РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Русский язык» (4 класс)

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа составлена для 4 класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643).

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку;

  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол №____; утвержденного приказом директора № _____ от 28.08.2015;

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 1 от 29.08.2013;

  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № _____ от_______;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253), с._____

  • Авторской программы по предмету: Соловейчик М.С.Программы по русскому языку 1-4 классы. Поурочно-тематическое планироване.Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013г





















Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку для 1-4 классов начального общего образования общеобразовательных учреждений и авторской программы по русскому языку для 1-4 классов под редакцией М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Цель рабочей программы: реализация Государственного стандарта начального общего образования по предмету.

Программа М. С. Соловейчик обеспечена УМК для 1 - 4 классов и входит в образовательную систему «Гармония».

Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Цели обучения предмету:

- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

  • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетентности.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык» на конец 4-го класса

В курсе русского языка 4-го класса происходит более полное становление всего комплекса универсальных учебных действий, формировавшихся на протяжении четырёх лет обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты.

У выпускника будут сформированы:

-представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования: чувства причастности к своей стране и её языку; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

- читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; - находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; - применять разные способы фиксации информации (словесной, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии,

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

  • проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.) - выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- воспроизводить информацию, доносить её до других;

- создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться: - начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; - создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Место предмета в учебном плане

Количество часов по учебному плану ОУ по русскому языку в 4 классе составляет 5 часов в неделю (170 часов в год), что в полном объёме соответствует вышеуказанной авторской программе.



№ п/п

Названия

разделов

Количество

часов

Контрольные работы

1.

Знаем - повторим, не знаем - узнаем.

20ч

1

2.

Словосочетание. (Знакомимся со словосочетанием.)

14 ч

-

3.

Наречие (Представляем еще одну часть речи)

-

4.

Проверяем себя.

3 ч

1

5.

Пишем объявления.

-

6

Продолжаем разговор об именах существительных и менах прилагательных.

32ч

1

7.

Части речи что мы о них знаем?

14ч

1

8.

Обучение правописанию личных окончаний глаголов(Учимся писать личные окончания глаголов).

20ч

1

9.

Новое о строении предложений.

12ч

1

10

Учимся рассуждать.


11

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове(И снова о главном работнике в языке-слове).

23

1




12

Размышляем, рассказываем, сочиняем.

Итого

17





170



1




8







Перечень контрольных работ

№ п/п

Вид деятельности

Раздел программы

Количество

Контрольный диктант .

Знаем - повторим, не знаем - узнаем

1

    Диктант итоговый

    Проверяем себя.

    1

      Контрольная работа (текущая)

      Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.

      1

        Контрольный диктант.

        Части речи что мы о них знаем?

        1

          Контрольный диктант.

          Обучение правописанию личных окончаний глаголов(Учимся писать личные окончания глаголов).

          1

            Контрольный диктант .

            Новое о строении предложений.

            1

              Контрольный диктант .

              Повторение, систематизация и расширение знаний о слове(И снова о главном работнике в языке-слове).

              1

                Итоговая комплексная работа .

                Размышляем, рассказываем, сочиняем

                1

                Итого:

                8

                Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

                Формы, методы и технологии обучения

                Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

                Методы и технологии обучения:

                • практический

                • наглядный

                • словесный

                • исследовательский

                • проблемный.

                • проблемная ситуация.

                • работа с текстом, со схемами

                • наблюдение за значением слов

                • сравнение

                • работа с таблицей

                • работа с иллюстрацией учебника

                • коллективное формулирование выводов

                • орфографический тренинг

                • коллективное обсуждение

                • отработка действия алгоритма

                • самостоятельная работа по подбору проверочных слов и др.

                Формы контроля обучающихся по предмету - устный опрос, проверочные и контрольные работы, диктанты. Форма итоговой аттестации обучающихся - итоговая административная контрольная работа Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №59».

                Виды деятельности спланированы в состветствии с авторской программой.


                Содержание курса.

                Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

                Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную ин- формацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно- познавательных задач. Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения. Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи. Построение несложного рассуждения (рассуждение- объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.). Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение). Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении. Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

                Фонетика и графика.

                Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.

                Лексика.

                Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.

                Состав слова (морфемика).

                Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).

                Морфология.

                Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысло- вых вопросов. Общее представление о понятии «склонение», о трёх скло- нениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия. Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот - рта, лоб - на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов, типа: место, дело, ёж и т.п., форм именительного падежа множествен- ного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».

                Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи. Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания). Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

                Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы). Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; окончания глаголов личные и родовые. Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия. Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвони ´ шь, посла ´ ла, начала ´ …), над ´ верным чередованием звуков (бежит - бегут, хочешь - хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи. Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи. Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

                Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.

                Синтаксис. Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосо- четаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).

                Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но. Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

                Орфография и пунктуация. Дальнейшее совершенствование владения понятием «ор- фограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм: • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин) • безударные гласные в падежных окончаниях имён при- лагательных; • безударные гласные в родовых и личных окончаниях гла- голов; • раздельное написание не с глаголами; • ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа. Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи). Проверка написанного: практическое овладение. Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бас- сейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.

                Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

                Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

                Планируемые предметные результаты освоения программы 4-го класса Предметные результаты изучения курса русского языка в 4-м классе складываются из совершенствования всех ранее при приобретённых умений и формирования на их основе новых.

