• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методический материал. Содержание и технология разработки тестовых заданий по ОБЖ

Методический материал. Содержание и технология разработки тестовых заданий по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани

« СОШ № 51» Дегтярёв Анатолий Иванович , учитель высшей категории, Ветеран труда РФ

Методический материал

(Содержание, технология разработки тестовых заданий и их реализация в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности)

Тесты по ОБЖ и методы их использования

Как преподавателям - организаторам ОБЖ нам приходиться собирать всё по крупинкам из разных источников, учиться самим и других . Это не легко , но легких путей нет ни в одном деле .Многие из многих коллег уже имеют определенные задумки , накопили опыт в преподавании ,обеспечив себе хороший задел . Хотелось бы ,чтобы мы «не варились в собственном котле» , а выходили на орбиту обмена опытом, публиковали свои находки.

Полезный опыт, став достоянием всех нас, позволит существенно повысит эффективность учебного процесса и, в конечном итоге, поможет сохранить здоровье и даже жизни нашим ученикам. Дети - это неотъемлемое национальное достояние нашего государства.

Исходя из этого ,предлагаю на ваше обсуждение и в качестве дидактического материала разработанные мною тесты по ОБЖ. Тесты есть по многим предметам ,а вот в собранном виде по ОБЖ я ещё не встречал в печати.

Методика использования тестов очень разнообразна. Использую тесты, можно осуществить многие функции. Так , в ходе обучения , вы можете информировать учеников , доводить цифры , факты ,подкреплять излагаемый материал данным из тестов. Возможен эвристический вариант , когда вы даёте тест и возможные ответы.

Ученики должны найти правильный ответ и объяснить , почему он верен , а остальные нет .

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности , как система обучающих заданий на их основе.

Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа « Брейн-ринг» , в школьной олимпиаде по ОБЖ. Они дают возможность индивидуализирован , задания. Школьники могут использовать их для самоконтроля.

Тесты позволяют вам объективнее оценить знания учащихся входе промежуточного и итогового контроля. Часть предлагаемых тестов районирована , то есть «привязана» к конкретному населённому пункту. Все остальные имеют универсальный характер .

Задания в тестах просты и понятны. Они предлагают школьнику выбрать правильный ответ из нескольких вариантов , указать признаки, поставить очередность или правильность действий , заполнить кроссворд , соотнести название и функции и т.д. Вопросы отдельных тестов выходят за рамки объёма программы и несут школьникам дополнительную информацию и знания. В конечном итоге каждому преподавателю самому решать , какие тесты в каком классе можно использовать.

Разработанные тесты для удобства сведены по группам в карточки . Карточки можно выполнить из плотной Бумаги размером 8Х8 см.

На практике мне приходиться использовать два экземпляра карточек с тестами: один- рабочий с готовыми тестами, но другими номерами. При контрольном тестировании это исключает шпаргалки, подсказки и ориентирует школьников на активный мысленный процесс , на запоминание ответов.

При проведении контрольных срезов или контрольных работ оценки тестируемому выставляют по очень простой схеме. За каждый правильный ответ в карточке из 5 тестов ставлю 1 балл , из 10 позиций - за каждую правильную 0,5 балла.

Как показал опыт использования тестов , школьники с удовольствием работают с ними.

Подобные и другие тесты каждый из вас может выработать самостоятельно.

Желаю всем успехов в работе и творческом поиске!

Тестовые задания для итоговой оценки качества знаний учащихся 5 -9 классов общеобразовательной организации по курсу ОБЖ .

Современным инструментарием контроля качества знаний являются тестовые задания ) как классические тесты , ток и задания тестового типа) Индустриальное тестовое задание состоит из текста задания и эталона ( правильного ответа) к нему . Важным компонентом такого задания является его «цена» в баллах

По характеру ответа к тестам различают два типа текстовых заданий тесты с закрытием ответом и тосты с открытом ответом - в последних заданиях отсутствует набор ответов , среди которых нужно найти правильные ответ. Тесты с закрытым ответом имеют набор ответов . Таким образом , по числу компонентов в индивидуальном задании различают два вида тестов : четырехкомпонентном тесты и трёхкомпонентные тестовые задания. Проверку тестов с открытом заданием трудно , а иногда невозможно автоматизировать.

Исходя из характера тестовых заданий они делятся на :

- Тесты 1- го уровня - они позволяют установить наличие знаний - знакомств ; эти знания всегда имеют набор ответов и требуют от учащихся установить соответствие признака, указанного в задании и приведенного в ответах;

-Тесты 2- го уровня - они позволяют установить наличие у учащихся знаний которые эти знания могут быть как с открытым ответом так и с иметь набор ответов;

- Тесты 3-го уровня- позволяют установить наличие у обучаемых знаний- умений; эти задания с открытым ответом и они представляют собой или расчетные задачи , или ситуационные задания.

Эталон: зелёный. Это тест 2 -го уровня , с открытым ответом ; его цена - 1 балл потому, что требуется дать один правильный ответ.

