Методика оценивания качества знаний на урорках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система контроля и оценка качества знаний на уроках ОБЖ.

Для преподавателя-организатора ОБЖ в школе проблема оценивания качества знаний учащихся актуальна той причине, что четко прописанных критериев для данного предмета не существует. Есть общие требования к устному ответу учащихся, требования при проверке письменных работ.

Однако специфика курса ОБЖ заключается в том, что при недостатке часов, а это именно так, встает вопрос внедрении методов экспресс-контроля, таких как: тесты, диктанты и другие.

При проведении контроля качества знаний на уроках ОБЖ я использую различные формы контроля:

  • предварительный;

  • вспомогательный;

  • текущий;

  • тематический

  • итоговый.

Предварительный контроль - позволяет выявить те знания, на которые в дальнейшем будет делаться упор при изложении нового материала

Вспомогательный контроль - проводится преподавателем для установления наиболее сложно усваиваемых элементов урока.

Текущий контроль - проводится по завершению каждой отдельной темы и охватывает знания предыдущих. для закрепления материала.

Тематический контроль - проводится для проверки усвоения материала раздела

Итоговый контроль - по прохождению курса состоящего из нескольких разделов или всего курса в целом.

При проведении контроля качества знаний мной используются его различные методы.

  1. Устный контроль

  • монологический ответ учащегося в вопросно-ответном виде

требования, предъявляемые к данному виду контроля это корректно заданный вопрос, прослушивание ответа до конца.

Может проводиться как текущий в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.

При проведении данного вида контроля могут использоваться различные техники опроса, выбор которой зависит от уровня подготовленности учащихся, степенью владения их монологической речью, психологическими особенностями каждого ребенка.

Устный опрос я использую тогда, когда вопрос не требует затрат времени на длительное обдумывание, поверяются таким образом только знания первого (репродуктивного) уровня.

  • карточки с вопросами, (проводятся в случае, когда на обдумывание вопроса требуется время, как правило, это вопросы всех уровней, на подготовку по такой технике опроса может, как даваться так и не даваться время на обдумывание ответа, лучше применять тогда когда необходимо установить причинно следственные связи второго и более высокого порядка)

  • работа с опорными конспектами, (применяются при проверке знаний на основе ранее данного опорного конспекта с восстановлением его отдельных частей или полным/частичным его пересказом, используется для детей с хорошо развитой зрительной памятью и для закрепления зрительных образов и знаков)

  • документами с их анализом, (применяется как опрос второго и третьего уровня сложности, при этом формируется умение выделять главное на основе уже полученных знаний)

  • билетная система (наиболее часто применяется при проведении экзаменов и зачетов, требует хорошо развитой монологической речи, и проводится по завершении большого раздела, или всего курса в целом, при составлении билетной формы опроса тематика каждого из них должна охватывать все темы в одном билете)

Основным недостатком устного опроса является субъективное отношение учителя к ученику.

  1. Письменный контроль

Письменный ответ учащегося, наиболее полно раскрывающий в логической последовательности суть вопроса, может проводиться как в индивидуальной, так и фронтальной форме. Основным требованием к письменному опросу является достаточность времени для написания ответа, которое зависит от индивидуальных особенностей учащихся.

Техники письменного опроса:

  • опрос по карточкам (контрольная работа), данная техника опроса проводится, как правило, при выявлении знаний в двух направлениях глубоко усвоения отдельно пройденной темы или как контрольный срез по усвоению отдельных понятий целого раздела, карточки могут содержать вопросы всех уровней,

  • диктант техника при которой возможна экспресс диагностика усвоения пройденного материала. Особенность заключается в то, что достаточно ограниченно количество вариантов ответов, как правило не более 5, и не дает полной оценки глубины усвоенных знаний, кроме этого предложения диктантов должны быть составлены не более чем из 9 слов, что обусловлено психологическими особенностями человека, здесь достаточно высоки требования к самому составлению вопроса, который не должен быть составлен в форме сложного или тем более сложно подчиненного предложения, при применении данного вида опроса максимальный уровень вопросов это второй. Наиболее примитивным диктантом является диктант с ответами да нет