                Результаты освоения основных содержательных линий курса.

                Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности .

                Выпускник научится:

                • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

                - самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно- познавательной задачей;

                - пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;

                - замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

                - соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами - в пределах изученного;

                - понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме ной мысли;

                - озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

                - восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

                - строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);

                - замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

                - находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

                - письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;

                - письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

                - проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

                Выпускник получит возможность научиться:

                - соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

                - пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

                - понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

                - конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

                - делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;

                - самостоятельно (с использованием памятки учебникаготовиться к пересказу повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения, в частности, изменяя лицо рассказчика;

                - создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;

                - редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

                - соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

                Формирование языковых умений. В области фонетики и графики

                Выпускник научится:

                • различать понятия «звук» и «буква»;

                - определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

                - понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

                - сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

                - осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;

                - объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й, ]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й, ] при письме;

                - определять количество слогов в слове и их границы (а основе освоенных критериев);

                - определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных,- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

                - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

                Выпускник получит возможность научиться:

                - обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

                - сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

                - классифицировать слова с точки зрения их звуко- буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

                - письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

                В области словообразования .

                Выпускник научится:

                - владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

                - выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

                - конструировать слова из заданных частей слова;

                - сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

                - соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

                - различать изменяемые и неизменяемые слова, в том чис ле относить к числу последних наречия.

                Выпускник получит возможность научиться:

                - выделять в словах основу (в простых случаях), пони мать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

                - отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

                - понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

                - правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

                - самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

                - выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

                В области лексики

                Выпускник научится:

                • осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

                • выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; -спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

                - распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

                - стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. Выпускник получит возможность научиться:

                - выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

                - наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1-2 синонима, антоним;

                - понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

                В области морфологии

                Выпускник научится:

                • выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах из- ученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);

                - ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

                - определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

                - сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

                - пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

                - правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);

                - использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

                - под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

                - пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

                Выпускник получит возможность научиться: - различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

                - находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

                - выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;


                • выделять наречия среди слов других частей речи;

                - соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

                - видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

                - замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

                - пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

                - понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

                В области синтаксиса и пунктуации

                Выпускник научится:

                - различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

                - ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;

                - составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

                - выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

                - различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

                - различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

                - выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

                - устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

                - распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользо ваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении)

                • проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

                - понимать особенности строения сложных предложений.

                Выпускник получит возможность научиться: - осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

                - по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

                - строить словосочетания разных видов;

                - строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;

                - создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

                - различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

                - различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

                - осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ста вить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

                Формирование орфографических умений

                Выпускник научится:

                - по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

                - определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

                - применять изученные орфографические правила (в объ ёме программы), в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;

                - пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм,

                - писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);

                - списывать текст и писать под диктовку;

                - проверять написанное и вносить коррективы.

                Выпускник получит возможность научиться:

                - обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

                - пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

                - применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

                - эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунтакционные ошибки.

                Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


                Перечень учебно-методического обеспечения


                1. Основные средства обучения:

                Соловейчик М.С.Русский язык. «К тайнам нашего языка». 4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Учебник в 2-х частях.


                1. Дидактические пособия :

                .

                Соловейчик М.С Русский язык. «К тайнам нашего языка».4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Печатная тетрадь в 3-х частях

                Корешкова Т.В. Тестовые задания. 4 класс Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь в 2-х частях.

                Корешкова Т.В. Потренируйся.Тетрадь для самостоятельной работы . 4 класс Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012. Печатная тетрадь в 2-х частях.

                3. Методические материалы для учителя

                1. Соловейчик М.С.Программы по русскому языку 1-4 классы. Поурочно-тематическое планироване.Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013г

                2. Соловейчик М.С.Русский язык. Методические рекомендации. 4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014г

                4. Печатные средства обучения:

                - таблицы, схемы разбора

                - научно - познавательная литература,

                - справочно - библиографическая литература и периодические издания

                5. Технические средства обучения:

                • персональный компьютер учителя

                • интерактивная доска

                • мультимедиа проектор

                • электронные носители

                • средства цифровой фото- аудио- видеофиксации

                6. Оборудование:

                комплекты ученической мебели (14 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

                Список литературы

                Для учителя:

                1.Соловейчик М.С.Программы по русскому языку 1-4 классы. Поурочно-тематическое планироване.Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013г

                2.Соловейчик М.С.Русский язык. Методические рекомендации. 4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014г

                Для учащихся

                Соловейчик М.С.Русский язык. «К тайнам нашего языка». 4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Учебник в 2-х частях.

                Соловейчик М.С Русский язык. «К тайнам нашего языка».4 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Печатная тетрадь в 3-х частях

                Корешкова Т.В. Тестовые задания. 4 класс Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь в 2-х частях.

                Корешкова Т.В. Потренируйся.Тетрадь для самостоятельной работы . 4 класс Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012. Печатная тетрадь в 2-х частях.

                Интернет - ресурсы:

                Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования school-collection.edu.ru

                Естественнонаучный образовательный портал en.edu.ru

                Портал «Российское образование» edu.ru

                Российский общеобразовательный портал school.edu.ru

                Российский портал открытого образования openet.edu.ru


                16

                © 2010-2022