- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов под редакцией Латчука В. Н
Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов под редакцией Латчука В. Н
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Седых Л.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
МО школы естественно- Педагогический совет школы Директор МБОУ «ООШ №24»
математического цикла Протокол № 1 ___________Т.В. Воробина
Протокол № 1 «30» августа 2013 г. «30» августа 2013 г., Пр. № 43/1
«27» августа 2013 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
ОБЖ
5-9 КЛАСС
Учитель
Седых Л.В.
г. Новокузнецк, 2013 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Н. Латчука (руководитель), С.К. Миронова, С.Н. Вангородского. В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
В своей предметной ориентации программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
-
освоение обучающимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
-
развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-
обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел 1 «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем о правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.
Раздел 3 «Основы здорового образа жизни» знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, правилами профилактики травматизма.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5-9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Программа рассчитана:
-
в 5 классе на 35 часов;
-
в 6 классе на 35 часов;
-
в 7 классе на 35 часов;
-
в 8 классе на 35 часов;
-
в 9 классе на 34 часа.
Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
-
формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;
-
изучение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и потребностей личности в повседневной жизни;
-
ознакомление с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;
-
освоение правил и навыков защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;
-
формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.
-
самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;
-
формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности обучающийся должен:
А) знать/понимать:
-
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
-
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
-
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Б) уметь:
-
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
-
пользовать средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
-
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
-
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
В) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
-
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
-
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
-
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
-
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
-
с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
-
при обращении в случае необходимости в соответствующие службы спасения.
Основное содержание программы
5 класс
35 часов/ 1 час в неделю
№
Название темы/раздела
Содержание
Кол-во
часов
1.
Безопасность и защита человека в среде обитания
-
Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде:
-
правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке).
-
правила безопасного поведения в быту.
-
правила безопасного поведения на улицах.
-
правила безопасного поведения на транспорте.
-
Правила безопасного поведения в социальной среде:
-
правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
-
изменение среды обитания человека в городе.
-
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения:
-
мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
25 часов
2.
Оказание первой медицинской помощи
-
Средства оказания медицинской помощи.
-
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.
-
Первая медицинская помощь при острых состояниях.
5 часов
3.
Основы здорового образа жизни
-
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Факторы, укрепляющие здоровье человека.
-
Профилактика травм в школьном возрасте.
-
часа
Резервное время
1 час
ИТОГО
35 часов
6 класс
35 часов/ 1 час в неделю
№
Название темы/раздела
Содержание
Кол-во
часов
1.
Безопасность и защита человека в среде обитания
-
Правила безопасного поведения в природной среде:
-
правила безопасного поведения в условиях природной среды.
-
психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде.
-
правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
-
смена климатогеографических условий.
-
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения:
-
мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
20 часов
2.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-
Средства оказания медицинской помощи.
-
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.
-
Первая медицинская помощь при острых состояниях.
9 часов
3.
Основы здорового образа жизни
-
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Факторы, укрепляющие здоровье человека.
5 часов
Резервное время
1 час
ИТОГО
35 часов
7 класс
35 часов/ 1 час в неделю
№
Название темы/раздела
Содержание
Кол-во
часов
1.
Безопасность и защита человека в среде обитания
-
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях:
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях.
22 часа
2.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.
8 часов
3.
Основы здорового образа жизни
Факторы, укрепляющие здоровье человека.
4 часа
Резервное время
1 час
ИТОГО
35 часов
8 класс
35 часов/ 1 час в неделю
№
Название темы/раздела
Содержание
Кол-во
часов
1.
Безопасность и защита человека в среде обитания
-
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях:
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
-
правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания.
21час
2.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при острых состояниях.
6 часов
3.
Основы здорового образа жизни
-
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Факторы, укрепляющие здоровье человека.
5 часов
4
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
-
Правила безопасности дорожного движения для пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов
-
Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД
3 часа
ИТОГО
35 часов
9 класс
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в течение года)
№
Название темы/раздела
Содержание
Кол-во
часов
1.
