Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 6 класса.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-ом классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

 безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

 принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

 антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

 отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

 готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

 приобретение учащимися теоретических и практических навыков;

 психологическая подготовка при возникновении опасных ситуаций в автономных условиях существования;

 умение правильно действовать в условиях активного отдыха на природе.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

 формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

 выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявление бдительности при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Общая характеристика курса

Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по обеспечению личной безопасности во время активного отдыха на природе, общения с естественной природной средой.

 формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

 выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

 приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

 формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

 повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;

 формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

 продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения, а также формирования навыков и умений оказания первой помощи при ранениях и травмах.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

При модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и семь разделов.

Модуль 1. Безопасность человека в природных условиях.

Раздел 1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Раздел 2. Активный отдых на природе и безопасность.

Раздел 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.

Раздел 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Раздел 5. Опасные ситуации в природных условиях.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Раздел 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537);

 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Место курса в учебном плане

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 11 классы, из расчёта 1 ч в неделю для каждой параллели.

Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 11 классы, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А. Т, Смирнова

Личностные, метапредметные,

предметные, планируемые результаты освоения курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты:

 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

 умение оказать первую помощь пострадавшим;

 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Планируемые результаты:

 Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

 Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

 Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

 Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

 Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

 Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей.

Содержание курса

Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебником:

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 191 с. : ил. -



Преподаваемая дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Общее количество часов по учебному плану: 35 (ч).

темы

Дата

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Контроль

Д/З.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

1

11.1. Природа и человек.

1

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.

2

11.2. Ориентирование на местности.

1

Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.

3

11.3. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

Характеризуют основные способы ориентирования на местности.

4

11.4. Подготовка к выходу на природу.

1

Вырабатывают навыки работы с картой.

5

11.5. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.

6

11.6. Определение необходимого снаряжения для похода.

1

Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях.

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

7

2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

8

2.2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.

9

2.3. Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу.

10

2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.

11

2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.

Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.

Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 ч)

12

3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.

1

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

13

3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.

14

3.3. Акклиматизация в горной местности.

1

Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.

15

3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

16

3.5. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

Составляют план своих действиях при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном.

17

3.6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

1

Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч)

18

4.1. Автономное существование человека в природе.

1

Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде.

19

4.2. Добровольная автономия человека в природной среде.

1

Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.

20

4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде.

21

4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

1

В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

22

5.1. Опасные погодные явления.

1

Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.

23

5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.

24

5.3. Укусы насекомых и защита от них.

1

Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.

25

5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

26

6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

1

Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.

27

6.2. Оказание первой помощи при травмах.

1

Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.

28

6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1

29

6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

1

Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч)

30

7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека.

31

7.2. Компьютер и его влияние на здоровье.

1

Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

32

7.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков.

33

7.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

34

7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

1

Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.

35

7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

1

Зачётный урок

По итогам изучения курса ОБЖ учащиеся защищают проект.

Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение курса

1. Альтшуллер В.Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В.Б. Альтшуллер, А.В. Надеждин.- М.: Просвещение, 2000.

2. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. - М.: Мир, 1997.

3. Бардин К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. - М.: Просвещение, 1981.

4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: краткая медицинская энциклопедия. В 2 т. / под ред. В.И. Покровского. - М.: НПО «Медицинская энциклопедия»: Крон-Пресс, 1994.

5. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В.Л. Мардерфельд. СПб.: Просвещение, 2004.

6. Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для учащихся 5-7 кл. / А.Л. Рыбин; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение: ООО «Рилионт», 2003.

7. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл.: в 2 частях (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под общ. ред.А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

8. Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2001.

$19. Скляровский Л.Я. Лекарственные растения в быту / Л.Я. Скляровский, И.А. Губанов. - М.: Евразийский регион, 1995.

$110. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2011.-47 с.-

© 2010-2022