• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Моделирование планирования для старшего дошкольного возраста по теме «Безопасность в быту: пожар, опасные предметы дома (и медикаменты), один дома, встреча с незнакомцем»

Моделирование планирования для старшего дошкольного возраста по теме «Безопасность в быту: пожар, опасные предметы дома (и медикаменты), один дома, встреча с незнакомцем»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ в качестве основы для тематического планирования по ОБЖ в старших и подготовительных к школе группах.Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность дл...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.


Актуальность. Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.


Моделирование планирования для старшего дошкольного возраста по теме

«Безопасность в быту: пожар, опасные предметы дома (и медикаменты), один дома,

встреча с незнакомцем»


Цель: формировать основы безопасного поведения в быту, развивать любознательность, обогатить активный словарь стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Задачи: формировать основы безопасного поведения в быту: учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; развивать способность делать выводы; закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (один дома, встреча с незнакомцем), об опасных предметах и медикаментах, знакомить детей с огнем и его свойствам, причинах возникновения пожара и правилами поведения при пожаре; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде, научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях; расширить словарный запас детей по теме безопасность в быту; побуждать к выполнению в игре определённых действий (например, оказание первой медицинской помощи, вызов пожарных…); развивать любознательность, память, логическое мышление.

Социально -

коммуникативное развитие

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Художественно -

эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятельность педагога с детьми

Пожар

Беседы: «Рождение огня»,

«Огонь бывает разный» (Огонь - служитель, помощник и утешитель,

«Огонь - воитель, недруг и разрушитель.),

«Разгоняющие тьму», «Где и кем работает огонь»,

«Профессия пожарный»,

«Что любит огонь?»,

«Не бойтесь и не прячьтесь»,

«Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой»,

«Пожар в квартире»,

«Чем опасен дым?»

«Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём»,

«Пожарным можешь ты не быть…»

Ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы»,

«Пожар»,

Дидактические игры: «Профессии»,

«

Викторина:

«Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»,

Литературная викторина «Писатели о пожаре»

Рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду

Проект:

«Огонь - друг, огонь - враг»

Встреча

с сотрудником пожарной охраны

Решение ситуационных задач

«Опасные ситуации при украшении новогодней ёлки»

Тренинг «Вызов пожарных «01»,

«Дыши через повязку» (из платка или ткани сделать повязку, смочить водой, стараться сидеть, как можно ниже, там дыма меньше),

«Действия при пожаре» (используя игровой материал: телефон, «вода» в кувшине, одеяло),

Моделирование ситуации «Эвакуация при опасности возникновения пожара»

Экскурсия по детскому саду «Пути эвакуации»

Беседы:

«Причины пожара», «Что делать, если начался пожар?»,

«Как огонь научился стрелять», «Вечный огонь»,

Конструирование:

«Пожарная машина (из строительного материала и легко)»,

«Вечный огонь (коллективная объёмная поделка из бумаги и картона)»,

«Пожарный (из природного и (или) бросового материала)»

Словесные игры «Составь предложение из 2-4 слов», «Составь предложение со словами …(пожар, огонь, пожарные и т. д.)»,

Сюжетно - ролевая игры «Спасатели»,

«Пожарные»

Составление творческих рассказов «Что случиться, если…», «Как я спасал куклу от пожара»

Дидактические игры:

«Горит - не горит»,

«Разложи иллюстрации по порядку»,

Игровые ситуации: «Пожар в доме»,

«Пожар», «Вызови пожарных (скорую, полицию, службу газа),

Игра драматизация: «Кошкин дом»

Чтение:

К.Чуковский «Путаница»,

Г.-Х.Андерсен «Сказка про спички»,

С. Маршак

«Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»,

Е.Пермяк «Как Огонь воду замуж взял», Л.Толстой

«Пожар», «Пожарные собаки», С. Михалков

«Дядя Стёпа»,

Б.Житков

«Пожар», «В дыму»,

П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»,

О. Иоселиане «Пожарная команда»,

И Холин «Как непослушная свинка едва не сгорела»

Познакомить детей с «огненными» пословицами и поговорками (воспитатель вместе с детьми анализирует их значение): «Водой пожар тушат, а умом предотвращают», «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Где огонь, там и дым»

Рисование, лепка, аппликация:

«Тили-тили, тили-бом загорелся кошкин дом»,

«Машины специального назначения» (скорая помощь, пожарная, служба газа),

«Пожар»

Прослушивание

гимна пожарных,

песен из мультфильма «Кошкин дом»,

звуков сирены пожарной машины,

горящего дома (треск огня и дерева),

колокольного набата

Эстафеты

1.«Южные пожарные»:

- пролезть в тоннель;

- заберись по лесенке:

- позвони в звоночек.

2.«Спаси детей из горящего дома»:

- пролезь в тоннель;

- прошагай по лесенке, положенной на пол;

- возвратись с игрушкой.

