г. Военная доктрина и требования времени // «Военно-промышленный курьер». № 29. 2009.
-
Смирнов А. Т., Васнев В. А. Основы военной службы: Учебное пособие, .2011.
-
Шерпаев В. И. Военная политика современной России. Монография. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009.
27