- Преподавателю
- ОБЖ
- Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания
Школьный музей истории и народного быта - центр воено-патриотического воспитания
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чулов В.М. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание:
стр
-
1 Пояснительная записка 2 - 5
-
2 Основные методы работы, технологии реализации проекта 5
-
3 Система управления 6
-
4 Сроки реализации проекта 6
-
5Кадровое обеспечение проекта 6
-
6 Ожидаемые результаты 7
-
7 Перспективность 7
-
8 Ориентировочная смета расходов расширения материально-технической базы музея боевой славы 8
-
9 Достигнутые результаты 9
-
10 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 - 13
-
11 Достижения 14 - 25
-
12 ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ 26 - 34
-
13 Фотоприложение 35 - 45
Школьный музей истории и народного быта - центр военно-патриотического воспитания
Пояснительная записка
Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система военно - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями.
«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.
Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
В Мишковской СОШ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАБОТЫ. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея - исторический. Он определен содержанием основного фонда, хронологической и логической последовательностью экспозиции, патриотической направленностью содержания работы музея. Начало поисково-собирательной работы было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная комната, позже еще одна. И только 1 сентября 1991 г прошлого века был оборудован специальный музей - зал с устоявшейся экспозицией. Практически это был уже настоящий музей, который выполнял все присущие ему по положению функций. Основателями его были учитель Штуко М.И. и бывший в то время директор школы Чулов В.М. В музее проводились различные уроки, встречи бывших выпускников школы разных поколений, семинары учителей района и экскурсии по просьбам гостей и персональныхпосетителей. В начале 2000-х годов пожарной инспекцией деятельность музея была приостановлена. В 2009 году работа музея была возобновлена. Был проведен основательный ремонт помещений и заново проведена инвентаризация музейных фондов. Таким образом, был оформлен окончательный вариант музея.
Особенность музея состоит в том, что создавался он на материалах Мишковского сельского поселения с центром его исторического формирования в селе Мишковка. На территории поселения зарегистрированы два городища Юхновской культуры. В 1985 году их посетила научно-изыскательская экспедиция института археологии Академии наук СССР во главе с ее руководителем Кашкиным А.В.. Благодаря музейной работе, городище у села Тарасовка было открыто и зарегистрировано впервые. Впервые были открыты, описаны и зарегистрированы два селища на территории поселения. Это было сделано в начале 2000-х годов старшими научными сотрудниками Брянского государственного объединенного краеведческого музея Ющенко Н.Е. и Чеплянской Е.А. с помощью поисковой работы музея. В своей текущей деятельности музей руководствуется сохранением и популяризацией этих археологических памятников, а также сбором подъемного материала. Возможности для прямой связи с Институтом археологии и Брянским государственным объединенным краеведческим музеем остаются.
Поддерживаются связи и с районным историческим музеем города Стародуба. Так в 1998 году учащаяся Мишковской средней школы Штуко Анна заняла 3 место в районном конкурсе на лучшего экскурсовода среди учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ района по местам революционной и боевой славы Брянщины, а руководителю школьного музея Штуко М.И. было предложено дать интервью о работе музея, которое потом прозвучало по районному радио. В 2009 году учащаяся 8 класса Минченко Татьяна заняла второе место в районном конкурсе среди учащихся -экскурсоводов 6-8 классов. И в последующие годы экскурсоводы школы занимали призовые места. Актив музея поддерживает связь с известным у нас в районе, проживающим в Московской области, краеведом Луферовым А.М., который оказал музею неоценимую помощь, особенно в рассказах о событиях 1941 года в селе Мишковка времен Великой Отечественной войны. До развала СССР школьный музей поддерживал активную связь с Государственным архивом Черниговской области, откуда пришли многие материалы по нашему краю. Есть так же связь и с Центральным архивом Министерства обороны.
За время работы музея было проведены экскурсии: «И помнит мир спасенный» по экспозициям: «Наши земляки в годы ВОВ», «Наши знаменитости», «Вспомним всех поименно», «По следам войны»; экскурсии «История сел Мишковского поселения», «История школы», «Быт советского времени», «Крестьянский быт» и другие, которые посетили учащиеся нашей школы, дети из детских садов нашего микрорайона, учащихся других школ района, участники семинаров, проводимых на базе нашей школы.