3.«Кто больше вынесет предметов при пожаре»:

4.«Чья команда быстрее проедет на пожарной машине»

5.«Спасение пострадавших» (бег парами в обруче. Добежать до пострадавшего и вернуться с ним в «безопасное место»)

Спортивные упражнения:

«Пройди (проползи по гимнастической скамейке), не упади», «Сбей огонь» (забрасывание мешочков с песком в корзину - «очаг пожара»),

«Поднимись на этаж» (подъём по наклонной лестнице на пролёт гимнастической стенки с переходом на другой пролёт и спуском вниз)

Подвижные игры: «Пожарные на ученье», «Дорожка препятствий»,

«Спасатели», «После пожара», «Огонь - вода»

Опасные предметы дома (и медикаменты), один дома

Ситуативный разговор: «Что такое безопасность?», «Предметы, требующие осторожного обращения»,

«Правила поведения дома, если нет взрослых»,

«Кухня не место для игр!»,

«Осторожно - электроприборы!»,

«Электричество опасно - не уместны игры здесь»,

«Запомните детки, таблетки - не конфетки»,

«Ничего опасней нет, чем заточенный предмет»,

«Если в доме есть балкон, помните - опасен он!»,

«Если дома взрослых нет, не веди ни с кем бесед…»,

«Пилюли и таблетки нельзя тайком глотать»

Дидактические игры:

«Опасные ситуации»
«Я иголки не боюсь»,

«Что мы знаем о вещах?»,

«Можно - нельзя»,

«Выбери предмет»,

«Чрезвычайные ситуации в доме»,

«Азбука безопасности»

Викторины:

«В мире электроприборов»,

«Загадки - отгадки»

Встреча с сотрудником МЧС

Экскурсии в медкабинет, на пищеблок (наблюдение за работой повара ножом и тёркой), на прачку.

Беседа (с показом) с помощником воспитателя «Опасные моющие средства»

Тренинг «Вызов скорой помощи «03» (службы газа «04», полиции «02»)

Ситуативный разговор: «Без взрослых эти предметы трогать нельзя! (медикаменты, инструменты, иголки, ножи)», «Осторожно-открытое окно (балкон)

Беседы: «Газ тоже бывает опасным», «Таблетки - детям не игрушки!»,

«Правила пользования бытовой техникой»,

«Осторожно: полезные и опасные»

Игра - загадка:

«Потерялся ребёнок»

(описывается внешний вид «потерявшегося» дети находят его)

Конструирование:

«Электроприборы» и

«Дом» (объёмная поделка по выкройке),

«По сказкам «Кот, петух и лиса» «Три поросёнка» (из природного и (или) бросового материала)

Словесные игры: «Назови опасные предметы в доме», «Какой прибор включен в розетку»,

«Придумай загадку»,

«Что есть, что будет» (дети придумывают одеяло электрическое с подогревом, сапоги-скороходы на батарейках, варежки с подогревом и т. п.)

Сюжетно - ролевые игры: «Больница», Аптека», «Парикмахерская»

Составление творческих рассказов

«Откуда может прийти беда», «Что случиться, если не выключить утюг (газ)»,

«Помоги Коле советом» (составление рассказа-совета, предостерегающего от шалостей, опасных для жизни и здоровья),

«Оцени поступок»

Дидактические игры: «Найди опасные предметы»,

«С чем играть нельзя»,

«Для работы какого из предметов нужно электричество?», «Мой дом»,

«Назови, одним словом»,

«Так - не так»

Игровые ситуации:

«Один дома», «Незнакомец за дверью»,

Игры драматизации:

«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»

Чтение:

р. н. с. «Волк и семеро козлят»,

р. н. с. «Кот, петух, лиса»,

англ. с. «Три поросёнка»,

К.Д. Ушинский «Спор воды с огнём»,

марийская н. с. «Огонь и человек»,

итальянская н. с. «Огонь, Вода и Честь»,

Д.Р. Киплинг «Маугли» (отрывок),

Г. Остера «Вредные советы»,

стихотворений:

Т. Брыскина «Бабушкин порядок»,

И. Крылов «Ворона и лисица»,

А.А. Усачёв «Нет»,

Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг», «Находчивый Дима»

Рисование, лепка, аппликация:

«Электроприборы»,

«Опасные предметы»,

по прочитанным произведениям

Заучивание стихов о номерах экстренных служб Л. Зилберг

Подвижные игры:

«У ребят порядок строгий»,

«Горячая картошка (мяч)»,

«Линеечка»,

«Части тела»

Физминутки

«Нож»,

«Что вышло?»,

«По ровненькой дорожке»,

«Любопытная Варвара»,

«Вот так бабушка прядёт»,

«Буратино»

Пальчиковая гимнастика:

«Мой домик»,

«Зарядка для пальцев»,

«Ёжик колкий»,

«Гости»,

«Замок»,

«В гости»,

Встреча с незнакомцем

Ситуативный разговор «Чужой - кто это?»,

«Как можно защититься от от взрослого, который тебя тащит куда-то?»,

«Если тебя обижает незнакомец, сопротивляйся, кричи, зови на помощь, привлеки внимание окружающих»,

«Что ты будешь делать, если незнакомец предложит тебе порулить (покатать в машине, показать (проводить) дорогу, позовёт в магазин и т. п.)

