- Преподавателю
- ОБЖ
- Учебное занятие на тему Безопасность и Интернет
Учебное занятие на тему Безопасность и Интернет
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукашёва Л.В. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Учебное занятие для 9 - 11 классов
«Безопасность в сети Интернет»
Автор: Лукашёва Лариса Владимировна, учитель информатики
Учебное занятие для 9 - 11 классов
Тема: Безопасность в сети Интернет
Цели: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации компьютерной презентации, интерактивная доска, компьютеры с выходом в сеть интернет, локальная сеть, карточки для работы в группах, мультимедийная презентация (приложение 1).
Ход занятия
1. Организационный момент (слайд 1).
2. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме
Начнем с блиц-опроса: поднимите руки те, кто пользуется сетью Интернет?
Зачем?
Сколько времени проводите в Интернете в день?
Давайте посмотрим статистику по России в целом (слайд № 2)
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть - 46% или 53,6 млн взрослых россиян.
Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернет - пользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.
В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12-17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей.
По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн. человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.
По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно - 50% или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.
Объясните причину такой популярности Интернета
(ученики говорят о достоинствах Интернета).
3. Постановка цели урока
Из ваших примеров я могу сделать вывод, что Интернет и реальная жизнь очень похожи. Плюсы я услышала, но ведь наверняка существуют и проблемы, проблемы похожие на проблемы реальной жизни? (Подвести учеников к выводу: Интернет может быть небезопасен)
Вот сегодня на занятии мы с вами и поговорим о безопасности в сети Интернет. (Слайд 3)
Скажите, какие задачи мы можем поставить перед собой при изучении этой темы? (примерные ответы: выяснить, чем может быть опасен Интернет, как можно себя обезопасить)
Такие простые и такие сложные задачи мы перед собой поставили.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации
Скажите, есть ли необходимость говорить о безопасности в сети Интернет в школе, с учениками?
Давайте познакомимся с небольшой справкой: (слайд 4)
По последним данным, в России:
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета:
46% (13-14 лет),
54% (15-16 лет);
самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:
• сетевые игры;
• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
• обмен файлами;
• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
• ведение блогов и пр.
• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
• 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
5. Первичная проверка понимания
Давайте разберемся, о каких угрозах в сети Интернет вы слышали, а может быть и сталкивались? Попробуем составить кластер «Чем опасен Интернет» (Ответы детей, учитель комментирует, при этом составляет кластер на интерактивной доске) (слайд 5).
-
Киберхулиганы - некоторые люди используют Интернет, чтобы доставать и оскорблять людей
-
Хищники - люди, которые делают все для того, чтобы выманить детей, общающихся с ними в сети, на личную встречу.
-
Неприличный контент - большая вероятность того, что вы столкнетесь в сети с ненужной, нехорошей информацией
-
Фишинг - рассылка сообщений электронной почты,чтобы обманом вынудить вас посетить поддельные сайты, получить личную информацию.
-
Кража личных сведений - преступления, связанные с похищением личных сведений с целью доступа к наличным.
-
Вирусы, программы-черви, программы-шпионы
-
Интернет-зависимость
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по этой проблеме.
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
-
Навязчивое желание проверить e-mail.
-
Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
-
Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
-
Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам дея тельности); "информационную перегрузку", поиск в удаленных базах данных; патологическую привязанность к азартным играм, онлаиновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
Предлагаю вам ответить на небольшой тест на интернет-зависимость.
-
Ощущаете ли Вы себя зависимым от Интернета (вспоминаете о предыдущих посещениях сети и ожидаете с нетерпением последующих)?
-
Испытываете ли Вы потребность увеличить время пребывания в Сети?
-
Имели ли место у Вас безуспешные попытки контроля, ограничения или отказа от пользования интернетом?
-
Испытываете ли Вы эмоциональный дискомфорт при отказе или ограничении пользования Интернетом?
-
Пребываете ли Вы в Сети дольше, чем предполагали?
-
Возникали ли с Вами случаи, когда существовал риск возникновения проблем в учебе, семье, личной жизни, на работе из-за Интернета?
-
Приходилось ли Вам говорить неправду близким, членам семьи, друзьям или врачам, чтобы скрыть время, проведенное Вами в Сети?
-
Используется ли Вами Интернет, как средство ухода от проблем, депрессии, плохого настроения, беспомощности, раздраженности, чувства вины?
6. Проверка результата по эталону (слайд 6).
Если на 5 и более вопросов теста вы ответили «да», то Вы страдаете зависимостью от интернета.
Как и любое заболевание, интернет-зависимость лучше предотвратить, чем лечить.
На какие группы можно разделить все потенциальные опасности?
(Угрозы личной безопасности, угрозы компьютеру, Интернет-зависимость).
7. Творческое применение и добывание знаний
Как же обезопасить себя?
Предлагаю поработать в группах: (у каждой группы компьютер с выходом в Интернет, подключенные к локальной сети) (слайд 7).
1 группа: подготовьте правила безопасного поведения в сети Интернет.
2 группа: памятка: как обезопасить компьютер.
3 группа: правила отбора информации для сверстников.
4 группа: памятка для родителей: адреса безопасных сайтов.
5 группа: профилактика Интернет-зависимости.
Обсуждение результатов работы (работы оформлены в PowerPoint, демонстрируются через проектор по локальной сети).
8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
Обобщение материала (слайды 8-11)
Основные правила безопасного поведения в сети.
Защитите свой компьютер:
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
Защитите себя в Интернете.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете.
• При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
Защитите себя от Интернета
Садясь за компьютер отвечай себе на три вопроса:
1. Зачем ты выходишь в Интернет?
2. Сколько реально времени тебе надо для работы в Интернете?
3. Что полезного хочешь там найти?
Помни! Интернет-зависимость - это заболевание, которое проще предотвратить, чем лечить.
Думай о других пользователях.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия
Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.
9. Подведение итогов урока
Мы рассмотрели тему «Безопасность в сети Интернет». Поделитесь своими впечатлениями о занятии, достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили? (Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, довольны ли своей работой)
10. Рефлексия
Прошу ваши мысли о сегодняшней теме выразить синквейном
(Слайд 12)
(Учитель предлагает написать синквейн )
1строка: 1 существительное.
2 строка: 2 прилагательных.
3 строка: 3 глагола.
4 строка: Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
5 строка: 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.
(Ученики зачитывают свои синквейны)
Поработали хорошо, как вы считаете, может ли результат вашей работы быть полезен другим ученикам и взрослым?
Как можно использовать ваши материалы?
(Например, выпуск памяток для родителей, сверстников по безопасному поведению в Интернете ).
(Слайд 12)
Библиографический список
-
Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids
-
Интернет в России и в мире bizhit.ru/index/users_count/0-151
-
Ребенок в сети. Сайт от компании Panda detionline.ru/
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/01/09/informatsionnaya-bezopasnost-podrostkov-v-seti nsportal.ru/ermolaeva-irina-alekseevna
-
Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет saferinternet.ru/.
Задания группам
1 группа: подготовьте правила безопасного поведения в сети Интернет.
2 группа: памятка: как обезопасить компьютер.
3 группа: правила отбора информации для сверстников.
4 группа: памятка для родителей: адреса безопасных сайтов.
5 группа: профилактика Интернет-зависимости.