• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья на конференцию ФАКТОРЫ МИКРОКЛИМАТА В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ ВУЗА

Статья на конференцию ФАКТОРЫ МИКРОКЛИМАТА В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ ВУЗА

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФАКТОРЫ МИКРОКЛИМАТА В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ ВУЗА

Лысова Н.Ф., Кадушкина А. Ю.

ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет,

Г. Новосибирск, Российская Федерация

E-mail: [email protected]


Охрана труда является составной частью социальной политики государства. Обеспечение права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в соответствии с Конституцией Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда.

Трудовая деятельность человека - это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. Педагогическая профессия, труд педагога относится к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определённо некоторые из них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Существенным фактором риска являются неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, в которых пребывают педагоги. Характерной особенностью труда современного педагога является широкое использование персональных компьютеров, том числе в качестве вспомогательного средства обработки информации. Внедрение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда педагога, а, следовательно, и требования к организации и охране труда. Одновременно возникла определенная беспечность при эксплуатации персональных компьютеров (ПК). Несоблюдение требований безопасности приводит к тому, что спустя некоторое время работы за компьютером начинается ощущаться определенный дискомфорт: возникают головные боли и резь в глазах, появляются усталость и раздражительность. У некоторых педагогов нарушается сон, ухудшается зрение, начинают болеть руки, шея, поясница и т.д. Причиной подобного дискомфорта может быть неправильная организация рабочего места, несоблюдение режима и правил работы за ПК, а так же изменение микроклимата в кабинетах.

Микроклимат помещений (температура, влажность, ионный состав и др.) оказывает существенное влияние на состояние организма человека, его работоспособность. Работающий компьютер осушает воздух и изменяет его ионный состав в помещении. Как показывают наши исследования в кабинетах с большим количеством ПК соотношение отрицательных и положительных ионов неблагоприятное для здоровья (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение положительных и отрицательных ионов в воздухе исследуемых кабинетов в течение зимы 2008-2009 года (число ионов в 1см² воздуха).

Требования

Сан ПиН

Номера кабинетов

220

136

138

132

128

123

n+ = 1500-3000

n- = 3000-

5000

n+ = 3050

n_ = 2930

n+ = 1674

n- = 3798

n+ = 2390

n- = 4250

n+ = 2950

n- = 3080

n+ = 2454

n- = 4352

n+ = 2632

n- = 4726

Как видно из таблицы 1, число положительных и отрицательных ионов во всех кабинетах, кроме 220 и 132, соответствует нормативным требованиям. В этих кабинетах количество компьютеров превышает требуемое число на единицу площади данного помещения.

Что касается температуры воздуха в помещениях, то на протяжении всего времени исследования, она поддерживалась в пределах нижних границ нормы. Как видно из таблицы 2, средняя температура воздуха в январе месяце в исследуемых кабинетах соответствовала нормативным требованиям или была близка к нижней границе нормы (от 21 до 25ºС), а в декабре в нескольких кабинетах была ниже нормы всего на 1-1,8 С˚ (таблица 2).

Таблица 2

Показатели температуры воздуха в обследуемых помещениях в зимние месяцы (2012/13гг).

Средняя температура (С˚)

Номера кабинетов

136

138

130

128

123

132

129

140

134

Декабрь

24,2

20,0

19,2

20,0

19.4

19,5

20,6

20,6

20.0

Январь

20,5

20,2

20.9

21

20.3

21,4

20,7

21,2

21.0

Для хорошего самочувствия и здоровья, необходимо, чтобы относительная влажность воздуха в помещениях была в пределах от 40% до 60% (оптимальная влажность составляет 45%). Однако, в образовательных учреждениях в зимние месяцы она часто не превышает 20%. Это подтверждается и нашими исследованиями (таблица 3).

Таблица 3.

Показатели относительной влажности воздуха в обследуемых помещениях в зимние месяцы (2012/13гг).

Средняя влажность воздуха (%)

Номера кабинетов

136

138

130

128

123

132

129

140

134

Декабрь

22.4

21.4

20.0

19.4

18.4

23.1

19.4

22.8

20.8

Январь

22.4

21.4

20.6

20.6

20.3

23.9

21.2

20.4

22.3

Как видно из таблицы, средняя относительная влажность воздуха в обследуемых кабинетах в декабре 2012 года варьирует от18.4% до 23.1% и в январе 2013 года - от 20.3% до 23.9%. В течение недели наиболее пониженная относительная влажность отмечалась в понедельник и в дни короткого пребывания обучающихся и педагогов.

Если сравнивать результаты исследования относительной влажности воздуха в помещениях в предыдущие годы, то состояние микроклимата к 2012/13 гг. в некоторых помещениях ухудшилось (таблица 4).

Таблица 4

Средние показатели относительной влажности в обследуемых помещениях в течение зимы 2008-2009 года.

№ Кабинета

136

138

132

123

128

220

Средняя влажность (%)


32


29


28


21


24


25

Одной из причин такого снижения относительной влажности на наш взгляд является установка пластиковых рам без фрамуг, исключающих возможность длительного проветривания (притока влажного воздуха с улицы) без переохлаждения присутствующих людей. В 2008/09 годах из обследуемых кабинетов пластиковое окно было только в 123. Кроме того, в 123 кабинете поле ремонта был закрыт доступ к общей системе вентиляции. Другой причиной может быть увеличение числа персональных компьютеров в кабинетах от одного до 3-4. В целом влажность воздуха во всех исследуемых кабинетах ниже нормы на 14% -22%.

Такая недостаточная влажность воздуха приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек носа, гортани, легких, их пересыханию и эрозии, загрязнению болезнетворными микробами, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Потеря воды приводит к сгущению крови и нарушению деятельности сердечнососудистой системы, а так же к ухудшению состояния голосо-речевого аппарата педагогов, т.е. стимулирует обострение профессиональных заболеваний педагогов. К сожалению эта сторона безопасности труда педагога не находится в поле внимания службы охраны труда образовательного учреждения. При аттестации рабочих мест с одной стороны учитываются (регистрируются) все показатели, в том числе и микроклимата, но с другой стороны больше внимания уделяется только электро- и пожаробезопасности. «Бытовые» рекомендации по увеличению относительной влажности посредством установки аквариумов, ванночек с водой, комнатных цветов и т.п., как показали наши исследования, не решают проблемы. Необходимо централизованное решение - приобретение устройств автоматического регулирования ионного режима воздушной среды, пылеуловителей и увлажнителей для использования их в период отопительного сезона. Активизировать эту деятельность, безусловно, обязанность службы охраны труда образовательного учреждения.



© 2010-2022