В музее проходили классные часы: «В жизни всегда есть место подвигу» (о кавалере трех орденов славы Теслине А.Н., о Герое Советского Союза Москаленко И.Е., о Герое Социалистического труда Винник М.А., о покорителе горы Эверест Хомутове В.В., о летчике-испытателе Хомутове М.С., о пилоте вертолета Медведеве В.В., о генерал-майоре Рубисе А.Ф. и др.)
Были проведены встречи с начальником Кемеровского военного училища (выпускником школы 1965 года) Рубисом А.Ф., с молодыми офицерами-выпускниками этого училища (бывшими выпускниками нашей школы) Овсяниковым В.Д., Шевцовым Е.В., с пожилыми людьми нашего микрорайона, ветеранами войны и трудового фронта, покорителем горы Эверест 1982 года Хомутовым В.В., пилотом вертолета, налетавшим более 17 тысяч часов Медведевым В.В. Что имело практическую направленность военно-патриотического воспитания. За время работы музея было проведено 58 экскурсий, их посетило 1194 человека за период с 2010 г. по март 2013 года. Было проведено 15 мероприятий за этот период, их посетило 564 человека.
Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Все экспонаты музея предоставлены жителями поселения и учащимися школы. За годы работы музея собран огромный материал, из которого и созданы экспозиции школьного музея . Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на военно-патриотическое воспитание личности школьника. Дальнейшее развитие музея определено перспективным планом. ( Приложение №2)
Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель:
Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• Формирование научных и профессиональных интересов;
• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций, ставящих перед собой сходные цели;
• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.
Укрепление материально - технической базы учреждения.
Основные методы работы, технологии реализации проекта
Для реализации проекта используются следующие методы работы по военно-патриотическому воспитанию:
- Поисковая деятельность;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Уроки Мужества;
- Экскурсионная деятельность;
- Подготовка экскурсоводов;
- Уроки истории 9-11 классов;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Система управления
Сроки реализации проекта 2013 - 1014 учебный год согласно плану работы музея (приложение 1).
. Проект ориентирован - педагогические работники (учителя общественных дисциплин, руководители школьных музейных экспозиций), дети дошкольного возраста, учащиеся образовательных учреждений района, жители Мишковского поселения.
Кадровое обеспечение проекта
Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:
- Директор школы - педагог высшей квалификационной категории Мисливец Е.Н.
- Учитель истории и обществознания - педагог высшей квалификационной категории Бердникова В.А.;
- Руководитель музея - педагог первой квалификационной категории Чулов В.М.;
- Библиотекарь школы Потапова О.А.;
- Работники сельского дома культуры Барышникова Н.В., Козленок А.Ф., Авраменко О.С.;
- Совет музея школы.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидается, что:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
- появится интерес к истории своего отечества и родного края;
- появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности;
Перспективность
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. На базе школьного музея проводить методические объединения руководителей школьных музеев, семинары, круглые столы, диспуты;
3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы района;
4. Приглашать представителей музеев других школ района по обмену опытом;
5. Продолжать поисковую деятельность;
7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музею истории и народного быта.
8. Приобрести для музея ТСО (компьютер, сканер, принтер, ксерокс, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамеру) для накопления видео и фотоматериалов, их демонстрации и хранения.
9. Приобрести юнармейскую форму (для эффективности и эстетичности военно-патриотического воспитания).
Ориентировочная смета расходов расширения материально-технической базы музея истории и народного быта
№ п/п
Наименование
Цена (руб.)
Количество (шт.)
