Рабочая программа по ОБЖ 1 КЛАСС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.) для 1а класса.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Пояснительная записка

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика предмета

учебного плана

Основными целями изучения курса ОБЖ

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.

5. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

6. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

7. Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности

8. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Предметно-ориентированные

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

3. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

4. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни

Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л.П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор М.А. Фисенко).

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и пути и средства укрепления здоровья: уметь оказывать ПМП, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (знакомство с ПДД на улицах, перекрестках, расположенных вблизи школы).

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; принятие решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно - методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации.

Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место данного предмета

в учебном плане

Программа составлена на основе Базисного учебного плана из расчёта 2 часа в месяц, общее количество часов в год - 18.

ОБЖ в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Результаты изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению

окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Основное содержание предмета учебного плана

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация?

Безопасность на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Как правильно переходить улицу.

Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы.

Знакомство с дорожными знаками.

Где можно и где нельзя играть.

Проезжая и пешеходная части дороги.

Знакомство с транспортом города.

Правила поведения в транспорте.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний периоды.

Спасение утопающих. Первая помощь.

Основные правила пожарной безопасности. Меры предосторожности с огнем.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

Практическое занятие «Что делать. Если в школе возникает пожар».

Воздействие человека на природу и природы на человека.

Здоровье не купишь, его береги.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний и летний периоды.

Экскурсия на природу

Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной учебной программе

(личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса)

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

· общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

· основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;

· основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;

· общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

· источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

· опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

· наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

· правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

· правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;

· влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;

· чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

· правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;

· опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны уметь:

· составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;

· оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;

· безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

· выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;

· правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;

· самостоятельно одеться по сезону;

· самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;

· правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

Оценка достижения планируемых результатов

освоения учебной программы

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в ходе текущих и итоговых проверочных работ.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. В 1 классе остается безотметочное обучение, оценка выставляется в следующем виде:

а) Не освоил - нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично - в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.






Перечень учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1-2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011.

5. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. - М.: Просвещение, 2010.

2. Наглядные пособия.

1. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1-4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. - 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). - М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

3. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Компьютер.

3. Проектор.

4. Экран.

4. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

5. Специализированная мебель.

1. Компьютерный стол.

Список литературы

с указанием перечня учебно-методического обеспечения,

средств обучения и электронных образовательных ресурсов


1. Учебно-методический комплект.

1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1-4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение.2009.

3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение.2010.

2. Дополнительная литература.

1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение: Рилионт, 2010.

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1-2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011.

5. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. - М.: Просвещение, 2010.

3. Интернет-ресурсы.

1. edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU. На сайте вы найдете нормативные документы, материалы Министерства образования, конспекты уроков. Сайт будет интересен не только педагогам, но и родителям, учащимся.

2. festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по ОБЖ

3. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.

4. zdd.1september.ru/ - электронная версия газеты "Здоровье детей" приложение к "1 сентября"

5. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Большая электронная детская энциклопедия (CD).






Календарно - тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

в 1а классе на 2014 - 2015 учебный год

по УМК "Школа 2100"

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Содержание урока (или виды деятельности обучающихся)

1

05.09


Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация?

2

25.09


Безопасность на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Наиболее опасные ситуации

3

06.10


Как правильно переходить улицу.

Знакомятся с дорогой, её элементами, правилами поведения на ней.

4

27.10


Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы.

Знакомятся с дорожными знаками, с историей возникновения дорожных знаков. Лепят и рисуют знаки.

5

07.11


Знакомство с дорожными знаками.

Различные виды знаков, места их установки

6

20.11


Где можно и где нельзя играть.

Показ и объяснение опасность игр вблизи дороги. Игра «мостовая для машин, а тротуар для пешеходов»

7

04.12


Проезжая и пешеходная части дороги.

8

22.12


Знакомство с транспортом города.

Знакомятся с видами машин, с опасными объектами города

9

16.01


Правила поведения в транспорте.

10

29.01


Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний периоды.

Правила поведения у водоёма зимой.

Способы и средства спасения утопающих.

11

05.02


Спасение утопающих. Первая помощь.

12

12.02


Основные правила пожарной безопасности. Меры предосторожности с огнем.

Закрепляют навыки правильного безопасного поведения на пожаре дома, в школе, на транспорте

13

12.03


Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

14

20.03


Практическое занятие «Что делать. Если в школе возникает пожар».

15

02.04


Воздействие человека на природу и природы на человека.

О правиле безопасного поведения на природе; о влиянии на человека погодных условий; одежда по погоде.

16

23.04


Здоровье не купишь, его береги.

Закрепляют навыки правильного безопасного поведения у водоема весной.

17

06.05


Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний и летний периоды.

18

20.05


Экскурсия на природу.

О правиле безопасного поведения на природе; о влиянии на человека погодных условий; одежда по погоде.


© 2010-2022