Безопасность и защита человека в среде обитания
-
Правила безопасного поведения в социальной среде:
-
правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
-
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения:
-
мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
18 часов
2.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
-
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.
-
Первая медицинская помощь при острых состояниях.
7 часов
3.
Основы здорового образа жизни
-
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Факторы, укрепляющие здоровье человека.
-
Факторы, разрушающие здоровье человека.
10 часов
ИТОГО
34 часа
Учебный план
-
Наименование раздела
Количество часов
5 класс
6
класс
7 класс
8 класс
9 класс
По программе
По рабочей программе
/пр. раб
По программе
По рабочей программе
/пр. раб
По программ
е
По рабочей программе
/пр. раб.
По программе
По рабочей программе
/пр. раб
По программе
По рабочей программе
/пр. раб
Раздел 1
Безопасность и защита человека в среде обитания.
Отработка практических навыков.
25/1
20/2
22
21
18
Раздел 2
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Отработка практических навыков.
5/3
9/3
8/5
6
7/2
Раздел 3
Основы здорового образа жизни.
4
5
2
5
10/1
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
2
3
Резервное время
1
1
1
Всего часов:
35/4
35/5
35/5
35
34/3/
Тематическое планирование
по курсу ОБЖ для 5 класса
№ п/п
№
урока
Тема урока
Домашнее задание
-
Безопасность и защита человека в среде обитания, 25 часов
Правила безопасного поведения в городской среде, 21час
1
1
Особенности города как среды обитания человека
стр. 4-5
2
2
Системы обеспечения безопасности города. Правила вызова служб безопасности
стр. 7-10
3
3
Характеристики городского и сельского жилища. Особенности его жизнеобеспечения Источники опасности в жилище. Возможные аварии и опасные ситуации в жилище
стр. 10-15
4
4
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их последствия. Меры пожарной безопасности в быту
16-25
5
5
Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения
26-31
6
6
Затопление квартиры. Причины и последствия
32-36
7
7
Электричество. Правила безопасности при обращении с бытовыми электрическими приборами Экономное и безопасное потребление электроэнергии
36-39
8
8
Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление. Первая помощь при отравлении бытовым газом
39-42
9
9
Опасные вещества и средства бытовой химии. Правила хранения
43-46
10
10
Взрыв и обрушение дома
46-48
11
11
Что делать если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Безопасность жилища
49-50
12
12
Опасные природные явления. Гололед
50-51
13
13
Опасные ситуации на улице. Опасность толпы.
51-54
14
14
Правила безопасного обращения с животными. Действия при нападении собаки.
54-56
15
15
Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники.
57-60
16
16
Современные транспортные средства - источник повышенной опасности. Правила безопасного поведения в городском и общественном транспорте
60-62,
17
17
Дорога - зона повышенной опасности. Безопасность пешеходов и пассажиров
64-66
18
18
Правила безопасного поведения в метрополитене
62-64
19
19
Транспортные аварии. Правила безопасного поведения в железно - дорожном транспорте
69 -71
20
20
Опасности при пользовании авиационным транспортом
72-75
21
21
Опасности при пользовании морским и водным транспортом
75-79
Правила безопасного поведения в социальной среде, 4 часа
22
1
Понятие личной безопасности. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме на улице
93-95, 80-86
89-92
23
2
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в подъезде и лифте
87-89,
24
3
Причины и последствия загрязнения среды обитания человека в городе (загрязнение воды, воздуха, почвы). Способы очистки воды
95-102
25
4
Практическое занятие Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Правила пользования противогазом. Защита населения от последствий ЧС. Сигнал «Внимание всем»
102-108
II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, 5 часов
26
1
Домашняя медицинская аптечка. Правила приема лекарственных средств
109-110
27
2
Травмы и повреждения организма человека
110-111
28
3
Практическое занятие Оказание ПМП при ушибах, ссадинах.
