Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Задачи: ü       развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватноеповедение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению ü   требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;   ü  овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайныхситуаций по характерным признакам их появления, а так...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРУГЛОПОДПОЛЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннинский муниципальный район

Воронежская область


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей____________________________________________________
протокол №____

от «____» __________20____г.

Утверждена педагогическим советом

школы

протокол №____

от «___» _______ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

_______________

Директор школы

В. М. Попова

приказ №_____

от «__» ______ 20___ г.



Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

для 5 класса

на 2014-2015 учебный год




Составитель: учитель ОБЖ

Сергей Александрович Ларичкин



п. Круглоподпольный

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35

Уровень рабочей программы базовый

Классификация рабочей программы типовая

Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).

Изучение тематики данной программы направлено на достижение цели:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

Задачи:

ü развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению

ü требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

ü овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Данная рабочая программа разработана на основе типовой государственной программы. Типовая государственная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ Круглоподполенская ООШ на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год.

Нормативными правовыми документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 373от 06.10.2009;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 2357 от 22.09.2011 ( Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» основного общего образования);

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 20.05 2011г. №441

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год. Утвержден приказом Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.

  • Перечень учебников МКОУ Круглоподполенской ООШ, утвержденный педсоветом протокол №1 от 28 августа 2014г.

Учебно-методический комплект для обучающихся: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» / Сост. А.Т.Смирнов, Б. О. Хренников М.: «Просвещение», 2011.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

в т.ч. на формы обучения и контроля

Самостоятельная работа

Тест

Практическая работа

I Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

18





1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

1

1

-

Т.У. - 4,

С.р. У. - 5

2

Опасные ситуации техногенного характера

8

1

1

1

С.р. У. - 9

Т.У. - 7

П.р. У.- 13

3

Опасные ситуации природного характера

2

-

-

-


4

Опасные ситуации социального характера

3

-

1

1

Т. У. - 17

П.р. У.- 18

II Чрезвычайные ситуации

6





5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

-

-

4

П.р. У. - 21, 22, 23, 24

Ш Основы здорового образа жизни

5





6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

5

1

1

-

С.р. У. - 29

Т. У. - 28

IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

5





7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

5

-

-

5

П.р. У. - 30, 31, 32, 33, 34

8

Итоговое повторение

1






Итого:

35

3

4

11


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Раздел I Безопасность и защита человека в опасных ситуациях


Тема 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека

1.1. Город как среда обитания

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией,
газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

1.3. Особенности природных условий в городе.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

1.4. Социальные условия проживания в городе.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и со сверстниками, с незнакомым человеком.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности человека.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2 Опасные ситуации техногенного характера

2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

2.2. Пешеход. Безопасность пешехода.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

2.3. Пассажир. Безопасность пассажира.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

2.4. Требование безопасности при катании на роликах и скейдбордах.
Экипировка катающихся

2.5. Основные понятия и термины правил дорожного движения Регулирование дорожного движения.

2.6. Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний).

2.7.Пожарная безопасность.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

2.8. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

Тема З Опасные ситуации природного характера

3.1. Метеоусловия и безопасность человека.

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

  1. Безопасность на водоемах.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4 Опасные ситуации социального характера

4.1. Ситуации криминогенного характера и личная безопасность.
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

4.2. Обеспечение личной безопасности дома.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

  1. Обеспечение личной безопасности на улице.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Раздел II Чрезвычайные ситуации

Тема 5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

5.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

5.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно-опасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  1. Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Раздел III Основы здорового образа жизни


Тема 6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

6.1. О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

6.2. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия
укрепления здоровья.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для выработки у

6.3.Рациональное питание. Гигиена питания.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 7 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

7.1. Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Вредные привычки их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

7.2. Курение.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.

Употребление алкоголя.

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Обсуждаемые вопросы

  1. Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.

Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?

  1. Как подготовить себя твердо сказать: «Нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.

Раздел IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания

  1. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

  1. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом
    кровотечении (практические занятия)

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  1. при ушибах;

ü при ссадинах;

ü при носовом кровотечении.

  1. Первая медицинская помощь при отравлении (практические
    занятия).

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:

  1. медикаментами;

  2. препаратами бытовой химии;

  3. кислотами;

  4. щелочами;

  5. никотином;

  6. угарным газом.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Уметь

  • владеть способами защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств,;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел и тема урока

Наименование раздела и темы

План. дата

Факт.дата

I

Безопасность и защита в опасных ситуациях

1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека


Урок 1

Город как среда обитания


Урок 2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища


Урок 3

Особенности природных условий в городе


Урок 4

Социальные условия проживания в городе


Урок 5

Основы безопасности жизнедеятельности человека


2.

Опасные ситуации техногенного характера


Урок 6

Дорожное движение, безопасность дорожного движения


Урок 7

Пешеход. Безопасность пешехода


Урок 8

Пассажир. Безопасность пассажира (фильм «Безопасные дороги)


Урок 9

Требование безопасности при катании на роликах, скейдбордах. Экипировка катающихся.


Урок 10

Основные понятия и термины правил дорожного движения. Регулирование дорожного движения


Урок 11

Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний)


Урок 12

Пожарная безопасность


Урок 13

Безопасное поведение в бытовых ситуациях


3.

Опасные ситуации природного характера


Урок 14

Метеоусловия и безопасность человека


Урок 15

Безопасность на водоемах


4.

Опасные ситуации социального характера


Урок 16

Ситуации криминогенного характера и личная безопасность


Урок 17

Обеспечение личной безопасности дома


Урок 18

Обеспечение личной безопасности на улице


II

Чрезвычайные ситуации


5.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера


Урок 19

Чрезвычайные ситуации природного характера


Урок 20

Чрезвычайные ситуации техногенного характера


Урок

21 - 24

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера


III

Основы здорового образа жизни


6.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни


Урок 25

О здоровом образе жизни


Урок 26

Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья


Урок 27

Рациональное питание. Гигиена питания


Урок 28

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека


Урок 29

Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика, (практическое занятие)


IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи



7.

Первая медицинская помощь и правила ее оказания



Урок 30-31

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений


Урок 32-33

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)


Урок 34

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)


Урок 35

Итоговое повторение


ИТОГО

35 часов



































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.С.А. Буланенков, С.И.Воронов, П.П.Губченко и др.; /Под общ. Ред. М.И.Фалеева.-Калуга: ГУП «Облиздат», 2007.

2.Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям /Ю.Л.Воробьев, Н.И.Локтионов, М.И.Фалеев и др.; Под ред. Ю.Л.Воробьева.- М.; АСТ-ЛТД, 1997.

3.Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях /Под общ. Ред. Ю.Л.Воробьева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.

4.Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред.проф. Э.А.Арустамова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2008.

5.Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала «Военные знания». Автор пособия А.П.Зайцев. ООО «Редакция журнала» «Военные знания», 2000.

6.Энциклопедия для детей: Т. 3 (География).- Сост. С.Т.Исмаилова.- М.: Аванта+, 1994.

7.Энциклопедия для детей: Т. 4 (Геология).- Сост. С.Т.Исмаилова.- М.: Аванта+, 1995.

8.Г.Александровский - Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей. Наука и жизнь № 10, 2001.

9.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т.Смирнов, и др. М.: «Просвещение», 2011.

10.ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: Учебно-методический журнал- 1998-2001.-№1-12.


Подпись учителя___________


© 2010-2022