КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЁМАХ. 5 КЛАСС

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 13.

Тема урока: «Безопасность на водоемах» (5 класс ОБЖ)

Цели урока:

Образовательные:

познакомить обучающихся с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах.

Развивающие: развивать у обучающихся способность распознавать возможные опасности, самостоятельно мыслить и принимать решения, ответственность и внимание.

Воспитательные:

- воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

- формировать интерес к здоровому и безопасному образу жизни.

Тип урока: формирования новых знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

- аудиовизуальная информация в виде презентации; - плакаты;

- видеоматериалы, демонстрационное оборудование.

Учебные вопросы:

  1. Правила безопасного поведения на воде.

  2. Безопасность на замёрзших водоёмах.

Ход урока


№№

Этапы урока

Время

Работа обучающихся

I

Организационный момент

Проверка готовности взвода к уроку

1

Приветствуют преподавателя

II

Актуализация знаний

Опрос пройденного материала:

1. Назовите бытовые приборы, требующие особого внимания в обращении?

2. Как действовать в случае получения бытовой травмы?

4

Отвечают на вопросы

III

Мотивация и целеполагание

- познакомить с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах;

- развивать способности распознавать возможные опасности, самостоятельно мыслить и принимать решения.

2

Выдвигают гипотезы, формулируют тему и цели урока

IV

Формирование новых знаний, умений

1. Правила безопасного поведения на воде

Многие современные города и населенные пунк­ты расположены на берегах рек, озер или морей, во многих есть пруды, водохранилища и др.

Летом, в жаркую погоду лучший отдых - на бе­регу реки, озера или водохранилища, но надо по­мнить, что не во всех местах можно купаться.

Первое правило безопасного по­ведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разре­шено.

Дно водоема в месте купания должно быть поло­гим, ровным, плотным, лучше песчаным.

Скорость течения воды не должна быть более 10м/мин. Не следует купаться в местах с быстрым течением.

Не следует входить в воду вспотевшим и разго­ряченным, сразу после приема солнечных ванн или после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, не­обходимо охладиться, отдохнуть в тени. Не рекомен­дуется входить в воду сразу после приема пищи. Сде­лайте перерыв не менее 1 часа.

Необходимо научиться отдыхать на во­де, не терять самообладания и правиль­но действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

Проверь себя

2. Безопасность на замёрзших водоёмах

Прочность льда можно определить по ряду при­знаков:

- наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;

- на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

- в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при пло­хой видимости в туман, метель, сильный снегопад.

25

Слушают преподавателя

делают записи, работают в группах

V

Рефлексия

1. Как определить степень безопасности водоёма?

2. Как определить толщину льда и его безопасность?

Заслушать 1-2 обучающихся с обсуждением и дополнениями всей группы.


10

Отвечают на вопросы

VI

Подведение итогов, задание на самоподготовку.

Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями.

Инструктаж задания на самоподготовку.


3

Анализируют свою деятельность на уроке. Записывают задание

Конспект урока


  1. Организационный момент

Проверка готовности взвода к уроку.


  1. Актуализация знаний суворовцев

Краткий опрос пройденного материала:

1. Назовите бытовые приборы, требующие особого внимания в обращении?

2. Как действовать в случае получения бытовой травмы?

III. Мотивация и целеполагание

- познакомить с наиболее часто встречающимися опасными ситуациями при отдыхе на водоёмах;

- развивать способности распознавать возможные опасности, самостоятельно мыслить и принимать решения.

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Правила безопасного поведения на воде

Многие современные города и населенные пунк­ты расположены на берегах рек, озер или морей, во многих есть пруды, водохранилища и др.

С давних пор человек использовал воду рек и озер в своем хозяйстве и быту. Для бытовых нужд, особенно для питья и приготовления пищи, нужна чи­стая пресная вода.

Эта вода в процессе ее промышленного исполь­зования загрязняется различными химическими веще­ствами, становится непригодной для использования человеком и сбрасывается в реки и озера, загрязняя их. Поэтому в черте города и вблизи него вниз по те­чению вода в реках непригодна для питья, а в неко­торых местах опасна даже для купания.

Летом, в жаркую погоду лучший отдых - на бе­регу реки, озера или водохранилища, но надо по­мнить, что не во всех местах можно купаться. Ес­ли на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Таким образом, первое правило безопасного по­ведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разре­шено.

Есть и еще правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает воз­можность несчастных случаев.

Дно водоема в месте купания должно быть поло­гим, ровным, плотным, лучше песчаным.

Скорость течения воды не должна быть более 10 м/мин. Не следует купаться в местах с быстрым течением.

Желательно, чтобы температура воды была не ни­же +18 °С. Глубина водоема для неумеющих плавать
не должна быть более 1,2 м.

Если вы еще не научились плавать, то все упраж­нения в воде выполняйте около берега. Никогда не купайтесь в одиночку. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.

Не следует входить в воду вспотевшим и разго­ряченным, сразу после приема солнечных ванн или
после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, не­обходимо охладиться, отдохнуть в тени. Не рекомен­дуется входить в воду сразу после приема пищи. Сде­лайте перерыв не менее 1 ч.

Правилами запрещается:

нырять и прыгать в воду в незнакомых местах;

заплывать за буйки;

выплывать на судовой ход и приближаться к су­дам;

устраивать в воде игры, связанные с захватами; далеко заплывать

на надувных матрасах или ка­мерах.

Самый лучший способ чувствовать себя уверен­но в воде - это научиться плавать и постоянно под­держивать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя ру­ками за пальцы и сильно потянуть их к себе. После этого немедленно плыть к берегу.

Помните!

Необходимо научиться отдыхать на во­де, не терять самообладания и правиль­но действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

2.Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного по­ведения на замерзших водоемах.

Перемещаться по замерзшему водоему рискованно, тем более в оди­ночку.

Но в случае возникшей необходимости пере­ходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредитель­ными знаками.

Если безопасные места не обозначе­ны, необходимо внимательно осмотреть лед.

Помните!

Для одиночных пешеходов лед счита­ется прочным, когда его толщина не ме­нее 7 см, для группы людей - 12 см. Прочность льда можно определить по ряду при­знаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;

  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при пло­хой видимости в туман, метель, сильный снегопад.

Если вы провалились под лед:

не следует беспорядочно барахтаться и навали­ваться всей тяжестью тела на кромку льда;

  • постарайтесь опереться локтем на лед и переме­стить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, то есть возвращаться на уже пройденную и прове­ренную дорогу);

  • осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую;

  • постарайтесь выкатиться на лед и без резких дви­жений, не вставая, переместитесь подальше от опас­ного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);

на твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

V. Рефлексия

1. Как определить степень безопасности водоёма?

2. Как определить толщину льда и его безопасность?

3. Что необходимо предпринять если Вы провалились под лёд?

Заслушать 1-2 обучающихся с обсуждением и дополнениями всей группы.

VI. Подведение итогов, задание на самоподготовку.

Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление оценок с комментариями. Инструктаж задания на самоподготовку. Параграф 3.1 читать и ответить на вопросы. Рассмотрите ситуацию и подготовьте мини-проект: «Правила безопасного нахождения на замёрзшем водоёме».


© 2010-2022