11-113
29
4
Практическое занятие Кровотечение, Виды кровотечений. Способы остановки. Оказание ПМП при кровотечении из носа
114-121
30
5
Практическое занятие Правила применения индивидуального перевязочного пакета
III. Основы здорового образа жизни, 4 часа
31
1
Движение и здоровье. Нарушение осанки.
124-127
32
2
Телевизор и компьютер - наши враги и друзья.
127-128
33
3
Личная гигиена и здоровье.
128-133
34
4
Итоговый урок
35
5
Резервное время
Тематическое планирование
по курсу ОБЖ для 6 класс
№ п/п
№
урока
Тема урока
Домашнее задание
-
Безопасность и защита человека в среде обитания, 20 часов
Правила безопасного поведения в природной среде, 6 часов
1
1
Опасные и экстремальные ситуации в природе, их виды и причины. Факторы выживания. Правило выживания в природных условиях.
6-8
11-12
2
2
Автономное существование человека в случае, если он заблудился или отстал от группы.
9-11,
13-16
3
3
Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Правила безопасного поведения на природе
32-41
4
4
Подготовка к путешествию (походу). Выбор одежды и обуви.
41-45
5
5
Психологические основы выживания в природных условиях.
17-18,
20-26
6
6
Понятие о факторах и стрессовых выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Преодоление страха и стрессового состояния
18-20
29-31
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях, 11 часов
7
1
Основные правила поведения в экстремальной ситуации
46-52
8
2
Определение направления выхода
52-61
9
3
Ориентирование на местности с помощью топографической карты и компаса.
62-67
10
4
Движение по азимуту. Техника движения. Преодоление преград
68-78
11
5
Туристские узлы и их применение
12
6
Сооружение временного жилища
78-84
13
7
Способы добывания огня, разведение костра.
Виды костров.
84-93
14
8
Обеспечение питанием из резервов природы
93-96, 100-104
193-204
15
9
Способы добывания воды
96-99
16
10
Сигналы бедствия
105-108
17
11
Смена климатогеографических условий, влияние на жизнедеятельность человека.
109-115
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения, 3 часа
18
1
Способы защиты населения при ЧС мирного времени (использование коллективных средств защиты, эвакуации)
116-117
19
2
Практическое занятие. Индивидуальные средства защиты. Изготовление ватно-марлевой повязки
117, конспект
20
3
Практическое занятие. Порядок пользования противогазом. Как пользоваться поврежденным противогазом
117-118
-
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, 9 часов
21
1
Аптечка ПМП (походная). Лекарственные растения
120-121
22
2
Оказание ПМП при укусах насекомых и змей. Клещевой энцефалит. Оказание ПМП при укусе клеща
122-128,
210-211
23
3
Оказание ПМП приотравлениях ядовитыми растениями и грибами
24
4
Оказание ПМП при ожогах кожи, солнечных ударах.
128-131
25
5
Обморожения и общее охлаждение организма. ПМП при переохлаждении
132-135
26
6
Практическое занятие. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание ПМП при утоплении
135-137
27
7
Практическое занятие. Виды повреждений. Оказание ПМП при закрытых повреждениях
138-146
28
8
Опасности при пользовании электроэнергией Способы защиты от них. Поражение электрическим током. Оказание ПМП.
конспект
29
9
Практическое занятие. Способы транспортировки
146-148
-
Основы здорового образа жизни, 5 часов
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни - 2 часа
30
1
Репродуктивное здоровье
31
2
Отцы и дети
Факторы, укрепляющие здоровье человека - 3 часа
32
3
Правильное питание - основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний.
150-153
33
4
Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение белков, жиров, углеводов в питании человека.
154-161
34
5
Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Развитие и изменения организма подростков
162-166
167-171
35
5
Резервное время
Тематическое планирование
по курсу ОБЖ для 7 класса
№ п/п
№
урока
Тема урока
Домашнее задание
Безопасность и защита человека в среде обитания, 22 часа
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера,19часов
1
1
ЧС, опасные природные явления и стихийные бедствия, их классификация
7-11
2
2
Происхождение, характеристика и классификация землятресений. Причины их возникновения землятресений
15-20
3
3
Параметры землетрясений. Шкала силы землетрясений Рихтера, шкала интенсивности землетрясений Меркалли.
