Методическая разработка раздела программы по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиморская средняя общеобразовательная школа











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

по ОБЖ

(II раздел программы)


5 класс

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»





Выполнила:

Павлухина Ирина Ивановна

учитель ОБЖ

МБОУ Шиморская СОШ







2012 год


Содержание:


1.Пояснительная записка 3 стр.

2.Цель и задачи данного раздела 4 стр.

3.Психолого- педагогическое обоснование 6 стр.

4.Обоснование используемых технологий, методов, форм 8 стр.

организации деятельности учащихся

5.Ожидаемые результаты 10 стр.

6.Система знаний 11 стр.

7.Система деятельности 12 стр.

8.Поурочное планирование 13 - 15 стр.

9.Разработка урока 16 - 24 стр.

10.Список используемой литературы 25 стр.









Раздел программы: «Береги здоровье смолоду»


  1. Пояснительная записка

В настоящее время всё настойчивее ведётся поиск, и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая, наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребёнка, способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Крайне высокий уровень заболеваемости у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения.

Раздел программы нацелен на приобретение у обучающихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в повседневной жизни. В процессе изучения данного раздела обучающиеся получат практические навыки по оказанию само - и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.

Значительное место в данном разделе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников. Это обуславливает поисковый и творческий уровень деятельности учащихся, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

Содержание раздела образовательной программы

Система знаний учащихся:

  • делать графики, таблицы;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Система деятельности:

  • познавательная деятельность: уметь анализировать и обобщать собранный

материал;

  • преобразующая деятельность: научиться предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, выработать сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Определять способы защиты от них;

  • общеучебная деятельность: использовать справочную литературу и готовить сообщения, доклады, рефераты. Уметь работать в группе, иметь навыки общения (дискуссия, задавать вопросы, уметь слушать).

  • самоорганизующая деятельность: уметь оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья. Развивать черты личности, необходимые для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: практические задания должны опираться на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в виде тестирования и работы с карточками.

Основные типы учебных занятий:

  • комбинированный урок;

  • урок изучения нового материала;

  • урок - практикум;

  • обобщающий урок - игра

Основным типом урока является комбинированный.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий - контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы

итоговый - контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы

2. Цели и задачи раздела

Цель: развития интереса, творческой активности и целеустремлённости учащихся на уроках ОБЖ, используя элементы здоровьесбережения.

повышения уровня подготовки учащихся к олимпиадам.

Задачи:

  • воспитывать чувство ответственности за личную безопасность у подростков и культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической - способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной - способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения - способность понимать своё предназначение);

  • формировать знания о здоровом образе жизни;

  • развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни,

  • уметь использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь;

  • стимулировать самостоятельность в принятии решений и выработке

умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

  • совершенствовать умение работать с литературой и средствами мультимедиа.

Для реализации данных целей считаю необходимым провести три занятия, направленные на изучение способов оказания первой доврачебной помощи при травмах; при укусах ядовитых насекомых и животных и правила наложения повязок (1 час - теория, 2 часа - практика с привлечением медицинского работника, с целью отработки навыков оказания первой медицинской помощи). Обучающиеся могут использовать изученное в походах, на отдыхе, при различного рода чрезвычайных ситуациях. Две темы «Влияние наркотиков на здоровье человека» объединить в одну. И оставить один час на обобщение и систематизацию знаний по вопросам медицинской помощи. Так как очень важно, чтобы учащиеся закрепили те знания и навыки, которые были получены на практике.

Новизна:

Уроки с использованием элементов здоровьесберегающих технологий сделают их более интересными для учащихся, а в комбинации с традиционными формами обучения, позволят максимально активизировать познавательную деятельность и повысят качество обучения по данному разделу до 100%.

Преподаваемый предмет - ОБЖ.

Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов», авторы программы : А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

УМК - «ОБЖ 6 класс», авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов, В.А. Васнев.

Обоснование выбора данного раздела

Потребность разработки раздела «Здоровье всему голова» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Сегодня уровень здоровья школьников, как в России в целом, так и в нашем районе находится на критической отметке. Вследствие постоянного роста объема и интенсивности учебных нагрузок детей школьного возраста наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей в нашей школе (приложение 1). Родителей, педагогов тревожит не только проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, но и распространение среди подростков вредных привычек. А «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным. Необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Основная цель при изучении раздела «Здоровье всему голова» - сформировать ответственность у школьников вести здоровый образ жизни и бережно относиться к своему здоровью, сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях.

