- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по ОБЖ для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синявцева С.М. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья.
Учебная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.
Учебное пособие включает программу для образовательных учреждений «Основы безопасности детей» и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия учителя и учеников (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице и эмоционального благополучия/
Цель программы:
сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи программы:
- изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование;
- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
- изучение и освоение медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- развитие умения и навыков планирования и организации деятельности, самостоятельности.
-формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни.
Коррекционные возможности учебной программы выражаются в:
- понимании и ощущении себя частью природы, общества на основе развития мыслительных операций, речи, восприятия, памяти;
- сохранении эмоционального благополучия.
- развитие всех психических функций;
- формирование навыка самоконтроля;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитание мотивации к обучению и общению;
- воспитание базовых эмоций личности.
Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники. Программа предусматривает расширенное изучение тем, тем самым формирует у учащихся знания и умения по защите жизни и здоровья в опасных ситуациях. Региональный компонент в содержании заданий. Уроки ОБЖ тесно связаны с уроками развития устной речи и чтения. В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Беседа используется на всех этапах процесса обучения.
Общее количество часов по программе 3 класса составляет 34 часа, из расчета по 1 часу в неделю.
I четверть - 9 ч.
II четверть -7 ч.
III четверть - 10 ч.
IV четверть - 8 ч.
Итого - 34 ч.
Основные разделы программы.
I. Ребёнок и природа.
II. Ребёнок и общество.
-
Ребёнок дома.
-
Ребёнок и улица.
-
Здоровье детей.
VI. Эмоциональное благополучие.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
-
правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
-
виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями;
-
скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
-
обязанности пассажиров;
-
правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
-
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в транспорте;
-
меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
-
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравления;
-
правила обеспечения сохранности личных вещей;
-
особенности поведения с незнакомыми людьми;
-
как оповещать население о чрезвычайных ситуациях;
-
о чрезвычайных ситуациях разного происхождения
-
ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
-
лесной пожар - действия по его предупреждению.
уметь
-
переходить дорогу, перекресток;
-
различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
-
оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
-
правильно садиться и выходить из общественного транспорта;
-
правильно себя вести при возникновении пожара в общественных местах и транспорте;
-
разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
-
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
-
оказать первую медицинскую помощь при легких травмах;
-
действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
перехода улицы;
-
проезда в общественном транспорте;
-
безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;
-
оказания ПМП;
-
правильных действий в случае любой опасности.
Методические пособия для учителя:
Учебно-методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. Издательство «Детство-пресс», 2004год.
Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. Л. Ю. Скрипник. Москва 2005
Дорожная азбука в картинках. Л. Садовская Москва ОЛМА-ПРЕСС 2005
Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. Р. Максиняева. Москва 2004
Поурочные планы. ОБЖ 4 класс. Волгоград 2005
Наглядно-демонстрационный материал.
Стенды, плакаты по ОБЖ.
Содержательные линии.
№п/п
Содержательные линии
Количество часов
Коррекционно-развивающие задачи
Проблемы, возникающие при изучении
Педагогический мониторинг
1
2
3
4
5
6
1
Ребёнок и природа
5
Развивать понимание того, что планета Земля - наш общий дом. Наблюдение учащимися за взаимодействием всех природных объектов. Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.
Прививать любовь к животным. Учить различать опасных животных от безопасных.
Практическое занятие
Наблюдения.
Устный опрос
2
Ребёнок и общество
4
Развитие верного воспитания к окружающим людям, на наглядном материале показать, что за хорошей внешностью может скрываться плохой человек.
Развивать внимательность и бдительность.
Практическое занятие
Наблюдения.
Устный опрос
3
Ребёнок дома
7
Развивать умение правильного обращения с предметами домашнего быта. Умение правильного обращения с огнём. Умение ориентироваться в помещении при возникновении пожара. Учить пользоваться телефоном, развивать внимание, мышление, память.
Расширять представления учащихся о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
Способность принимать решение
Практическое занятие
Устный опрос.
4
Ребёнок и улица.
6
Умение распознавать дорожные знаки, различать и называть цвета светофора и что они обозначают.
Знание правил передвижения на велосипеде.
Развивать внимательность и бдительность.
Практическое занятие
Наблюдения.
Устный опрос
5
Здоровье детей.