Стоимость
1
Принтер
5000
1
5000
2
Ксерокс
5000
1
5000
3
Сканер
4000
1
4000
4
Проектор
6000
1
6000
5
Экран
2000
1
2000
6
Фотоаппарат
8000
1
8000
7
Компьютер
30000
1
30000
8
Видеокамера
20000
1
20000
9
Юнармейская форма
3000
10
30000
Итого: 110000
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
№ п/п
Мероприятие
Дата
Ответственные
1
Продолжить оформление стенда «Выпускники школы»
В течение года
Актив музея
2
Оформить стенды: -«Развал села» -«Меценаты поселения» -«История колхозного строя Мишковского поселения»
В течении года
Актив музея
3
Приобрести ТСО для музея
В течение года
Попечительский совет, руководитель музея
4
Сделать видеозапись экскурсии на местности о важнейших событиях, местах и предметах на территории Мишковского сельского поселения
До 01.11
Штуко М. И. Чулов В. М.
5
Продолжить сбор подъёмного материала на городищах и селищах, зарегистрированных на территории населения
В течении года
Актив музея, Штуко М. И., Чулов В. М.
Приложение 2
Утверждаю
Директор школы: Е.Н.Мисливец
Перспективный план работы музея истории и народного быта МБОУ» Мишковская СОШ»
на 2010-2015 годы.
Направления
деятельности
Мероприятия
Срок
Форма
подведения
итогов
Ожидаемые
результаты
1.
Фондовая
работа.
Сбор документов,
Работа с фондовыми
материалами.
2010-
2013
Оформление
фондовых
документов - книги учета
основного и
вспомогательного
фондов и
др.
Овладение
знаниями по
данному
вопросу.
2.
Проведение
теоретических
занятий.
Дни учёбы актива
краеведов с целью
изучения
теоретических основ
составления плана
описания объектов,
правила работы с
источниками и т.п.
2011-
2014
Положения
по описанию
объекта.
Освоение
теоретически-
ми знаниями
по данной
проблеме.
3.
Исследователь
екая работа
Внеурочная и урочная
деятельность по
разделам экспозиций
музея (посещения
ветеранов, старожилов,
известных людей
поселка, выпускников
школы и их родных,
мест трудовой славы,
и т.п. с целью
накопления материала).
2010-
2015
Планшеты,
альбомы,
папки,
стенды
и т.п.
Расширение кругозора,
умение общаться с
людьми, брать интервью, воспитание
уважения к старшему
поколению,
формирование
активной жизненной
позиции.
4.
Просветитель
екая работа.
Проведение
экскурсий,
тематических
классных часов,
лекций,викторин
бесед и т.п. по
разделам экспозиций
музея.
2010-
2015
Создание
«копилки»
музея.
Включение
детей в
занятия
кружка
историко-
краеведческог
о музея
школы,
формирова-
ние
нравственных
качеств,
творческой и
социальной
активности.
Укрепление
связи школы,
музея с
обществен -
ностью,
выпускниками
школы.
5.
Методичес-
кая работа.
Помощь активам
классов, краеведам-
активистам, классным
руководителям в
организации,
проведении и
подведении итога при
выполнении
краеведческого
задания.
2010-
2015
Отчёт о
проделан-
ной работе
Постоянная
связь с
активами
классов,
краеведами -
активистами,
сотрудниками
районного
музея.
6.
Экспозицион
ная работа.
Сбор и оформление
новых материалов по
истории школы,
о знаменитых
выпускниках школы.
2010-
2015
Альбомы,
стенды,
рефераты
«Наши
знамени-
тые
выпускни
ки».
Навыки с
работы
материалами,
умение
выбрать
главное,
эстетическое
оформление.
7.
Участие в
районных,
областных и
других
конкурсах,
связанных с
краеведчес-
кой работой.
Организация
конкурсной работы.
2010-
2015
Пополнение
материалов музея об истории края,
школы,
земляков и
др-
Воспитание
гражданско-патриотических качеств личности
ребёнка, изучение
истории своих земляков, дедов и
прадедов, традиций
своего народа.
ИЗ КНИГИ
ОТЗЫВОВ
ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ
Экспозиция «Предметы крестьянского быта»
Экспозиция «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»
Экспозиция «Красный уголок»
Экспозиция «Наши знаменитости»
Экспозиция «Деревенская улица»
Экскурсия по музею
Юные музееведы
Экскурсии по музею
Экспозиция, посвященная Дню Победы