20-22
4
4
Последствия землетрясений и меры по уменьшению потерь от них.
23-27
5
5
Предсказание землетрясений. Меры безопасности при землетрясениях.
27-37, 197
6
6
Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов
38-44
7
7
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана и после извержения .
45-46
8
8
Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Поражающие факторы. Возможные последствия.
47-72
9
9
Тропические циклоны: ураганы, тайфуны. Поражающие факторы.
73-83
10
10
Смерчи (торнадо) - еще один вид ураганного ветра. Поражающие факторы. Меры безопасности.
83-86,90-96
11
11
Основные понятия гидрологии. Виды наводнений. Поражающие факторы
98-102
12
12
Из истории крупнейших наводнений. Наводнения в период половодья, паводка. Меры безопасности.
97-98
13
13
Возможные последствия и меры по защите от наводнений
102-104
14
14
Рекомендации населению при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. Изготовление и использование самодельных подручных плав. средств
104-109
15
15
Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия
110-116
16
16
Меры по снижению ущерба от цунами и защита населения.
117-124
17
17
Природные пожары. Виды пожаров. Их характеристика
127-128, 145-147, 198
18
18
Способы тушения. Предупреждение лесных, торфяных и степных пожаров
148-151
19
19
Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров
152-157
Психологические основы выживания в опасных и ЧС, 3 часа
20
20
Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий
165-170
21
21
Рекомендации по психологической подготовке безопасному поведению в ЧС природного характера
158-162
22
22
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Стресс и его воздействие на человека
162-165
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи,8 часов
23
1
Разновидности повязок и их характеристика. Общие правила наложения повязок
173-175
24
2
Практическое занятие. Приемы наложения повязок на верхние конечности
176-177
25
3
Практическое занятие. Приемы наложения повязок на нижние конечности
177-178
26
4
Практическое занятие. Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота
конспект
27
5
Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов
179-180
28
6
Практическое занятие Правила оказания первой медицинской помощи при переломах. Способы наложения шин
181-182
29
7
Последствия при несвоевременном обращении к врачу при переломах
конспект
30
8
Практическое занятие Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома
182-186
Основы здорового образа жизни, 4часа
31
1
Режим труда и отдыха
189-194
рефераты
32
2
Утомление и переутомление. Составляющие режима дня
194-195
рефераты
33
3
Элементы режима труда и отдыха
195, рефераты
34
4
Отдых школьника в летнее время Правила поведения в летних лагерях.
35
5
Резервное время
Тематическое планирование
по курсу ОБЖ для 8 класса
№
п/п
№ урока
Дата
Тема урока
Домашнее
задание
Безопасность и защита человека в среде обитания, 21 час
Правила безопасного поведения в ЧС, 21 час
Правила безопасного поведения в ЧС техногенного характера, 12 часов
1
1
Производственные аварии и катастрофы, их причины. ЧС техногенного характера.
6-20
2
2
Общие сведения о взрыве и пожаре. Их действие на здания и сооружения.
21-29
3
3
Общие сведения о пожаре Причины пожаров и взрывов, их последствия
29-39
4
4
Основные поражающие факторы взрывов и пожаров. Поражения людей при взрывах и пожарах. Меры защиты
39-52
5
5
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.
58-64
6
6
АХОВ. Их классификация и поражающее действие на человека. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ
64-82,
табл.
