• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

″Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства″

606670, Нижегородская область п.Сокольское ул. Пионерская д.6,

[email protected] ИНН 5240002160 КПП 524001001






Методическая разработка

интегрированного урока

химия+ ОБЖ

Тема: «Аммиак- АХОВ»

Разработали и провели в группе №13 преподаватели Миронова Р.В.

и Пятаков В.В.






п.Сокольское- 2015 год.

Цель урока:

Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака, на основе получения его в лаборатории, дать представление о роли аммиака, его производных в жизни человека, а также актуализировать знания о способах защиты человека в случаи аварий с выбросом аммиака в атмосферу.

Задачи урока:

  • образовательные: изучить физические свойства аммиака; рассмотреть получение аммиака в лаборатории; показать значение аммиака в жизни человека, действие его на организм; актуализировать знания о правилах поведения и защитных мерах при авариях на ХОО;

  • развивающие: продолжить формирование навыков сотрудничества с одноклассниками; развивать умения работать с дополнительными источниками, опорным конспектом и учебно-инструктивными (технологическими) картами; сформировать навыки в приобретении знаний по двум академическим дисциплинам.

  • воспитательные: развивать интерес к предметам, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности в быту.

Тип урока: Интегрированный комбинированный урок химия и ОБЖ с использованием технологии критического мышления и ИКТ с элементами:

  • Проектной деятельности;

  • Практической работы;

  • Использованием ИКТ ресурсов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • обучающая презентация;

  • видеоролики

тексты для групп (приложение 1-3)

реактивы и оборудоание для получения аммиака.

Структура урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап. Стадия вызов.

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка цели и задач урока.

II. Операционно-исполнительский этап. Стадия осмысления.

  • Прогнозирование свойств аммиака;

  • Способы получения аммиака;

  • Изучение физических свойств аммиака;

  • Области применения аммиака в промышленности;

  • Практические навыки действий населения в случаи выброса аммиака в атмосферу.

III. Оценочно-рефлексивный этап. Стадия рефлексии.

Контроль и самоконтроль: работа творческих групп, самостоятельная работа, выводы, домашнее задание.

Мотивационно-ориентировочный этап. Стадия вызов.

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации.

Слайд 1( Интегрированный урок химии и ОБЖ)

Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте все , кто пришел, просто класс!!

Здравствуйте, скажем с улыбкой друг другу.

Пусть позитивно всем будет сейчас.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным веществом, которое имеет необыкновенные свойства, что за это вещество мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

Напоминаю: Сегодня на уроке работают три творческие группы. И каждый ответ ваш будет фиксирован, т.е. плюс соответствующей команде.

Слайд 2 (кроссворд)

1.Явление. при котором одно вещество имеет разные модификации

Слайд3 ( модификации алмаз- графит)

2.В периодической системе их 22.Элемент расположены в 4,5.6.7 группах. Что объединяет все эти неметаллы?

Слайд 4( рисунок неметаллов)

3. Как называется индикатор, который проявляет синюю окраску в щелочной среде?

Слайд 5 ( склянки с индикатором)

4.Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется.

Слайд 6( уравнение реакции с катализатором)

5.Элементы, в переводе с греческого означают «солеобразующие»

Слайд 7 ( галогены)

6.Элементы, в переводе с греческого означают»рождающие руды»

Слайд 8( руды)

Какое слово является ключевым в кроссворде?

Да- аммиак

Слайд 9( написано- аммиак)

И тема нашего урока : «Аммиак-АХОВ( аварийно химически опасное вещество)

Наш урок не совсем обычный, мы его проводим вместе с преподавателем ОБЖ Василием Витальевичем. Почему?

Да потому, что на основе знаний физических и химических свойств аммиака все мы должны знать правила безопасного поведения человека в случае аварии на химически опасных объектах (ХОО)

Задачи урока :

Слайд 10 ( задачи)

Теперь коротко рассмотрим строение аммиака.

Слайд 11 ( строение аммиака)

А теперь я вам предлагаю послушать древнюю историю :

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали - и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

О чем же рассказала нам эта история?

Учащиеся: о получении аммиака.

Учитель: Да. Действительно, так получали аммиак в древности.

А как его можно получить в современной лаборатории?

Учащиеся выдвигают разные гипотезы.

А сейчас всем внимание на экран: ( демонстрировать видеоролик «получение аммиака в лаборатории, а также растворение аммиака в воде, горение аммиака, взаимодействие с кислотами»)

А теперь давайте проделаем мы с вами этот опыт. У вас на столах все приготовлено, вам только необходимо зажечь спиртовку, получить аммиак, аккуратно закрыв пробирку большим пальцем, опустить в воду, палец открыть только под водой, которая под действием пониженного давления в пробирке засасывается в пробирку, под водой же снова закрыть пробирку большим пальцем и вытащить. Капнуть несколькими каплями фенолфталеина.

Снова нагреваем пробирку и получаем аммиак, сейчас конец газоотводной трубки зажигаем . Вы видите как горит аммиак.

Слайды 12 и 13 ( получение аммиака и и уравнения реакций растворения, взаимодействия с кислотами)

Вопрос к учащимся: почему мы пробирку при получении аммиака держали вверх дном?

Еще какие физические свойства мы сегодня видели?