Назовите опасные факторы , которым подвергается человек , находящийся около водоёма в Подмосковье летом в солнечный день( выберете ответ):

А) воздействие радиации от сильного природного источника;

Б) воздействие низких температур

В) воздействие воды , способной вызвать гибель из-за неумения плавать ;

Г) воздействие солнечной радиации , способной вызвать солнечной ожог 2 балла

Эталон. этот тест 1 - го уровня , с закрытым (заданным) ответом ;его «цена» 2 балла потому ,что в этом задании содержится два правильных ответа.

Для учащихся 5-9 - х классов при изучении предмета ОБЖ , как правило, представляют тестовые задания 1-го и 2-го уровней , очень редко 3 - го уровня.

Типичные одинарные тесты представляют собой жёсткую конструкцию специфической формы , которые предполагают строго определенный ответ и никакого больше. Задание тестового типа может иметь несколько вариантов различных правильных ответов - это затрудняет проверку, её автоматизацию , но расширяет диапазон применения тестовых заданий. Для выявления уровня теоретической подготовки учащихся по курсу ОБЖ для разных уровней контроля: текущего , тематического ,рубежного ,итогового. Применяют блок- тесты , то есть группу тестов или заданий тестового типа , охватывающих с большей или меньшей степенью полноты изученный материал. Таких блок- тестов на класс нужно составлять минимум четыре, лучше 6 и 8 ( блок - тест в данном случае - синоним варианта письменной работы).

Далее приводится по одному блок - тесту для итогового контроля качества знаний учащихся 5 - 9- х классов (для каждого класса в отдельности ) общеобразовательной школы с указанием критерия оценки в пятибалльной системе оценок . По данным образцам составляют другие варианты блок- тостов для проведения итогового контроля.

Примечания:

Вопросы для проверки практических навыков, полученных обучаемыми в процессе изучения программы ОБЖ разрабатывает самостоятельно с учётом возможностей учебно - материальной базы образовательного учреждения и местных условий.

Вопросы могут включать:

- проверку действий обучающихся в случае возникновения различных опасных и ЧС ,характерных для данного региона;

- проверку умений по оказании первой медицинской помощи пострадавшим;

- проверку умений в использовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- проверку умений в ориентировании на местности ; хождению по азимуту, преодолении различных препятствий , в пользовании приборами радиационной и химической разведки.

Кроме того , могут быть разработаны различные ситуационные задачи, позволяющие определить уровень подготовки обучающихся правильно оценивать различные опасные и ЧС , принимать решение и быть готовым к действиям .

Разработанные вопросы обсуждаются на совете образовательного учреждения и после их утверждения могут быть включены в экзаменационные билеты по ОБЖ четвертым вопросом.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

для итоговой оценки качества знаний учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы по курсу ОБЖ

Краткая характеристика тестовых заданий

Современным инструментарием контроля качества знаний являются тестовые задания(как классические тесты , так и задания тестового типа) Индустриальное тестовое задание, как минимум состоит из текста задания и эталона (правильного ответа) к нему . Важным компонентом такого задания является его «цена» в баллах.

По характеру ответов к тестам различают два типа текстовых заданий тесты с закрытым ответом и тесты с открытым ответом - в последних заданиях отсутствует текстовых заданий тесты с закрытым ответом и тесты с открытым ответом - в последних заданиях отсутствует набор

ответов, среди которых нужно найти правильный ответ. Тесты с закрытым ответом имеют набор ответов. Таким образом, по числу компонентов в индивидуальном тестовом задании различают два вида тестов: четырёхкомпонентном тесты и трехкомпонентные тестовые задания. Проверку тестов с открытым заданием трудно, а иногда невозможно автоматизировать.

Исходя из характера тестовых заданий они делятся на:

  • Тесты 2-го уровня - они позволяют установить наличие у учащих знаний которые эти задания могут быть как с открытым ответом так и с иметь набор ответов;

  • Тесты 3-го уровня -позволяют установить наличие у обучаемых знаний-умений; эти задания с открытым ответом и они представляют собой или расчётные задачи, или ситуационные задания.

Эталон: зеленый. Это тест 2-го уровня, с открытым ответом; его цена - 1 балл потому, что требуется дать один правильный ответ.

Назовите опасные факторы, которым подвергается человек, находящийся около водоема в Подмосковье летом в солнечный день (выберите ответ):

А) воздействие радиации от сильного природного источника;

Б) воздействие низких температур;

В) воздействие воды, способной вызвать гибель из-за неумения плавать;

Г) воздействие солнечной радиации, способной вызвать солнечный ожог. 2 балла

Эталон: в, г. Это тест 1-го уровня, с закрытым (заданным) ответом; его «цена» 2 балла потому, что в этом задании содержится два правильных ответа.

Для учащихся 5 - 9-х классов при изучении предмета ОБЖ, как правило, применяют тестовые задания 1-го и 2-го уровней, очень редко - 3-го уровня.

