Учебное занятие на тему Безопасность и Интернет

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»





















Учебное занятие для 9 - 11 классов

«Безопасность в сети Интернет»











Автор: Лукашёва Лариса Владимировна, учитель информатики



Учебное занятие для 9 - 11 классов

Тема: Безопасность в сети Интернет

Цели: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации компьютерной презентации, интерактивная доска, компьютеры с выходом в сеть интернет, локальная сеть, карточки для работы в группах, мультимедийная презентация (приложение 1).

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме

Начнем с блиц-опроса: поднимите руки те, кто пользуется сетью Интернет?

Зачем?

Сколько времени проводите в Интернете в день?

Давайте посмотрим статистику по России в целом (слайд № 2)

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть - 46% или 53,6 млн взрослых россиян.

Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернет - пользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.

В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12-17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей.

По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн. человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно - 50% или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.

Объясните причину такой популярности Интернета

(ученики говорят о достоинствах Интернета).

3. Постановка цели урока

Из ваших примеров я могу сделать вывод, что Интернет и реальная жизнь очень похожи. Плюсы я услышала, но ведь наверняка существуют и проблемы, проблемы похожие на проблемы реальной жизни? (Подвести учеников к выводу: Интернет может быть небезопасен)

Вот сегодня на занятии мы с вами и поговорим о безопасности в сети Интернет. (Слайд 3)

Скажите, какие задачи мы можем поставить перед собой при изучении этой темы? (примерные ответы: выяснить, чем может быть опасен Интернет, как можно себя обезопасить)

Такие простые и такие сложные задачи мы перед собой поставили.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации

Скажите, есть ли необходимость говорить о безопасности в сети Интернет в школе, с учениками?

Давайте познакомимся с небольшой справкой: (слайд 4)

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

• сетевые игры;

• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;

• обмен файлами;

• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;

• ведение блогов и пр.

• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией

• 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

5. Первичная проверка понимания

Давайте разберемся, о каких угрозах в сети Интернет вы слышали, а может быть и сталкивались? Попробуем составить кластер «Чем опасен Интернет» (Ответы детей, учитель комментирует, при этом составляет кластер на интерактивной доске) (слайд 5).

  • Киберхулиганы - некоторые люди используют Интернет, чтобы доставать и оскорблять людей

  • Хищники - люди, которые делают все для того, чтобы выманить детей, общающихся с ними в сети, на личную встречу.

  • Неприличный контент - большая вероятность того, что вы столкнетесь в сети с ненужной, нехорошей информацией

  • Фишинг - рассылка сообщений электронной почты,чтобы обманом вынудить вас посетить поддельные сайты, получить личную информацию.

  • Кража личных сведений - преступления, связанные с похищением личных сведений с целью доступа к наличным.

  • Вирусы, программы-черви, программы-шпионы

  • Интернет-зависимость

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по этой проблеме.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

  1. Навязчивое желание проверить e-mail.

  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам дея тельности); "информационную перегрузку", поиск в удаленных базах данных; патологическую привязанность к азартным играм, онлаиновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

Предлагаю вам ответить на небольшой тест на интернет-зависимость.


  1. Ощущаете ли Вы себя зависимым от Интернета (вспоминаете о предыдущих посещениях сети и ожидаете с нетерпением последующих)?

  2. Испытываете ли Вы потребность увеличить время пребывания в Сети?

  3. Имели ли место у Вас безуспешные попытки контроля, ограничения или отказа от пользования интернетом?

  4. Испытываете ли Вы эмоциональный дискомфорт при отказе или ограничении пользования Интернетом?

  5. Пребываете ли Вы в Сети дольше, чем предполагали?

  6. Возникали ли с Вами случаи, когда существовал риск возникновения проблем в учебе, семье, личной жизни, на работе из-за Интернета?

  7. Приходилось ли Вам говорить неправду близким, членам семьи, друзьям или врачам, чтобы скрыть время, проведенное Вами в Сети?

  8. Используется ли Вами Интернет, как средство ухода от проблем, депрессии, плохого настроения, беспомощности, раздраженности, чувства вины?

6. Проверка результата по эталону (слайд 6).

Если на 5 и более вопросов теста вы ответили «да», то Вы страдаете зависимостью от интернета.

Как и любое заболевание, интернет-зависимость лучше предотвратить, чем лечить.

На какие группы можно разделить все потенциальные опасности?

(Угрозы личной безопасности, угрозы компьютеру, Интернет-зависимость).

7. Творческое применение и добывание знаний

Как же обезопасить себя?

Предлагаю поработать в группах: (у каждой группы компьютер с выходом в Интернет, подключенные к локальной сети) (слайд 7).

1 группа: подготовьте правила безопасного поведения в сети Интернет.

2 группа: памятка: как обезопасить компьютер.

3 группа: правила отбора информации для сверстников.

4 группа: памятка для родителей: адреса безопасных сайтов.

5 группа: профилактика Интернет-зависимости.

Обсуждение результатов работы (работы оформлены в PowerPoint, демонстрируются через проектор по локальной сети).

8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Обобщение материала (слайды 8-11)

Основные правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер:

• Регулярно обновляйте операционную систему.

• Используйте антивирусную программу.

• Применяйте брандмауэр.

• Создавайте резервные копии важных файлов.

• Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

• Думайте о том, с кем разговариваете.

• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете.

• При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.

Защитите себя от Интернета

Садясь за компьютер отвечай себе на три вопроса:

1. Зачем ты выходишь в Интернет?

2. Сколько реально времени тебе надо для работы в Интернете?

3. Что полезного хочешь там найти?

Помни! Интернет-зависимость - это заболевание, которое проще предотвратить, чем лечить.

Думай о других пользователях.

• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.

• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.

• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.

• Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.

• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.

• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

9. Подведение итогов урока

Мы рассмотрели тему «Безопасность в сети Интернет». Поделитесь своими впечатлениями о занятии, достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили? (Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, довольны ли своей работой)

10. Рефлексия

Прошу ваши мысли о сегодняшней теме выразить синквейном

(Слайд 12)

(Учитель предлагает написать синквейн )

1строка: 1 существительное.

2 строка: 2 прилагательных.

3 строка: 3 глагола.

4 строка: Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.

5 строка: 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

(Ученики зачитывают свои синквейны)

Поработали хорошо, как вы считаете, может ли результат вашей работы быть полезен другим ученикам и взрослым?

Как можно использовать ваши материалы?

(Например, выпуск памяток для родителей, сверстников по безопасному поведению в Интернете ).

(Слайд 12)











Библиографический список

  1. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

  2. Интернет в России и в мире bizhit.ru/index/users_count/0-151

  3. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda detionline.ru/

  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/01/09/informatsionnaya-bezopasnost-podrostkov-v-seti nsportal.ru/ermolaeva-irina-alekseevna

  5. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет saferinternet.ru/.

Задания группам

1 группа: подготовьте правила безопасного поведения в сети Интернет.

2 группа: памятка: как обезопасить компьютер.

3 группа: правила отбора информации для сверстников.

4 группа: памятка для родителей: адреса безопасных сайтов.

5 группа: профилактика Интернет-зависимости.

© 2010-2022