Каждому, кто знаком с системой обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объём учебного материала за последние 50 лет не уменьшились. Резкое сокращение количества часов привело к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психоматических и других заболеваний. Поэтому очень важно развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Это может быть достигнуто через применение в учебном процессе современных технологий (элементы здоровьесберегающих технологий).

При изучении тем раздела «Здоровье всему голова»:

  • обучение ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке (принцип здоровьесбережения - непрерывность и преемственность);

  • учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах (субъект-субъектные взаимоотношения;

  • объём учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту учащихся. Осуществляется комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагога и медицинского работника;

  • акцент делается только на хорошее: в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки (принцип - успех порождает успех);

  • активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления (активность).

Всё это должно сформировать у каждого ученика ответственность за своё здоровье. Только тогда он сможет реализовать свои знания, умения и навыки по его сохранению. Поэтому качественного обучения невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этих задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Возраст детей участвующих в реализации раздела- 10-11 лет.

Сроки реализации программы - III - IV четверти (8 часов).

Формы и режим занятий - урок.

3. Психолого - педагогическое обоснование выбора содержание раздела

В настоящее время в учебном процессе творческая деятельность учеников и руководство этой деятельностью со стороны преподавателя - является целесообразно-необходимым. Требование учебной жизни для учителя - побуждать обучаемых творчески применять теоретические знания и практические умения и навыки на занятиях, как один из аспектов повышения уровня знаний.

Для формирования личности, которая осознаёт, что такое безопасная жизнедеятельность, процесс обучения необходимо строить на принципах современной дидактике:

  • принцип доступности;

  • принцип связи теории обучения с жизнью;

  • принцип сознательности и активности в обучении;

  • принцип наглядности.

В учебной деятельности при работе с классом учитываются как психологические, так и типологические особенности школьников, общий уровень их развития, уровень обученности. Обучающиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников с высоким и низким уровнем развития. Поэтому учитель обязан выбрать формы и методы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения. Всё это учитывается при планировании и организации работы, поэтому учитель определяет разноуровневые задания на уроке. Такая организация учебного процесса позволяет создать оптимальные условия для эффективной деятельности всех учащихся, способствует творческому мышлению, а значит возникает необходимость вариативного планирования уроков, перестройки содержания форм и методов обучения и в большей степени учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Большинство ребят (50%) в 5 классе обладают умением сосредоточиться (средний показатель объёма внимания) , сконцентрировать внимание на достаточно длительное время, умеют точно выполнить инструкцию учителя (приложение 1). Мотив общения составляет - 100%,социальный мотив - 92%, познавательный мотив - 80%. Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по предмету. Высокий уровень интереса к уроку ОБЖ проявляет - 40% учащихся, средний уровень - 30%, низкий уровень - 30%. Но большинству учащихся трудно одновременно удерживать во внимании несколько объектов, это затрудняет процесс познания. Учащиеся 5 класса начинают отвлекаться, чтобы снять усталость. Но затем им трудно вернуться в рабочее состояние. Поэтому применение на уроках иллюстративно-словесного метода (схем, таблиц показ презентаций), работы в группах (задание - «Собери пословицу…:», творческих заданий, таких как «Нарисуй «пословицу» и др. способствует концентрации внимания учащихся. Кроме внимания не менее важным познавательным процессом является память. Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что стало личностным знанием. У обучающихся 5 класса в основном преобладает зрительная (высокий уровень - 50%) и слуховая (высокий уровень - 33%) типы памяти . Комбинированный тип памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне (83%). При этом нужно заметить, что у 15% учащихся комбинированный тип памяти находится на низком уровне (приложение 3).

Для исследования познавательного интереса и творческой активности школьников была использована диагностики познавательного интереса и творческой активности школьников, которая была составлена из различных анкет и исходя из собственного педагогического опыта работы (приложение 4).

Изучение раздела «Здоровье всему»" позволяет закладывать базу необходимых знаний. Учащиеся 6 класса по-разному усваивают знания, с неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому необходимо рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.
Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для школьников данного возраста. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.
Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.
Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.
При проведении занятий, для достижения определённых целей используются эти способы восприятия в совокупности.

Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов и форм организации деятельности учащихся

Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность. Я заметила, что дети работают на уроке первые 20 минут, а далее отвлекаются или просто отдыхают- ложатся на парту, играют. На переменах детям нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, поэтому они бегают, прыгают, мальчики устраивают драки и т.д.- им нужно много двигаться, это их особенность.
Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Необходимо повысить уровень мотивации школьников. Но всё это невозможно при традиционной методике обучения. В решении этих задач и могут помочь элементы здоровье сберегающих технологий. Поэтому, как один из путей достижения своей цели, выбираю основную технологию, которую буду применять - это элементы здоровье сберегающей технологии, направленные на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья детей и как, следствие, активизация познавательной деятельности:

  • физкультминутки ( упражнения для предупреждения различных заболеваний);

  • коврики для массажа стоп (благотворное влияние на органы жизнеобеспечения);

  • классическая музыка во время самостоятельной работы (повышение мотивации к учебной деятельности);

  • дыхательная гимнастика и релаксация (предотвращение усталости и утомляемости).