  • тест при использовании данной техники контроля необходимо выполнять следующие требования надежность - то, что тест будет показывать одни и те же результаты неоднократно в сходных условиях, и валидность - то, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет проверить преподаватель. Преимущество тестов в том, что они могут включать вопросы различного уровня, и простота обработки результатов., а также исчезает возможность субъективной оценки знания учащегося. В тоже время к самому тесту должны предъявляться и еще несколько требований. Это четкая формулировка вопросов, действительно выверенные однозначные ответы, подпадающие по своему характеру в одну категорию, могут применяться при контроле знаний как отдельно пройденной теме, разделу итоговом контроле. При оценке правильности ответов и самих заданий должен учитываться уровень сложности вопросов, которых выделяют 3:

репродуктивные 1 уровень - вопросы, которые требуют однозначного ответа либо однозначного ответа, либо простого воспроизведения уже пройденного материала

работа по алгоритму 2 уровень - применение полученных знаний при решении поставленного вопроса по уже известному алгоритму действий.

Творческий 3 уровень - самостоятельно поисковая, использование ранее полученных знание при решении неалгоритмиризированных задач с применением знаний не только в изучаемом разделе и теме, но и других предметах, умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности.


  • Реферат особенностью данного вида работы является то, что учащийся выполняет частично поисковую работу при работе с несколькими первоисточниками, выделению главного обобщению исследуемых материалов, применение уже полученных знаний при освещении данного вопроса, преимущество в том, что в результате самостоятельной работы наиболее полно и глубоко изучается выбранная тема для реферата. Зачастую реферат путают с сообщениями по теме при том, что к ним предъявляются достаточно жесткие требования, которые заключаются в следующем, для школьных рефератов объем собственных заключений школьника и выводы. Анализ раскрываемого вопроса должен быть не менее чем 20% от всего объема реферата, при написании реферата, должны использовать первоисточники, которые не являются учебниками, учебными/методическими пособиями, в худшем случае это научно популярная литература. Однако при проверке рефератов сложность в том, что преподаватель в принципе должен знать почти всю литературу, которая может быть использована при написании реферата. Как правило, реферат это работа, которая должна удовлетворять 3 уровню сложности.

Критерии оценки работ во всей литературе при проверке качества знаний учащихся исходят из следующих критериев.

5 - владеет в полной мере, ставиться при условии решения задач всех уровней сложности и получении свыше 80% достоверной (правильной)

информации при наличии заданий всех уровней или 95% при выполнении заданий 1 уровня, соответственно проценты правильных ответов будут изменяться от сложности заданий при наличии заданий 1 и 2 уровня количество правильных ответов соответственно составит от 87 до 90%

при условии, что в заданиях содержащих три уровня соотношение по уровням 50:30:20, первого и второго уровня 60/65:40/35, при устном опросе ответ исчерпывающий полный не требующий дополнений и уточнений со стороны преподавателя

4 - владеет достаточно, ставится при условии решения задач 1 и 2 уровня в трех уровневом задании и получении от 65 до 70% правильной информации ил 75% при решении задач 1 уровня, при устном опросе ответ содержи небольшие упущения, которые восстанавливаются учащимся при наводящих вопросах учителя в небольших количествах.

3- владеет недостаточно, ставиться при условии решения заданий первого уровня в многоуровневых заданиях в объеме не менее 75% или при 505 правильном ответе на вопросы одноуровневого задания. При устном ответе содержатся фактиеские ошибки, которые исправляются при дополнительных вопросах преподавателя, ответ неполный, нелогичное построение ответа, несвязанный рассказ, слабая монологическая речь, ответ при помощи преподавателя.


© 2010-2022