- Преподавателю
- ОБЖ
- Сохранение здоровья детей - важнейшая задача ( доклад для педагогического совета)
Сохранение здоровья детей - важнейшая задача ( доклад для педагогического совета)
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баженов А.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сохранение здоровья детей - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА
Забота о здоровье - это важнейший труд.
От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в
свои силы…
В. А. Сухомлинский.
Целью доклада является обеспечение сохранения и укрепления здоровья в ходе образовательного процесса и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни, т.е. здоровьесберегающей среды школы.
Задачи:
-
создание эмоционально - психологического комфорта в учебно-воспитательной деятельности
-
организация сотрудничества школы и семьи, основанного на принципах воспитания здорового ребенка
В современном обществе школа представляет собой социальный институт,
обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья
населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
Поэтому педагоги и администрация школы должны подходить к данной проблеме
комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в учебной и
воспитательной работах необходимо разработать комплексный подход и воздействие
педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Решение проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных
усилий и координации деятельности всего социального комплекса.
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья
обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно
зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе,
санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим
помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Деятельность школы должна быть направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель,
технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья
детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и
воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика
девиантных форм поведения и др.
В любой школе должен быть создан режим работы, наиболее благоприятный для
осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции
оздоровительного процесса в образовательный, а также созданы комфортные условия
для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом
образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования
РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка
и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе должны применяться как традиционные педагогические технологии (классно-урочная
форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе
личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества,
личностно-ориентированный подход, игровые технологии).
В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление
- сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача
- создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение
и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных
отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только
сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении:
взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией
школы, классными руководителями, педагогами и психологом в первую очередь с родителями учащихся - ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
Школа при постановке целей и задач учебной и воспитательной работ по здоровьесберегающим технологиям должна опираться на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
Любое мероприятие в школе должен носить положительный эмоциональный характер, в
результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который
благоприятно сказывается на состоянии ребенка в целом.
В школе должны проводиться дни здоровья - в основном на свежем воздухе, чтобы
учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки.
Отдельное внимание в школе должно отводиться гигиене - все учащиеся иметь
сменную обувь, перед едой мыть руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, должны
часто проветриваться и иметь оптимальную температуру.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения,
наркомании, правонарушений, поведения на улице, на воде, и т.д. В школе регулярно
проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете:
беседы, лекции, работа со специалистами.
Классный руководитель и учителя предметники должны рассказывать детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дать и родителям.
Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей
педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Можно выделить следующие гигиенические показатели, характеризующие урок:
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров,
задач и др. Норма - 4-7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например,
при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и
коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые
смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных
усилий.
3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы
и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются
из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это
такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия,
выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы,
направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки).
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии,
обсуждения.
8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место,
содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х
легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование
отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности
здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся
знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к
занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование
юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших
стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных
отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30
минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей
школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;
15) Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое,
практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,
учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние
на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна
находиться освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы.
Постоянно проводиться осмотр осветительных приборов и замена их в случае
неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического
комфорта в классах (поддержание температурного режима в вентиляционных системах,
проветривание помещений и рекреаций).
Здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении мира в век Человека отражают
состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий
для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих
его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические
особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно
Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности.
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно
соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их
здоровья.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить
чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа
жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения; что даст нам в будущем здоровое как духовно, так и физически поколение.
Список используемой литературы
1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье. - Народное образование. - 2001. - №2. - С.167 - 169.
2. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН) : Метод.пособие. - М., 2003. - 116с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005-368с.
4. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Мн., 1998. - 221 с.
5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002. - 29 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 121с.
7. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс,2006.
МБОУ Большемаресьевская ОШ
Доклад на тему:
«УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ -
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА»
Доклад подготовил
Учитель ОБЖ
Баженов А.В.
Большое Маресьево 2015 г.