Основным лейтмотивом использования здоровье сберегающих игр в учебном процессе является недопустимость этапа утомления. Поэтому, на каждом этапе работоспособности должны использоваться только определенные типы игр, позволяющие оставаться школьнику на этапе устойчивой работоспособности. Во время уроков должны проводиться физкультминутки, динамические паузы , дыхательная гимнастика, которые помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Применение игровых технологий в учебной деятельности в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

ИГРА - это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие владением практических навыков в действиях, предпринимаемых в различных ситуациях. Игра - отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, постараться пережить ситуацию, осмыслить, чтобы впоследствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. Особое место среди активных форм обучения занимают сюжетно-ролевые игры («Уверенный ответ - отказ…» и др., которые позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения. Они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Игровые приёмы и ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний, в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Развивающие игры психологического характера - дидактические игры, направленные на расширение кругозора и познавательной деятельности - это разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, головоломок, загадок, криптограмм, чайнвордов это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения.

Чайнворд - образует цепочку наименований понятий, предметов, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения «Чемодан пожеланий..», игры-тренинги «Моя жизненная цель.., воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.

Применение ИКТ на уроках ОБЖ позволит словесное объяснение заменять наглядными формами обучения и изучать важные понятия курса ОБЖ на более высоком уровне. Использование информационных технологий должно применяться в исследовательской деятельности учащихся при:

  • представлении и защите персональных заданий (выводы по изученной теме, например: диаграмма «Состояние здоровья в классе» , анкета из 5 вопросов «Я и моё здоровье» и диаграмма анкетирования класса );

  • закрепление материала - задание рефлексивного характера. - Представьте себе, что вы - врач. Что бы вы посоветовали для сохранения и поддержания здоровья? Итак, советы доктора….Далее слово предоставляется детям;

  • при составлении мини- проекта и презентации по пройденным темам. Проекты дают возможность развивать логическое, образное мышление обучаемых.

При работе с сильными учащимися возможен «Метод программированного опроса» (работа с карточками с целью повышения мотивации и закреплении знаний по теме «Оказание медицинской помощи»).

4.Ожидаемые результаты:

  1. повышение творческой активности и целеустремленности учащихся;

  2. повышение уровня подготовки к олимпиадным заданиям по данному разделу;

  3. достижение 100% усвоения материала по данному разделу всеми обучаемыми.

К концу изучения раздела учащиеся должны знать:

  • основы здорового образа жизни;

  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • вредные привычки и их профилактику;

  • влияние курения и алкоголя на здоровье человека.

уметь:

  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, при отравлениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;

  • воспитания культуры здоровья;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Способы проверки знаний будут осуществляться с помощью практических занятий, тестов.

Формы подведения итогов реализации раздела программы - урок игра.


7. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Технологии, применяемые на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

О здоровом образе жизни

1

Урок изучения нового материала.

Общие понятия и определения здоровья, составляющие здорового образа жизни.

Знать об основах здорового образа жизни.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие

технологии

( физкультминутка -

упражнение «Я

.».

Задание

рефлексивного характера

« Дай совет…».

Анкетирование.

Работа в группах.


2

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья

1

Урок изучения нового материала.

Общие понятия и определения двигательной активности и закаливания организма

Знать об основных физических качествах. Знать о способах закаливания.

Здоровьесберегающие

технологии.

Информационные технологии.

Работа в группах.


3

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

Комбинированный.

Общие понятия и определения рационального питания, режим питания.

Знать, в каком объеме употреблять белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества. Сколько раз питаться в день.



4

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

Комбинированный.

Социальные последствия алкоголя и курения.

Профилактика

наркомании, чистота и культура в быту.

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие

технологии.

Информационные технологии.

Работа в группах.


5

Обобщающий урок - игра «Профилактика вредных привычек».

1

Повторительно -

Обобщающий.

Конкурсы.

Викторина.

Карта программированного опроса.

Проверить качество усвоения теоретических знаний, практических навыков.

Здоровьесберегающие

технологии.

Информационные технологии.

Работа в группах.


6

Первая помощь

при различных видах повреждений.

1

Комбинированный.

