• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Сохранение здоровья детей - важнейшая задача ( доклад для педагогического совета)

Сохранение здоровья детей - важнейшая задача ( доклад для педагогического совета)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сохранение здоровья детей - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА

Забота о здоровье - это важнейший труд.
От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в
свои силы…
В. А. Сухомлинский.


Целью доклада является обеспечение сохранения и укрепления здоровья в ходе образовательного процесса и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни, т.е. здоровьесберегающей среды школы.

Задачи:

  • создание эмоционально - психологического комфорта в учебно-воспитательной деятельности

  • организация сотрудничества школы и семьи, основанного на принципах воспитания здорового ребенка

В современном обществе школа представляет собой социальный институт,

обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья

населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.

Поэтому педагоги и администрация школы должны подходить к данной проблеме

комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в учебной и

воспитательной работах необходимо разработать комплексный подход и воздействие

педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.

Решение проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных

усилий и координации деятельности всего социального комплекса.

Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья

обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно

зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе,

санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим

помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Деятельность школы должна быть направлена:

- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;

- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель,

технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья

детей);

- совершенствование материально-технической базы для физического развития и

воспитания;

- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика

девиантных форм поведения и др.

В любой школе должен быть создан режим работы, наиболее благоприятный для

осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции

оздоровительного процесса в образовательный, а также созданы комфортные условия

для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.

Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом

образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования

РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка

и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.

В школе должны применяться как традиционные педагогические технологии (классно-урочная

форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе

личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества,

личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление

- сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача

- создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение

и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных

отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только

сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.

Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении:

взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией

школы, классными руководителями, педагогами и психологом в первую очередь с родителями учащихся - ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Школа при постановке целей и задач учебной и воспитательной работ по здоровьесберегающим технологиям должна опираться на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.

Любое мероприятие в школе должен носить положительный эмоциональный характер, в

результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который

благоприятно сказывается на состоянии ребенка в целом.

В школе должны проводиться дни здоровья - в основном на свежем воздухе, чтобы

учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки.

Отдельное внимание в школе должно отводиться гигиене - все учащиеся иметь

сменную обувь, перед едой мыть руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, должны

часто проветриваться и иметь оптимальную температуру.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения,

наркомании, правонарушений, поведения на улице, на воде, и т.д. В школе регулярно

проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете:

беседы, лекции, работа со специалистами.

Классный руководитель и учителя предметники должны рассказывать детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дать и родителям.

Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей

педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

Можно выделить следующие гигиенические показатели, характеризующие урок:

1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и

свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие

монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,

рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров,

задач и др. Норма - 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например,

при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и

коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые

смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных

усилий.

3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной

деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.

5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.

6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы

и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются

из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это

такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия,

выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в

группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы,

направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,

воображения, самооценки и взаимооценки).

7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),

умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии,

обсуждения.

8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место,

содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х

легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения.

9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование

отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности

здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;

выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся

знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к

занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому

материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

11) Психологический климат на уроке.

12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование

юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших

стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных

отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30

минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей

школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;

15) Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое,

практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,

учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние

на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна

находиться освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы.

Постоянно проводиться осмотр осветительных приборов и замена их в случае

неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического

комфорта в классах (поддержание температурного режима в вентиляционных системах,

проветривание помещений и рекреаций).

Здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении мира в век Человека отражают

состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий

для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих

его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические

особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно

Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности.

Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно

соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и

индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их

здоровья.

Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить

чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа

жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения; что даст нам в будущем здоровое как духовно, так и физически поколение.

Список используемой литературы
1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье. - Народное образование. - 2001. - №2. - С.167 - 169.
2. Калинкин Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН) : Метод.пособие. - М., 2003. - 116с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005-368с.
4. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Мн., 1998. - 221 с.
5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002. - 29 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 121с.
7. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс,2006.










МБОУ Большемаресьевская ОШ








Доклад на тему:


«УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ -


ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА»

















Доклад подготовил

Учитель ОБЖ

Баженов А.В.














Большое Маресьево 2015 г.


© 2010-2022