• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

стр

  • 1 Пояснительная записка 2 - 5

  • 2 Основные методы работы, технологии реализации проекта 5

  • 3 Система управления 6

  • 4 Сроки реализации проекта 6

  • 5Кадровое обеспечение проекта 6

  • 6 Ожидаемые результаты 7

  • 7 Перспективность 7

  • 8 Ориентировочная смета расходов расширения материально-технической базы музея боевой славы 8

  • 9 Достигнутые результаты 9

  • 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 - 13

  • 11 Достижения 14 - 25

  • 12 ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ 26 - 34

  • 13 Фотоприложение 35 - 45







Школьный музей истории и народного быта - центр военно-патриотического воспитания

Пояснительная записка

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система военно - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями.

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.

Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

В Мишковской СОШ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАБОТЫ. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея - исторический. Он определен содержанием основного фонда, хронологической и логической последовательностью экспозиции, патриотической направленностью содержания работы музея. Начало поисково-собирательной работы было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная комната, позже еще одна. И только 1 сентября 1991 г прошлого века был оборудован специальный музей - зал с устоявшейся экспозицией. Практически это был уже настоящий музей, который выполнял все присущие ему по положению функций. Основателями его были учитель Штуко М.И. и бывший в то время директор школы Чулов В.М. В музее проводились различные уроки, встречи бывших выпускников школы разных поколений, семинары учителей района и экскурсии по просьбам гостей и персональныхпосетителей. В начале 2000-х годов пожарной инспекцией деятельность музея была приостановлена. В 2009 году работа музея была возобновлена. Был проведен основательный ремонт помещений и заново проведена инвентаризация музейных фондов. Таким образом, был оформлен окончательный вариант музея.

Особенность музея состоит в том, что создавался он на материалах Мишковского сельского поселения с центром его исторического формирования в селе Мишковка. На территории поселения зарегистрированы два городища Юхновской культуры. В 1985 году их посетила научно-изыскательская экспедиция института археологии Академии наук СССР во главе с ее руководителем Кашкиным А.В.. Благодаря музейной работе, городище у села Тарасовка было открыто и зарегистрировано впервые. Впервые были открыты, описаны и зарегистрированы два селища на территории поселения. Это было сделано в начале 2000-х годов старшими научными сотрудниками Брянского государственного объединенного краеведческого музея Ющенко Н.Е. и Чеплянской Е.А. с помощью поисковой работы музея. В своей текущей деятельности музей руководствуется сохранением и популяризацией этих археологических памятников, а также сбором подъемного материала. Возможности для прямой связи с Институтом археологии и Брянским государственным объединенным краеведческим музеем остаются.

Поддерживаются связи и с районным историческим музеем города Стародуба. Так в 1998 году учащаяся Мишковской средней школы Штуко Анна заняла 3 место в районном конкурсе на лучшего экскурсовода среди учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ района по местам революционной и боевой славы Брянщины, а руководителю школьного музея Штуко М.И. было предложено дать интервью о работе музея, которое потом прозвучало по районному радио. В 2009 году учащаяся 8 класса Минченко Татьяна заняла второе место в районном конкурсе среди учащихся -экскурсоводов 6-8 классов. И в последующие годы экскурсоводы школы занимали призовые места. Актив музея поддерживает связь с известным у нас в районе, проживающим в Московской области, краеведом Луферовым А.М., который оказал музею неоценимую помощь, особенно в рассказах о событиях 1941 года в селе Мишковка времен Великой Отечественной войны. До развала СССР школьный музей поддерживал активную связь с Государственным архивом Черниговской области, откуда пришли многие материалы по нашему краю. Есть так же связь и с Центральным архивом Министерства обороны.

За время работы музея было проведены экскурсии: «И помнит мир спасенный» по экспозициям: «Наши земляки в годы ВОВ», «Наши знаменитости», «Вспомним всех поименно», «По следам войны»; экскурсии «История сел Мишковского поселения», «История школы», «Быт советского времени», «Крестьянский быт» и другие, которые посетили учащиеся нашей школы, дети из детских садов нашего микрорайона, учащихся других школ района, участники семинаров, проводимых на базе нашей школы.