Слайд 14( физические свойства аммиака)

Пятаков В.В. Господа! Вы не сказали еще об одном физическом свойстве аммиака. Для этого внимательно послушайте еще одну историю и назовите это физическое свойство:

История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Ответы учащихся: удушливый запах.

Учитель: Правильно, аммиак- это еще и удушливый газ.

Звучит сирена. Повесить плакат «Утечка газа аммиака»

Слайды 15,16( авария на ХОО)

Учитель: Наша Нижегородская область богата химическими заводами. Город Дзержинск- это город химии, на многих заводах в этом городе производят аммиак и его производные. Жизнь есть жизнь- на заводе могут быть аварии, т.е. выбросы аммиака в большом количестве.

Слайд 17( признаки поражения аммиаком)

Вывод: Аммиак в большом количестве может быть опасен для человека, т.е. способен нанести вред человеку, и чтобы обезопасить себя, своих близких и родных необходимо знать правила безопасного поведения в случае утечки аммиака на ХОО

А сейчас каждой творческой группе предлагается составить алгоритм действий в случае выброса аммиака и защитить перед всем классом.

Группа 1:Какие способы защиты органов дыхания вы знаете? Изучить алгоритм надевания противогаза.

Слайд 18( противогазы)

Группа 2.Как называется мероприятие, которое позволяет уменьшить доступ аммиака в ваше жилище. Предложите ваши действия, обеспечивающие уменьшение проникновения аммиака в жилище.

Слайд19( герметизация, ветер)

Группа 3 Какие правила необходимо соблюдать при передвижении по зараженной зоне? Следует ли учитывать направление ветра? Продемонстрировать.

Молодцы, ребята . справились с заданием.

Несмотря на то, что аммиак имеет некоторые отрицательные свойства, он нужен человеку, поэтому применяется во многих отраслях народного хозяйства.

Послушайте информацию о применении аммиака.

Слайд20 ( о применении аммиака)

Задание: на основе применения аммиака докажите его пользу

Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн. тонн. В основном используется для производства азотных удобрений (нитрат и сульфат аммония, мочевина), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды (по аммиачному методу) и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя.

В холодильной технике используется в качестве холодильного агента (R717)

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно - невралгии, миозиты, укусы насекомых, обработка рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Применяют местно, ингаляционно и внутрь. Для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с). Внутрь (только в разведении) для индукции рвоты. При укусах насекомых - в виде примочек; при невралгиях и миозитах - растирания аммиачным линиментом. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.

Поскольку аммиак является слабым основанием, при взаимодействии с кислотами он их нейтрализует.

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления.

Противоморозная добавка для сухих строительных растворов, относящаяся к ускорителям. Рекомендуемая дозировка - 2…8 % массы компонентов сухой смеси в зависимости от температуры применения. Аммиачная вода - продукт (NH4OH), представляющий собой газообразный аммиак NН3, растворенный в воде.

Сейчас обобщим опыт приемом «Перепутанная логическая цепочка»

У каждой творческой группы задания эти. В карточках даны утверждения. Они могут быть правильны или неправильны , от каждой карточки выходит две стрелочки. Если вы согласны с утверждением карточки, то выбираете соответствующую стрелку и ставите цифру, если же нет , то выбираете другую стрелку ,но тоже ставите цифру.. Кто быстрей дойдет до финиша?

Подведение итогов работы творческих групп.

Домашнее задание: Приготовить ватно- марлевую повязку.





















Приложение 4


Хорошо растворим в воде

Тип химической связи в молекуле аммиака ковалентно-неполярная

1. нет

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»


Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

3. да

2. да

4. нет

При выбросе аммиака в атмосферу необходимо подняться на верхние этажи здания


Используется в медицине

5. нет

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

8. нет

7. да

6. да

Аммиак раздражает глаза и верхние дыхательные пути

В лаборатории аммиак получают реакцией разложения

Эвакуация это организованный вывод людей из зоны заражения

Выходя из зоны заражения аммиаком учитывать направление ветра не надо

ФИНИШМетодическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»Методическая разработка интегрированного урока химия + ОБЖ: «Аммиак-АХОВ»

10. да

13. да

11. нет

12. нет

14.нет

15. да

16. да




Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Методическое пособие «Настольная книга учителя химия» 10 класс, О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова, из-во «Дрофа», Москва 2003

  • Учебник Химия 11 класс под ред.О.С. Габриелян, из-во «Дрофа», Москва 2006;

  • Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ класс, под ред.Ю.Л.Воробьёва, из-во ООО «Астрель», Москва 2008

  • Видеоролик «Получение аммиака» - files.school-collection.edu.ru;

  • Фотографии для презентации:saratov.promportal.su/board_827.htm, ug.ria.ru/actual/pavodok/index2.html, kz.all.biz/g16737/,

too-himservis.satu.kz/p82523-azotnaya-kislota-157.html,

photo.i.ua/user/4547656/280851/8095905/ ; ratemydrawings.com

  • звук тревоги: onlinemusic.org.ua/song/449726/Sirena- Vozdushnaya_trevoga333333.html

  • Разлив жидкого аммиака в г. Ионаве (Литва) 20 марта 1989 года:

dead-city.ru/techno/katastrofa_ionava/








© 2010-2022