• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Формирование личности безопасного типа в учебном процессе образовательной организации

Формирование личности безопасного типа в учебном процессе образовательной организации

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование личности безопасного типа (ЛБТ)

в общеобразовательном учреждении.

Преподаватели-организаторы ОБЖ, прошедшие категориальные курсы (курсы повышения квалификации при АИПКП по этой проблеме), знают, как организовать этот процесс. Для тех, кто не прошел такие курсы, коротко напомним.

Формирование ЛБТ в общеобразовательном учреждении нами ведется по трем направлениям:

  1. Духовное (нравственное) развитие через семью, школу, идеологию страны, основанную не на ядерном паритете, а на духовности, систему ценностей, в развитие русского национального характера, живую гуманистическую этику и совокупность воспитательных идей, средства массовой информации (пропаганду идеи формирования ЛБТ на всех уровнях: федеральном, региональном, местном), здоровый образ жизни (ЗОЖ).

  2. Психология развития ЛБТ (интеллектуальная сфера, волевая сфера, эмоциональная сфера и т.д.), позволяющяя сформулировать условия самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования.

В интеллектуальной сфере важным таким условием является формирование в сознании человека ориентировочной основы действий безопасного вида.

В волевой сфере - это выработка навыков и умений, позволяющих строить свое поведение т.о., чтобы снижать уровень исходящих из себя угроз и профилактировать внешние опасности.

В эмоциональной сфере - это преодоление различного рода страхов и формирование чувства уверенности в собственных силах для решения возникающих задач.

3-е направление - профессиональная и физическая подготовка. ЛБТ, складывающаяся на основе КАЧЕСТВЕННО нового учебно-воспитательного процесса, предполагающего, что в основе взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой в классе и между классами лежит принцип педагогического сотрудничества, т.е. взаимоотношения строятся не с позиции «силы, а с позиции «координации». Такой подход предполагает равенство, партнерство учащихся и учителя (между учениками), их взаимопонимание, творческое взаимодействие и взаимное обогащение. Такой подход означает творческую, сознательную систематическую работу (без принуждения), тогда намеченные цели достигаются безусловно. Исследования показывают, что в настоящее время школа выпускает около 10-15% физически здоровых людей, 27% с нарушенной психикой.

Таким образом, курс ОБЖ необходимо рассматривать как интегративный курс о человеке, его здоровье и жизнедеятельности, как базовый, системообразующий элемент в деле воспитания учащихся и защите их прав, т.е. ведущая роль в воспитательном процессе в школе должна принадлежать этому курсу. Следовательно, перед всей системой обучения и воспитания страны и, конечно, прежде всего, перед школой встает более широкая и социально значимая задача: формирование учащегося, как личности безопасного типа (ЛБТ); создание новой технологии социального взаимодействия в системе «учитель-ученик», подготовка педагога нового типа (с иным мышлением).

Совершенствование методики преподавания курса ОБЖ.

Это прежде всего, поиск нового, нестандартных активных форм обучения, таких как ситуационное обучение, сюжетно-ролевые деловые игры, игры для интенсивного обучения (игры для активного отдыха); «самоисцеление», «накопление энергии», «целительное воздействие» и ряд других, а также использование приемов психорегуляции (в частности, аутогенные тренировки).

Необходимо приближаться к требованиям современного урока, куда входят и развитие интересов учащихся, и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и большая насыщенность урока познавательными элементами, вызывающими положительные эмоциональные переживания, т.е. переход на интенсивные учебно-воспитательные технологии, позволяющие в атмосфере сотрудничества учителя и учеников гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, личностные качества.

Обновление содержания курса ОБЖ.

Оно диктуется тем, что на сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, которая, в конечном счете, скажется на основах жизнедеятельности семьи, коллектива, науки, государства. Сейчас на повестку дня встал вопрос: «Жить России или не жить?», вследствие чего вопрос безопасности во всех ее аспектах, прежде всего, личной безопасности, становится одним из наиболее важных среди других.

Также убедительным фактором являются такие грустные цифры: на 3-ем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний стоит смертность от травм, ушибов, несчастных случаев. От этого гибнет цвет нации в возрасте от 2-х до 40 лет, т.е. наиболее трудоспособные. Основная причина: поголовная неграмотность населения страны в области безопасности. Неграмотное поведение не только в экстремальных ситуациях, а, прежде всего, в обыденной повседневной деятельности. Решение этого вопроса видится в ответственном отношении к пропаганде и изучению основ курса ОБЖ на всех уровнях: государственном, региональном, местном. Мы считаем, что сердцевиной, ядром курса ОБЖ должна быть не подготовка учащихся к действиям в ЭС (хотя это необходимо), а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего только и может складываться безопасная жизнедеятельность.

© 2010-2022