В музее проходили классные часы: «В жизни всегда есть место подвигу» (о кавалере трех орденов славы Теслине А.Н., о Герое Советского Союза Москаленко И.Е., о Герое Социалистического труда Винник М.А., о покорителе горы Эверест Хомутове В.В., о летчике-испытателе Хомутове М.С., о пилоте вертолета Медведеве В.В., о генерал-майоре Рубисе А.Ф. и др.)

Были проведены встречи с начальником Кемеровского военного училища (выпускником школы 1965 года) Рубисом А.Ф., с молодыми офицерами-выпускниками этого училища (бывшими выпускниками нашей школы) Овсяниковым В.Д., Шевцовым Е.В., с пожилыми людьми нашего микрорайона, ветеранами войны и трудового фронта, покорителем горы Эверест 1982 года Хомутовым В.В., пилотом вертолета, налетавшим более 17 тысяч часов Медведевым В.В. Что имело практическую направленность военно-патриотического воспитания. За время работы музея было проведено 58 экскурсий, их посетило 1194 человека за период с 2010 г. по март 2013 года. Было проведено 15 мероприятий за этот период, их посетило 564 человека.

Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Все экспонаты музея предоставлены жителями поселения и учащимися школы. За годы работы музея собран огромный материал, из которого и созданы экспозиции школьного музея . Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на военно-патриотическое воспитание личности школьника. Дальнейшее развитие музея определено перспективным планом. ( Приложение №2)

Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель:

Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

• Формирование научных и профессиональных интересов;

• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Укрепление материально - технической базы учреждения.



Основные методы работы, технологии реализации проекта

Для реализации проекта используются следующие методы работы по военно-патриотическому воспитанию:

- Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;

- Экскурсии по музейным выставкам;

- Музейные уроки;

- Уроки Мужества;

- Экскурсионная деятельность;

- Подготовка экскурсоводов;

- Уроки истории 9-11 классов;

- Шефство над ветеранами войны и труда;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

Система управления

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Сроки реализации проекта 2013 - 1014 учебный год согласно плану работы музея (приложение 1).

. Проект ориентирован - педагогические работники (учителя общественных дисциплин, руководители школьных музейных экспозиций), дети дошкольного возраста, учащиеся образовательных учреждений района, жители Мишковского поселения.

Кадровое обеспечение проекта

Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:

- Директор школы - педагог высшей квалификационной категории Мисливец Е.Н.

- Учитель истории и обществознания - педагог высшей квалификационной категории Бердникова В.А.;

- Руководитель музея - педагог первой квалификационной категории Чулов В.М.;

- Библиотекарь школы Потапова О.А.;

- Работники сельского дома культуры Барышникова Н.В., Козленок А.Ф., Авраменко О.С.;

- Совет музея школы.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается, что:

- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;

Перспективность

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

1. Расширять экспозиции;

2. На базе школьного музея проводить методические объединения руководителей школьных музеев, семинары, круглые столы, диспуты;

3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы района;

4. Приглашать представителей музеев других школ района по обмену опытом;

5. Продолжать поисковую деятельность;

7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музею истории и народного быта.

8. Приобрести для музея ТСО (компьютер, сканер, принтер, ксерокс, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамеру) для накопления видео и фотоматериалов, их демонстрации и хранения.

9. Приобрести юнармейскую форму (для эффективности и эстетичности военно-патриотического воспитания).

Ориентировочная смета расходов расширения материально-технической базы музея истории и народного быта

№ п/п

Наименование

Цена (руб.)

Количество (шт.)