Правила оказания первой помощи. Закрытые травмы. Ушибы. Растяжения и разрывы связок. Вывихи.

Сдавление.

Переломы.

Знать правила оказания первой помощи наиболее характерные травмы, которые могут возникнуть в походе.

Правила оказания помощи при травмах.

Компьютерная технология.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

7

Практическая работа №1

«Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах».

1

Комбинированный.

Ушибы, ссадины.

Знать и применять правила оказания помощи при ушибах, ссадинах.

Слайд - лекция.

Работа по карточкам.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Вводное упражнение

«Окажи помощь при….».

8

Практическая работа №2 «Оказание первой помощи при отравлениях»

1

Комбинированный.

Оказание первой помощи при отравлениях никотином, угарным газом.

Знать и применять правила оказания первой помощи при отравлениях.

Слайд - лекция.

Презентация.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Вводное упражнение

«Окажи помощь при отравлении …».

10

Обобщающий урок - игра КВН

1

Повторительно -

Обобщающий.

Конкурсы.

Викторина.

Карта программированного опроса.

Проверить качество усвоения теоретических знаний, практических навыков.

Здоровьесберегающие

технологии.

Информационные технологии.

Работа в группах.



Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

Урок изучения нового материала.

Социальная среда. Факторы социальной среды,

влияющие на общее развитие человека.

Знать, почему надо быть осторожным и

осмотрительным

при выборе компании

сверстников.

И почему не стоит смотреть все телепередачи.

Информационные технологии

(лекция с использованием слайдов).

Ролевая игра

« Умей сказать нет».

Фронтальный опрос .

Анкетирование.

Компьютерное

тестирование.


План урока


Тема: «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»


Тип урока: комбинированный


Цели урока: формирование основ здорового образа жизни и выполнения элементарных правил здоровье сбережения.


Образовательная: сообщить знания о здоровом образе жизни и профилактике утомления.

Развивающая: формировать навыки здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья.


Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.


Форма организации занятия: урок-игра

Средства обучения: мультимедиа, компьютер, презентация для урока, доклады участников передачи.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, коллективная


Хронометраж урока:


1) Организационный момент - 1 мин.

2) Актуализация знаний - 7 мин.

3) Изучение нового материала - 25 мин.

4) Закрепление знаний - 7 мин.

5) Домашнее задание - 1 мин.

6) Подведение итогов - 3 мин.

7) Рефлексия - 1 мин.






Содержание этапа урока

Деятельность учителя


Психолого-педагогический комментарий


Предполагаемая деятельность учеников


I этап. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя;

сообщение темы и цели урока.

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок, который будет проходить в форме телевизионной передачи «Здоровый образ жизни». Наша передача выходит в эфир впервые, и мы решили посвятить её теме: «Здоровый образ жизни и профилактика утомления».


Приветствуем всех, кто время нашёл

И к нам на программу сегодня пришёл!

Здоровье своё сбережем с малых лет,

Оно нас избавит от болей и бед!


Снятие психологического напряжения, создание благоприятной

психологической атмосферы,

настрой на совместную работу.


Приветствуют учителя.



II этап. Актуализация знаний

Составляющие внешней среды

(Слайд 2)












(Слайд 3)


Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно представить в виде модели, состоящей из четырёх взаимодействующих составляющих.

Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия, но и вредные.

- Как вы считаете, какую пользу приносит человеку внешняя среда?

А чем же тогда она может навредить человеку?

Для того, чтобы человек мог нормально жить в этих условиях, необходимо тренировать свой организм, чтобы он своевременно реагировал на различные воздействия внешней среды, которые позволят сохранить постоянство внутренней среды организма или адаптируют его к новым условиям существования.

- Ребята, а как вы можете объяснить понятие «адаптация»?


Адаптация - процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования (слайд 3).

При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая нормальную работу.














Выявление субъективного опыта учащихся для познания нового материала.


















Восприятие нового материала













Отвечают














Самостоятельно формулируют определение,

проверяют правильность


Записывают определение в тетрадь

III этап. Изучение нового материала

Причины возникновения утомления









Утомление.

Виды утомления.














Профилактика утомления



а)двигательная активность



б) закаливание




в) гигиенические факторы






г) избежание конфликтных

ситуаций












д) восстановление работоспособности организма.


Сегодня мы выбрали тему нашей передачи не случайно. Труд школьника отличается многообразием и напряжённостью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению.

В связи с активизацией учебного труда и возрастающих нагрузках в школе просто необходимо оздоровление условий и режима учёбы, быта и отдыха школьников.

- Как же можно этого добиться?