92-96
7
7
Защита населения от АХОВ. Использование СИЗОД и коллективной защиты населения
82-92
8
8
Аварии с выбросом радиоактивных веществ Явление радиоактивности. Единицы измерения
100-111
9
9
Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Загрязнение продуктов питания. с/х растений и местности
111-127
10
10
Защита населения при радиационных авариях
127-128, 145-148
11
11
Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях
153-163
12
12
Аварии на ТЭЦ, АЭС,
Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания, 9 часов
13
1
Жизнедеятельность человека и состояние природной среды. Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду
166-174
14
2
Биосфера и человек. Формы негативного воздействия человека на биосферу
15
3
Понятие о ЧС экологического характера. Классификация ЧС экологического характера
16
4
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Источники загрязнения атмосферы.
174-180
17
5
Парниковый эффект. Кислотные осадки. Разрушения озонового экрана. Выбросы вредных веществ
Доклады
уч-ся
18
6
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Причины ухудшения качества пресных вод. Сточные воды
180-184
19
7
Изменение состояния суши (почвы). Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Деградация почвы
184-189
20
8
Показатели предельно допустимых воздействий на природу. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой
190-195
21
9
Глобальные экологические проблемы и здоровье человека
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, 6 часов
Первая медицинская помощь при острых состояниях, 6 часов
22
1
Воздействие химических веществ на организм человека
198-201
23
2
ПМП при поражении АХОВ. Применение индивидуального противохимического пакета ИПП
201-204
24
3
ПМП при радиационном поражении. Устройство и назначение аптечки индивидуальной АИ - 2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
205-208
25
4
ПМП при поражении метаболическими ядами
208-210
26
5
ПМП при ожогах химическими веществами: кислотами и щелочами
210-211
27
6
ПМП при отравлениях минеральными веществами и бытовыми химикатами
213-217
Основы здорового образа жизни, 7 часов
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, 1 час
28
1
Основы репродуктивного здоровья человека. Влюбленность и эротика
232-234
Факторы, укрепляющие здоровье человека, 4 часа
29
1
Движение - естественная потребность организма человека Влияние физических упражнений на развитие растущего организма
219-222
30
2
Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма
226-231
31
3
Развитие сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств
222-224
32
4
Принципы поддержания физической формы и правила безопасности при выполнении физических упражнений
222-224
Правила обеспечения безопасности дорожного движения, 3 часа
33
1
Причины дорожно-транспортных происшествий. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров
34
2
Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда
35
3
Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД
Тематическое планирование
по курсу ОБЖ для 9 класса
№
п/п
№
урока
Тема урока
Домашнее задание
Безопасность и защита человека в среде обитания, 18 часов
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения, 10 часов
Мероприятия по защите населения от ЧС мирного и военного времени, 10 часов
1
1
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
4-12
2
2
Цели, задачи, структура, режимы функционирования РСЧС
13-16
3
3
Силы и средства ликвидации ЧС
16-21
4
4
Международное гуманитарное право и сфера его применения. Основные понятия
23-26
5
5
Правовая защита жертв вооруженных конфликтов, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение
26-29,
33-36
6
6
Медицинский и духовный персонал
29-32
7
7
Гражданское население
36-37
8
8
Особая защита женщин и детей
37-39
9
9
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права
39-40
10
10
Законодательная и нормативно - правовая база по организации борьбы с терроризмом.
Системы борьбы с терроризмом
конспект
Правила безопасного поведения в социальной среде, 8 часов
11
1
Понятие о личной безопасности
12
2
Защита от мошенников
43-49
13
3
Понятие о преступлениях на сексуальной почве
49-52
14
4
Правила поведения при встрече с хулиганами
52-58
15
5
Правила личной безопасности в опасных ситуациях криминогенного характера
16
6
Средства и способы самозащиты
17
7
Психологические основы самозащиты
58-64
18
8
Конфликты и способы их разрешения
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, 7часов
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях, 5 часов
19
1
Травматизм и его профилактика. Причины травматизма в школьном возрасте
20
2
Безопасное поведение дома, на улице. Дорожно-транспортный травматизм. Правила поведения пешехода
97-100,
105-107
21
3
Безопасное поведение в школе. Правила поведения на уроках физики, химии, физической культуры, во время перемен
100-105
22
4
Понятие о ране. Виды ран. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика
109-113
23
5
Практическое занятие. Причины и ПМП при травмах головы и позвоночника
113-118
Первая медицинская помощь при острых состояниях, 2 часа
24
1
Экстренная реанимационная помощь
119-123
25
2
Практическое занятие. Отработка метода искусственного дыхания
123-128
Основы здорового образа жизни, 10 часов
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, 4 часа
1
Основные понятия о здоровье человека.