Типичные одинарные тесты представляют собой жесткую конструкцию специфической формы, которые предполагают строго определенный ответ и никакого больше. Задание тестового типа может иметь несколько вариантов различных правильных ответов - это затрудняет проверку, ее автоматизацию, но расширяет диапазон применения тестовых заданий.

Для выявления уровня теоретической подготовки учащихся по курсу ОБЖ для разных уровней контроля: текущего, тематического, рубежного, итогового. Применяют блок-тесты, то есть группу тестов или заданий тестового типа, охватывающих с большей или меньшей степенью полноты

Изученный материал. Таких блок тестов на класс нужно составлять минимум четыре, лучше б или 8 (блок-тест в данном случае - синоним варианта письменной контрольной работы).

Далее приводится по одному блок-тесту для итогового контроля качества знаний учащихся 5-9-х классов (для каждого класса в отдельности) общеобразовательной школы с указанием критерия оценки в пятибалльной системе оценок. По данным образцам составляются другие варианты блок-тестов для проведения итогового контроля.

Примечание:

Вопросы для проверки практических навыков, полученных обучаемыми в процессе изучения программы ОБЖ, преподаватель - организатор ОБЖ разрабатывает самостоятельно с учетом возможностей учебно-материальной базы образовательного учреждения и местных условий.

Вопросы могут включать:

- проверку действий обучающихся в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций, характерных для данного региона;

- проверку умений по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;

- проверку умений в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- проверку умений в ориентировании на местности; хождении по азимуту, преодолении различных препятствий, в пользовании приборами радиационной и химической разведки.

Кроме того, могут быть разработаны различные ситуационные задачи, позволяющие определить уровень подготовки обучающихся правильно оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, принимать решение и быть готовыми к действиям.

Разработанные вопросы обсуждаются на совете образовательной организации и после их утверждения могут быть включены в экзаменационные билеты по ОБЖ четвертым вопросом.

Тесты 1-го уровня- они позволяют установить наличие знаний-знакомств; эти задания всегда имеют набор ответов и требуют от учащихся установить соответствие признака, указанного в задании и приведенного в ответах;


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Тесты по ОБЖ и методика их использования

Как преподавателям - организаторам ОБЖ нам приходится собирать все по крупинкам из разных источников, учиться самим и учить других. Это нелегко, но легких путей нет ни в одном деле Многие из моих коллег уже имеют определенные задумки, накопили опыт в преподавании, обеспечив себе хороший задел. Хотелось бы, чтобы мы "не варились в собственном котле", а выходили на орбиту обмена опытом, публиковали свои находки.

Полезный опыт, став достоянием всех нас, позволит существенно повысить эффективность учебного процесса и, в конечном итоге, поможет сохранить здоровье и даже жизни нашим ученикам. Дети - это неотъемлемое национальное достояние нашего государства .

Исходя из этого, предлагаю на ваше обсуждение и в качестве дидактического материала разработанные мною тесты по ОБЖ. Тесты есть по многим предметам, а вот в собранном виде по ОБЖ я еще не встречал в печати.

Методика использования тестов очень разнообразна. Используя тесты, можно осуществлять многие функции. Так, в ходе обучения, вы можете информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда вы даете тест и возможные ответы. Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верен, а остальные - нет.

Тесты хороши как средство но организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе.

Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа "Брейн-ринг", в школьной олимпиаде по ОБЖ. Они дают возможность индивидуализирован, задания. Школьники могут использовать их для самоконтроля.

Тесты позволят вам объективнее оценить знания учащихся входе промежуточного и итогового контроля. Часть предлагаемых тестов районирована, то есть "привязана" к конкретному населенному пункту.Bce остальные имеют универсальный характер.

Задания в тестах просты и поняты. Они предлагают школьнику выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, указать признаки, проставить очередность или правильность действий, заполнить кроссворд, соотнести названия и функции и т.д. Вопросы отдельных тестов выходят за рамки объема программы и несут школьникам дополнительную информацию и знания. В конечном итоге каждому преподавателю самому решать, какие тесты и в

Каком классе можно и нужно использовать.

Разработанные тесты для удобства сведены по группах в карточки. Карточки можно выполнить из плотной Бумаги размером 8 Х 18

На практике мне приходится использовать два экземпляра карточек с тестами: один - рабочий с готовыми ответами; другой - контрольный, с такими же по содержанию тестами, но другими номерами. При контрольном тестировании это исключает шпаргалки, подсказки и ориентирует. школьников на активный мыслительный процесс, на запоминание ответов.

. При проведении контрольных срезов или контрольных работ оценки тестируемому выставляются по очень простой схеме. За каждый правильный ответ в карточке из 5 тестов ставлю 1 балл, из 10 позиций - за каждую правильную-0,5 балла.

Как показал опыт использования тестов, школьники с удовольствием работают с ними. .Подобные и другие тесты каждый из вас может выработать самостоятельно. Желаю всем успехов в работе и творческом поиске!



© 2010-2022