Давайте остановимся более подробно на каждом из них, но прежде дадим определение понятию утомление.

Утомление - это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости (слайд 4).

Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления - умственное и физическое.

- Что происходит с организмом человека при физическом утомлении? (слайд 5)

А как можно охарактеризовать умственное утомление?

Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своём утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления (слайд 6).


Продолжит нашу программу……………...

Как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?

Сейчас участник передачи покажет нам комплекс упражнений, который можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности (слайд 7)

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающимися процедурами и массажем.


- Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?

О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет следующий участник передачи.


Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.

- Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?


-Конфликты оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, приводят к утомлению нервной системы и понижению работоспособности.

Послушайте стихотворение Р.Гамзатова «Знай, мой друг, вражде и дружбе цену…»


Как вы считаете можно ли обойтись без конфликтов или хотя бы свести их к минимуму? Как вы можете объяснить понятие «ключ к общению»?















Выявление субъективного опыта учащихся для познания нового материала.














Познание нового материала














































Выявление субъективного опыта учащихся
















Выявление субъективного опыта учащихся












Выявление субъективного опыта учащихся для познания нового материала.















Восприятие и запоминание элементов здоровьесбережения.





















Самостоятельно отвечают на вопросы.





Самостоятельно формулируют понятие.


Делают записи в тетерадь.





Воспринимают новую информацию

































Доклад «Значение двигательной активности для человека».

Самостоятельно формулируют ответы.

Один участник показывает, а другие

выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения












Отвечают на вопросы




Доклад «Влияние природных факторов на организм человека».




Из личного жизненного опыта ученики предполагают, что гигиенические факторы - это отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе.








Стих. Р.Гамзатова «Знай, мой друг, вражде и дружбе цену…»








Поочереди знакомят с упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма.



IV этап. Закрепление знаний


Сохранение здоровья

Представьте себе, что вы - врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? Советы доктора….

Каждому из вас предоставляется по 1 минуте эфирного времени.

Выявление уровня усвоения нового материала



Приводят примеры из жизни и дают советы.


V этап. Домашнее задание.


Содержание домашнего задания.





К следующему выходу программы в эфир составьте памятку «Правила здоровьесбережения»или напишите четверостишие о здоровом образе жизни.

Возможность выбора задания.

.

Записывают домашнее задание.



VI этап. Подведение итогов

Что нового узнали

Что нового узнали на программе?

Оценивание

Констатация достижения поставленных целей.

Подведение итогов: как использовать полученные знания в жизни, какие проблемы возникли во время изучения понятий.


Отвечают


Оценивают свою работу за весь урок.


VII этап. Рефлексия

Рефлексия




Оцените свое самочувствие. Закрасьте ту картинку, которая показывает ваше настроение.

Наша телепередача подошла к концу!

До новых встреч в эфире!

Выявление психологического состояния учащихся после урока

Оценивают своё настроение от урока


Ключевые понятия и термины: адаптация, утомление, причины и виды утомления.

Межпредметные связи: экология, литература, физическая культура, биология.


Литература:

  1. Журнал «ОБЖ» № 1, 2, 5 2008 год

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН институт

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП - М., 2005 г.

  4. Электронное издание «ОБЖ 5 - 11 класс. Лабораторный практикум.






































Используемая литература:

  1. Бокерия Л.А. Дела сердечные.// Культура здоровой жизни. 2007 г. № 3. С. 173-176

  2. Под редакцией Воробьёва Ю.Л. ОБЖ, 6 класс. Москва, Астрель «АСТ», 2003 год

  3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники - 2005 г. Составитель Г.И. Григорьева. - Внеклассные мероприятия. 5-9 класс. Волгоград: ООО «Экстремум», 2007 г.

  4. Егоров Б.В. Методические рекомендации для учителя по использованию ИКТ http:rusedu.info/ Artikle 958.html.

  5. Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. - М., Астрель: АСТ, 2005 г.

  6. Зигуненко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности.-М.: АСТ: Астрель, 2005 г.

  7. Латчук В.И., Лукьянов В.Р., Миронов С.К. ОБЖ. Дидактические материалы 5-9 класс, Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.

  8. Латчук В. И., Марков В.В., Маслов А.Г. «Методическое пособие по ОБЖ» 5-9 классы, Дрофа, 2004 г.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН институт русского языка им. Виноградова В.В.. - 4 изд., дополн. - М.: Азбуковник. С.227.

  10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП - М., 2005 г.

  11. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в образовании - М., 2006 г.

  12. Шкенев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс: поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.. Волгоград: Учитель, 2006г.

  13. Материалы с сайта eurokid.com.ua














© 2010-2022