7
Развивать представление о полезность, целесообразности физической активности и соблюдение личной гигиены. Развивать умение правильно питаться, знать о пользе витаминов и их значении для жизни.
Наблюдения.
Устный опрос
6
Эмоциональное благополучие.
5
Развивать умения осознанно воспринимать чувства, желания и мнения других людей.
Наблюдения.
Устный опрос
Всего:
34
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ. 4 класс.
№
Тема
к-во
часов
Дата
Образовательные задачи
Знать
Уметь
Понятийный аппарат
I четверть.
9
1.
Безопасность при любой погоде.
1
1.09
2.
Если заблудился в лесу. Лесной пожар.
1
8.09
Правила поведения.
Тушить пожар.
3.
Уметь действовать даже в безнадежной ситуации.
1
15.09
Учить действовать даже в безнадежной ситуации.
Уметь действовать даже в безнадежной ситуации.
Безнадёжная ситуация.
4.
Опасности в условиях природы.
1
22.09
Формировать знания об опасности в условиях природы.
5.
Костёр в лесу. Опасно ли это.
1
29.09
Правила поведения.
6.
Правила безопасного перехода ж/д переезда.
1
6.10
Правила безопасного перехода ж/д переезда.
Уметь переходить ж\д переезд.
ж/д переезд
7.
Поведение на воде в разное время года.
1
13.10
Знать правила поведения на воде.
8.
Работа с инструментами в современных мастерских.
1
20.10
Учить правильному обращению с инструментами.
Обращаться с инструментами.
современные мастерские
9.
Что мешает вовремя увидеть опасность на улице (на природе)?
1
27.10
Формировать знания об
опасности на улице.
II четверть.
7
1.
Кто они - спасатели?
1
17.11
МЧС
2.
Техника безопасности и приемы работы с колющими и режущими инструментами.
1
24.11
Формировать знания о технике безопасности и приемах работы.
Знать технику безопасности и приёмы работы.
Уметь обращаться с колющими и режущими инструментами.
3.
Жилище самое безопасное место - так ли это?
1
1.12
4.
Если из раны течет кровь.
1
8.12
Учить оказывать первую помощь.
Правила оказания первой помощи.
Сделать повязку.
5.
Оказание первой помощи при ожогах.
1
15.12
Учить оказывать первую помощь.
Правила оказания первой помощи.
6.
Осторожно! Высокое напряжение.
1
22.12
Правила пользования электроприборами.
Высокое напряжение.
7.
Правила пользования утюгом.
1
29.12
Правила пользования.
Пользоваться утюгом.
III четверть.
10
1.
Основные ПДД на улицах.
1
19.01
ПДД
2.
Безопасность при любой погоде.
1
26.01
3.
Общее правило правостороннего движения.
1
2.02
Общие правила.
правостороннее движение
4.
Что мешает вовремя увидеть опасность на улице.
1
9.02
Учить быть внимательными и бдительными.
5.
Движение пешеходов.
1
16.02
Правила движения пешеходов.
6.
Опасности в условиях природы. Пути и способы сохранения здоровья и защиты жизни.
1
23.02
Учить избегать опасности.
7.
Правила предосторожности при купании на реке Дон.
1
2.03
Правила предосторожности.
8.
Забота о коже.
1
9.03
Заботиться о коже.
9.
Здоровый образ жизни.
1
16.03
Формировать знания о ценности здоровья.
10.
Как беречь глаза. Беседа о приемах работы с колющими и режущими инструментами.
1
23.03
Правила пользования.
IV четверть.
8
1.
Кто и что позволяет сохранять здоровье?
1
6.04
2.
Ядовитые растения и грибы Донского края. Что и как мы едим.
1
13.04
Отличать съедобные от несъедобных.
3.
Вредные привычки.
1
20.04
Формировать знания о вредных привычках.
Отказаться от вредной привычки.
4.
Физкультура и питание.
1
27.04
Формировать знания о полезности физкультуры и правильного питания.
5.
Умение преодолеть страх.
1
4.05
Преодолевать страх.
6.
Нужны ли воля, выдержка, хладнокровие?
1
11.05
Учить чувствовать эмоциональное состояние.
хладнокровие
7.
Способы реагирования на гнев взрослых.
1
18.05
Способы реагирования.
гнев
8.
Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль».
1
25.05
эмоциональная боль