132-136
26
2
Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления.
136-145
27
3
Физиологические и психологические особенности организма подростка.
160-163
28
4
Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях
163- 178
Факторы, укрепляющие здоровье человека, 3 часа
29
1
Личная гигиена.
146-159
30
2
Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции
179-182
31
3
Практическое занятие. Основные формы самоконтроля нагрузок на занятиях физической культурой (Определение пульса и оценка общего состояния здоровья)
198-199
Факторы, разрушающие здоровье человека, 3 часа
32
1
Употребление табака и его влияние на организм человека
183-187
33
2
Алкоголь и его влияние на организм человека
187-191
34
3
Наркомания и токсикомания, их последствия для здоровья человека
191-197
Контроль качества образования по курсу ОБЖ
Для 5, 6, 7, 8 классов
-
проведение тестирования по пройденному материалу;
-
летучки, самостоятельные работы;
-
семинары, круглые столы;
-
зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
-
сообщения учащихся по тематике.
Для 9 классов
-
тестирование;
-
рефераты и их защита;
-
самостоятельные работы, семинары
-
уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим.
Учебно - методический комплекс
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М.: Дрофа, 2010.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 8-9 кл.: учебное пособие / А.В. Клюев. Ростов н/Д : Легион, 2011
УМК для учащихся
-
ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.- 12-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2012.
-
ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./ А.Г. Маслов, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.- 9-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
-
ОБЖ: 7-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.- 13-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
-
ОБЖ: 8-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./ А.Г. Маслов, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.- 10-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
-
ОБЖ: 9-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./ А.Г. Маслов, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.- 7-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
-
ОБЖ 5 класс: раб. тетрадь к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 5 класс/ В.Н. ЛатчукС.К. Смирнов, Т.В. Бурдаков: - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2013
-
Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 5 класс к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 5 класс / В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, : - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2013
-
ОБЖ 6 класс: раб. тетрадь к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 6 класс/ В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, Т.В. Бурдаков: - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2013
-
Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 6 класс к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 6 класс / В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, : - 8-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2010
-
ОБЖ 7 класс: раб. тетрадь к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 7 класс/ В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, Т.В. Бурдаков: - 11-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2013
-
Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 8 класс к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 8 класс / В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, : - 8-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2010
-
Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 9 класс к учебнику Латчука В.Н. ОБЖ 9 класс / В.Н. Латчук, С.К. Смирнов, : - 11-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2011
-
ОБЖ. Тесты, практические задания, олимпиады. 8-9 классы.: учебное пособие/А.В. Клюев.- Ростов н/Д: Легион, 2011.
Оборудование и приборы
1. «Уголок безопасности»
2. Компас.
3. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
4. Персональный компьютер.
5. Интерактивная доска
6. Мультимидийный проектор
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
mvd.ru
МЧС России
emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
mil.ru
Министерство образования и науки РФ
mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ
mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба
fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
gan.ru
Русский образовательный портал
gov.ed.ru
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области
beluno.ru
Белгородский региональный институт ПКППС
ipkps.bsu.edu.ru/
Академия повышения квалификации работников образования
apkro.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал
school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
km.ru
Образовательный портал «Учеба»
uroki.ru
Журнал «Курьер образования»
courier.com.ru
Журнал «Вестник образования»
vestnik.edu.ru
Издательский дом «Профкнига»
profkniga.ru
Издательский дом «1 сентября»
1september.ru
Издательский дом «Армпресс»
armpress.info
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
festival.1september.ru
Энциклопедия безопасности
opasno.net
Личная безопасность
personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
alleng.ru
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
moikompas.ru/compas/bezopasnost_det