Стоимость

1

Принтер

5000

1

5000

2

Ксерокс

5000

1

5000

3

Сканер

4000

1

4000

4

Проектор

6000

1

6000

5

Экран

2000

1

2000

6

Фотоаппарат

8000

1

8000

7

Компьютер

30000

1

30000

8

Видеокамера

20000

1

20000

9

Юнармейская форма

3000

10

30000

Итого: 110000













ПРИЛОЖЕНИЕ













Приложение 1

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1

Продолжить оформление стенда «Выпускники школы»

В течение года

Актив музея

2

Оформить стенды: -«Развал села» -«Меценаты поселения» -«История колхозного строя Мишковского поселения»

В течении года

Актив музея

3

Приобрести ТСО для музея

В течение года

Попечительский совет, руководитель музея

4

Сделать видеозапись экскурсии на местности о важнейших событиях, местах и предметах на территории Мишковского сельского поселения

До 01.11

Штуко М. И. Чулов В. М.

5

Продолжить сбор подъёмного материала на городищах и селищах, зарегистрированных на территории населения

В течении года

Актив музея, Штуко М. И., Чулов В. М.







Приложение 2

Утверждаю

Директор школы: Е.Н.Мисливец

Перспективный план работы музея истории и народного быта МБОУ» Мишковская СОШ»

на 2010-2015 годы.

Направления

деятельности

Мероприятия

Срок

Форма

подведения

итогов

Ожидаемые

результаты

1.

Фондовая

работа.

Сбор документов,

Работа с фондовыми

материалами.

2010-

2013

Оформление

фондовых

документов - книги учета

основного и

вспомогательного

фондов и

др.

Овладение

знаниями по

данному

вопросу.

2.

Проведение

теоретических

занятий.

Дни учёбы актива

краеведов с целью

изучения

теоретических основ

составления плана

описания объектов,

правила работы с

источниками и т.п.

2011-

2014

Положения

по описанию

объекта.

Освоение

теоретически-

ми знаниями

по данной

проблеме.

3.

Исследователь

екая работа

Внеурочная и урочная

деятельность по

разделам экспозиций

музея (посещения

ветеранов, старожилов,

известных людей

поселка, выпускников

школы и их родных,

мест трудовой славы,

и т.п. с целью

накопления материала).

2010-

2015

Планшеты,

альбомы,

папки,

стенды

и т.п.

Расширение кругозора,

умение общаться с

людьми, брать интервью, воспитание

уважения к старшему

поколению,

формирование

активной жизненной

позиции.

4.

Просветитель

екая работа.

Проведение

экскурсий,

тематических

классных часов,

лекций,викторин

бесед и т.п. по

разделам экспозиций

музея.

2010-

2015

Создание

«копилки»

музея.

Включение

детей в

занятия

кружка

историко-

краеведческог

о музея

школы,

формирова-

ние

нравственных

качеств,

творческой и

социальной

активности.

Укрепление

связи школы,

музея с

обществен -

ностью,

выпускниками

школы.

5.

Методичес-

кая работа.

Помощь активам

классов, краеведам-

активистам, классным

руководителям в

организации,

проведении и

подведении итога при

выполнении

краеведческого

задания.

2010-

2015

Отчёт о

проделан-

ной работе

Постоянная

связь с

активами

классов,

краеведами -

активистами,

сотрудниками

районного

музея.

6.

Экспозицион

ная работа.

Сбор и оформление

новых материалов по

истории школы,

о знаменитых

выпускниках школы.

2010-

2015

Альбомы,

стенды,

рефераты

«Наши

знамени-

тые

выпускни

ки».

Навыки с

работы

материалами,

умение

выбрать

главное,

эстетическое

оформление.

7.

Участие в

районных,

областных и

других

конкурсах,

связанных с

краеведчес-

кой работой.

Организация

конкурсной работы.

2010-

2015

Пополнение

материалов музея об истории края,

школы,

земляков и

др-

Воспитание

гражданско-патриотических качеств личности

ребёнка, изучение

истории своих земляков, дедов и

прадедов, традиций

своего народа.





Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









ИЗ КНИГИ

ОТЗЫВОВ

ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.









Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.





Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция «Предметы крестьянского быта»

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция «Красный уголок»

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция «Наши знаменитости»

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция «Деревенская улица»

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экскурсия по музею

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Юные музееведы

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.



Экскурсии по музею

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Экспозиция, посвященная Дню Победы

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания.

© 2010-2022