Беседа:

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

Минутки безопасности

Тренинг:

«Ребёнок и чужой человек» (попарно изобразить, как незнакомый взрослый хватает ребёнка за руку, тащит за собой или пытается затолкать в машину),

«Случай на улице»

Беседы:

«Незнакомец»,

«Что делать, если тебя хватают (предлагают конфету или прокатиться в машине)»,

Решение ситуативных задач:

«Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми»

Рассматривание и обсуждение иллюстраций (может ли красивый, приятный в общении человек оказаться злым, опасным?)

Словесные игры «Подбери подходящую схему к предложению (слову)», «Какой слог пропущен»,

«Сформулируй правило» (по картинке)

Дидактические игры:

«Подбери действия (признаки)»,

Игры драматизации:

«Кот. Петух и лиса»

Игровые ситуации:

«К тебе подошёл незнакомец»

Беседа по сказке «Колобок»: «О каких правилах забыл главный герой?»

Чтение:

А. Толстой «Приключение Буратино»,

Ш. Перро «Спящая красавица»,

р. н. с. «Кот, петух и лиса»,

р. н. с. «Маша и медведь»,

р. н. с. «Красная шапочка»,

А. Плешаков «Потерялась»

Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям

Рисование, лепка, аппликация:

«Несёт меня лиса за тёмные леса»,

по прочитанным произведениям

Музыкальное развлечение

«Как Колобок опасности искал»,

«Красная шапочка и её друзья»

Подвижные игры:

«Гуси-лебеди»,

«Удочка»,

«Как живёшь?»,

«Лягушки и цапля»,

«Лови - бросай, сразу отвечай» (мама - своя, чужой - дядя, друг папы - знакомый, дедушка - близкий и т. п.).

Физминутки:

«Бегите ко мне»,

Пальчиковая гимнастика:

«Кто быстрее?»,

«Прогулка»

Взаимодействие с родителями

  1. Консультация для родителей «Игры и занятия дома» в рамках проекта «Огонь - друг, огонь - враг» (с описанием опытов «Как быстро загораются предметы из разных материалов», «Почему во время пожара часто происходит взрыв», «Пожары загрязняют воздух» (с. 42, 45, Лыкова И.А, Шипунова В.А., «Огонь - друг, огонь - враг»); подвижные игры «Тушим пожар», «Спасатели», «После пожара»).

  2. Папка - передвижка «Пожарная безопасность»

  3. Родительско - детский творческий конкурс «Огонь - друг, огонь - враг»

  4. Памятка для родителей «Рекомендации пожарных для детей и их родителей»

  5. Выставка литературы: П.Статмэн «Безопасность вашего ребёнка», В.Немсадзе «Детский травматизм», Е.Я.Гаткин «Безопасность ребёнка»

  6. Статьи на тему «Один дома» из журналов «Здоровье», «Обруч», «Няня»

  7. Информация для родителей «Помощь при ожогах, электротравмах», «Учим ребёнка правилам безопасности», «Примерное содержание знаний и умений безопасного поведения в быту, доступное детям старшего дошкольного возраста»

  8. Анкета для родителей по проблеме ознакомления детей с правилами безопасности в быту

  9. Родительское собрание «Безопасное поведение детей и взрослых дома» (прослушивание записи бесед с детьми, круглый стол «Чему и как учим детей» - из опыта семейного воспитания и опыта работы воспитателей)

  10. Выставка детской литературы по проблеме (рекомендовать читать и беседовать с детьми)

Список литературы

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с. (Дошкольное воспитание и развитие).

  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

  3. Баринова Е.В. Безопасность малышей: дом и двор: пособие для детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс. 2014. - 92, [3] с. - (Сердце отдаю детям)

  4. Волкова Е.А. Где живут опасности? Сценарии праздников, развлечений, досугов на тему охраны безопасности жизни и здоровья детей / Е.А. Волкова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2011. - 249, [1] с. - (Школа развития).

  5. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.

  6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 112 с.

  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь - друг, огонь - враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. - 96 с.. илл.

  8. Мартынов С.М. Предупреждение травм у детей. - М.: Медицина, 1985. - 24 с., ил.

  9. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 48 с.

  10. Нефёдова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они?: пособие для воспитателей, гувернёров. Родителей / К.П. Нефёдова. - М.: Издательство Гном и Д, 2007. - 64 с.

  11. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. 1 и 2 части. Изд. 2-е переработанное. / Сост. Фисенко М.А. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 80 с.

  12. Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности (из опыта реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования). Альманах / сост. А.М. Ким. Выпуск четвёртый. Самара: СИПКРО, 2012. 494 с.

  13. Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа. / Автор-сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

  14. Приобщение дошкольников к культуре безопасного поведения6 монография / Г.М. Абдрахимова, М.В. Полянцева, О.В. Тусаева. Под ред. М.В. Полянцевой - Самара: ГБОУ СФ ВПО МГПУ, МБДОУ ЦРР - детский сад №332, 2014. - 130 с.

  15. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.

  16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

  17. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.


© 2010-2022