Пояснительная записка по ОБЖ ( 10 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

х.Шебалин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В. И. Фомичёва»


Утверждаю:

Директор МБОУ «Шебалинская

СОШ им. В. И. Фомичёва»

Приказ от 29.08.2015 года №74

________________/Зайцев В. Н./

МП



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 10 класса среднего общего образования

количество часов: 35

учитель: Аникеева Ольга Владимировна

Программа разработана на основе: Примерной

программы общеобразовательных учреждений по Основам

безопасности жизнедеятельности для 10 класса,

изд-во «Просвещение», Москва, 2012г.



2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

  1. Обоснование выбора программы

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ 2004г.;

  • Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Основам Безопасности жизнедеятельности для 10 класса Министерства образования и науки Российской Федерации, Москва, изд-во «Просвещение», 2012г.;

  • Авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности .Комплексная программа Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2012 г.;

  • Учебника: А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс. М.: Просвещение,2015г.;

  • Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Содержание образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательной школы устанавливает следующие задачи:

- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны; патриотизма и долга по защите Отечества;

-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

-овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера; потребности вести здоровый образ жизни;

  • необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками.


  1. Общая характеристика учебного курса

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». При разработке программы были учтены требования, с учетом комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы военной службы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Ключевым результатом усвоения курса становится формирование активной гражданской позиции у обучающихся.


  1. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений среднего общего образования Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе общеобразовательной школы в количестве 35 часов из расчета 1 час в неделю. В Учебном плане школы на изучение данного курса отводится такое же количество часов - 35 из расчета 1 час в неделю.

Региональный компонент включён в контекст основного содержания программы, представлен при изучении раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

IV. Содержание учебного предмета:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 10 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

В программе проводится примерное распределение рабочего времени между наиболее крупными разделами объединяющими логически связанные между собой вопросы. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, основам военной службы, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Данная рабочая учебная программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой.

Курс включает следующие разделы:

Тема

Количество часов по примерной программе

Количество часов согласно рабочей программе

Модуль 1. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства (11 ч )

Раздел I. Основы комплексной безопасности ( 4 ч)


Глава 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

3

2

Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

1

Глава 3.Современный комплекс проблем безопасности военного характера

3

1

Раздел II.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч )

Глава 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

1

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации ( 6 ч_)

Глава 5.Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

2

2

Глава 6.Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

1

1

Глава 7.Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

1

1

Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

1

1

Глава 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

1

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни( 3ч )

Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

1

1

Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие

2

2

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства(21 ч)

Раздел 6.Основы обороны государства (9 ч )

Глава 12.Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны

3

3

Глава 13. Вооруженные Силы Российской Федерации- защитники нашего Отечества.

2

2

Глава 14. Виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации

3

3

Глава15. Боевые традиции Вооруженных Сил России

1

1

Раздел 7. Основы военной службы(12ч )

Глава 16.Размещение и быт военнослужащих

2

2

Глава 17. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

2

2

Глава 18. Организация караульной службы

2

2

Глава 19. Строевая подготовка

3

3

Глава 20.Огневая подготовка

1

1

Глава 21. Тактическая подготовка

2

2

Количество часов в рабочей программе по разделам представлено с изменениями авторской программы. В разделе I. темы 1(1час-выделен на самостоятельное изучение); тема 2(1 час на самостоятельное повторение),тема 3 (2 часа на самостоятельное изучение обучающимися). Общее сокращение авторской программы 4 часа.

V. Тематическое планирование

Название раздела и темы

Основные виды деятельности

Модуль 1. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства (11 ч )

Раздел I. Основы комплексной безопасности ( 4 ч)

Глава 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(2 ч)

Автономное существование человека в природной среде. Практическая подготовка

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенных ситуациях

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций( 1 ч)

ЧС природного характера, последствия, рекомендации населению. ЧС техногенного характера, последствия, рекомендации населению

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 3.Современный комплекс проблем безопасности военного характера( 1 ч)

Военные угрозы. Характер современных войн

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Раздел II.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1 ч )

Глава 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера( 1 ч)

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС. РСЧС- структура, задачи

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации ( 6 ч_)

Глава 5.Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства ( 2 ч)

Терроризм: цели, последствия. Факторы. Профилактика

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Экстремизм. Принципы и направления противодействия.

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Глава 6.Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации( 1 ч)

Положения Конституции РФ, роль государства в обеспечении национальной безопасности.

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Глава 7.Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (1ч)

Значение нравственных позиций. Культура безопасности жизнедеятельности

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Глава 8. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности (1ч)

Уголовная ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта ( 1 ч)

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни( 3ч )

Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний( 1 ч)

Здоровье. Инфекционные заболевания, классификация, профилактика

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие ( 2 ч)

Здоровый образ жизни. Биоритмы.

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Значение двигательной активности. Вредные привычки: влияние, профилактика

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства(21 ч)

Раздел 6.Основы обороны государства (9 ч )

Глава 12.Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны ( 3 ч)

Зачёт

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

ГО. Виды оружия, поражающие факторы. Оповещение населения о ЧС в мирное и военное время.

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Инженерная защита населения. Средства индивидуальной защиты Неотложные работы. Организация ГО в общеобразовательном учреждении

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 13. Вооруженные Силы Российской Федерации- защитники нашего Отечества.( 2 ч)

История создания Вооружённых Сил РФ.

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Дни воинской славы. Состав ВС РФ.Управление

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Глава 14. Виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации( 3 ч)

Сухопутные войска, ВВС: состав, предназначение, вооружение

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

ВМФ, РВСН: состав, предназначение, вооружение

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

ВДВ, Воздушно-космические войска: состав, предназначение, вооружение. Войска, не входящие в состав ВС РФ.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава15. Боевые традиции Вооруженных Сил России( 1 ч)

Патриотизм. Дружба и войсковое товарищество.

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Раздел 7. Основы военной службы(12ч )

Глава 16.Размещение и быт военнослужащих( 2 ч)

Размещение военнослужащих

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Распределение времени, сохранение и укрепление здоровья

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Глава 17. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда( 2 ч)

Суточный наряд- общие положения

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Обязанности дежурного, дневального

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Глава 18. Организация караульной службы( 2 ч)

Организация караульной службы

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Часовой, обязанности

Защита проекта

Глава 19. Строевая подготовка ( 3 ч)

Строи, строевые приёмы.

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Выполнение воинского приветствия, выход из строя

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Строи отделения, выполнение воинского приветствия

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Глава 20.Огневая подготовка ( 1 ч)

Автомат Калашникова. Порядок сборки, разборки, приёмы стрельбы

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Глава 21. Тактическая подготовка( 2ч)

Зачёт

Выполнение индивидуальных заданий

Современный бой .Обязанности солдата в бою

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Образовательные технологии, используемые в процессе реализации программы:

Формирование целостных представлений об«Основах безопасности жизнедеятельности» будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления событий и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В преподавании учебного курса будут использоваться следующие технологии обучения: проблемное, развивающее обучение, дифференцированное, активное, игровое обучение, технология критического мышления.

Для этого в работе предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных и интегрированных уроков, уроков-мастерских.

Здоровьесберегающая технология:

-обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки;

- создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

Характеристика универсальных учебных действий:

Универсальные учебные действия

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

- Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- Обобщать понятия.

- Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

-Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

-Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надосделать»).

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебник: Вангородский С.Н. Учебник Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс, М.: Дрофа,2012г.;

  2. Авторская программа под редакцией Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия

учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-11классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов,

Б.О. Хренников-М.: Просвещение, 2012г.

Экранно-звуковые пособия:

-Библиотека электронных наглядных пособий.ОБЖ.5-11 класс ООО « Кирилл и Мефодий»,2003г.

Основные Интернет-ресурсы:

nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2012/12/10/rabochaya-programma-po-obzh-dlya-8. Социальная сеть

работников образования nsportal.ru;

http: //ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

http: //edu.ru - Федеральный сайт Российского образования;

http: //edu.km.ru - Образовательные проекты;

http: //ict.edu.ru - Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

http: //festival.1september.ru - Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

http: //vestniknews.ru - Журнал «Вестник образования России»;

http: //fio.ru - Сайт Федерации Интернет-образования России;

http: //sputnik.mto.ru - Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

http: //eurekanet.ru - Инновационная образовательная сеть;

http: //mediaeducation.ru - Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

http: //pedlib.ru - Сайт педагогической библиотеки;

http: //profile-edu.ru - Профильное обучение в старшей школе;

http: //int-edu.ru - Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

http: //school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 - Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 - Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

school-obz.org - Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 - Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

obzh.info - Личная безопасность в различных условиях;

garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;

znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

4students.ru/search.asp?id_subject=20 - Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

russmag.ru/pgroup.php?id=2 - Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

warning.dp.ua - Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.

teachpro.ru/transfer.aspx?newcat=5 - Интерактивные курсы по школьным дисциплинам.

Дополнительная литература:

  1. Соловьев С.С. ОБЖ тесты, 10-11 класс. Москва: Дрофа, 2009г.

Периодические издания

- Газеты: «Учительская газета», « Планета Знаний».

  • Журналы: «Практические советы учителю», « Практика административной работы в школе».

VII. Результаты освоения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» система оценки

В рабочей учебной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 10 класса должен

знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновениипожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемыев конкретной ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

  • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контролякачества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любоевремя года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

  • вызова (обращения за помощью), в случае необходимости, соответствующих служб экстренной помощи;

Для выявления уровня обученности учащихся в курсе запланированы следующие формы и методы контроля:

промежуточный:

- устный пересказ

- устный или письменный ответ на вопрос;

- подготовка доклада;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

итоговый:

- тестирование по темам;

- зачёт.

- игровые викторины по большим темам;

- самостоятельный ответ по заготовленным карточкам.

Критерии оценивания:

Оценка устного ответа учащихся.

Отметка "5" ставится в случае:

1. Учащийся логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике; правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

2. Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

4.Учащийся верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития ; объяснил причинно следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Учащийся допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдая основные правила культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала у учащегося на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение ученика работать на уровне воспроизведения, но затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала учащимся на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие у учащегося умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и тестовых работ:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил 100-90% работы:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил 89-70% работы и допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. Не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил 69-45% работы и допустил:

1. Не более двух грубых ошибок;

2. Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. Не более двух-трех негрубых ошибок;

4. Одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик выполнил 44-20% работы и:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Если правильно выполнил менее половины работы.

В календарно- тематическом планировании предусмотрены следующие сокращения:

ЧС- чрезвычайная ситуация, РСЧС- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ВМФ- Военно-морской Флот, ВВС- Военно-воздушные Силы, ВДВ- Воздушно-десантные Войска, РВСН-ракетные войска стратегического назначения, ВС- вооруженные Силы, ГО- гражданская оборона.

© 2010-2022