- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа ОБЖ для всех специальностей СПО
Рабочая программа ОБЖ для всех специальностей СПО
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якименко В.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы для всех
специальностей СПО
2012
ОДОБРЕНО
Предметно-цикловой
Комиссией
Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Председатель
________________Н.И. Останина
«___» _______________20___г.
Составители: Якименко В.В.
Эксперты:
Техническая экспертиза: председатель ПЦК Останина Н.И. __________________________________________________________________
Содержательная экспертиза: __________________________________________________________________
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
8
-
условия реализации учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплин
-
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
-
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
16
18
20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) - является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У-1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У-2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У-3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
У-4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
У-5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
У-6. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У-7. оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З-1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З-2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З-3. основы военной службы и обороны государства;
З-4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З-5. способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З-6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
З-7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
З-8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
З-9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Вариативная часть - «не предусмотрено»
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Технологии формирования ОК):
ОК 1. - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5.- использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. -работать в коллективе и команде;
ОК 7. - брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполненных заданий;
ОК 8. - самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием;
ОК 9. - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся: 70 часов;
самостоятельной работы обучающихся: 32 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
практические занятия
46
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
выполнение реферата
18
работа с учебной и справочной литературой
14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
1
2
3
Введение
Основные цели и задачи дисциплины ОБЖ, термины и основные понятия
1
Раздел 1.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
10
Тема 1.1
Здоровый образ жизни, как залог укрепления здоровья государства и безопасности
Содержание учебного материала
5
1
Здоровье и здоровый образ жизни ….
3
2. Факторы, способствующие укреплению здоровья
2
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Тема 1.2
Вредные привычки, алкоголизм и наркомания, токсикомания - факторы разрушающие здоровье человека и общества
Содержание учебного материала
5
1
Факторы способствующие разрушению здоровья
2
2. Профилактика вредных привычек и факторы способствующие укреплению здоровья
2
Практические занятия
-
Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему первому разделу
1
Самостоятельная работа: Написание сообщения по первому разделу
- Утренняя зарядка- как основной фактор улучшения работоспособности человека;
- Закаливание организма - фактор влияющий на профилактику простудных заболеваний;
- Режимы труда и отдыха подростков, планирование своего рабочего дня.
5
Раздел 2.
Государственная система обеспечения безопасности населения
19
Тема 2.1.
Определение, классификация ЧС мирного и военного времени. Модели поведения в данных ЧС
Содержание учебного материала
6
1
Определение, классификация ЧС мирного и военного времени характерные для Самарской области.
2
2. Модели поведения в данных ЧС, правила поведения и меры безопасности
2
Практические занятия: Составление мероприятий по пожарной безопасности
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа: Реферат: Определение ЧС природного характера, характерные для Самарской области.
ЧС техногенного характера, характерные для Самарской области.
4
Тема 2.2
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности
Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.
Содержание учебного материала
8
1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности
2
2. Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.
4
Практические занятия: Распределение личного состава по нештатным аварийно спасательным формированиям ГО
2
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа: Реферат: История создания гражданской обороны. Местная противовоздушная оборона в годы Великой отечественной войны. Преобразование МПВО В гражданскую оборону.
6
Тема 2.3
Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени. Проведение эвакуационных мероприятий
Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени. Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей
Содержание учебного материала
4
1 Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени.
1
2 Проведение эвакуационных мероприятий
1
3 Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени.
-
4 Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей
-
Практические занятия: Правила использования индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (отработка и выполнения норматива по РХБЗ)
2
Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему второму разделу рабочей программы ОБЖ
1
Самостоятельная работа: Практическое задание: Изготовление простейших средств защиты органов дыхания ( ватно-марлевых повязок).
Реферат: Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи (противогаз ГП-5 (7), общевойсковой защитный костюм)
6
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
30
Тема 3.1
История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.
Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.
Другие войска не входящие в состав В.С. России
Содержание учебного материала
6
1. История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.
2
2. Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.
3
3. Другие войска не входящие в состав В.С. России
1
Практические занятия
-
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа: Реферат: Создание регулярной армии Петром -1; Великие победы русской армии под командованием А.В. Суворова, Румянцева, Д. Ушакова, Скобелева. Военная реформа Д.А. Милютина.
5
Тема 3.2
Воинская обязанность, её составляющие, задачи. Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.
Содержание учебного материала
8
1 Воинская обязанность, её составляющие, задачи
2
2 Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.
2
Практические занятия: Постановка на воинский учёт ( на базе районного отдела военного комиссариата Самарской области)
4
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа
-
Тема 3.3
Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.
Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения. Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой
Содержание учебного материала
16
1 Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.
3
2 Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения.
3
3 Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой
2
Практические занятия: Прохождение военной службы по призыву (на базе воинской части Самарского гарнизона)
8
Контрольная работа: Тестовое задание по всему третьему разделу рабочей программы ОБЖ
1
Самостоятельная работа: Военно-учётные специальности. Получение гражданской профессии, как получение специальности необходимой в Вооружённых силах Р.Ф.
6
Раздел 4.
Основы медицинских знаний
8
Тема 4.1
Общие правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях и травмах. Виды кровотечений, ран, переломов, растяжения, вывихи, ушибы.
Содержание учебного материала
5
1 Виды ранений и кровотечения. Правила оказания первой до врачебной помощи при различного вида ранениях и артериальном или венозном кровотечении.
1
2 Первая до врачебная помощь при переломах, ушибах, вывихах
2
Практические занятия: Данное занятие всё проводится как практическое.
2
Контрольная работа:
-
Самостоятельная работа: Практическое задание: Отработка наложения марлевых повязок на конечности человека.
4
Тема 4.2
Инфекционные заболевания, профилактика данных заболеваний, вакцинация как защита от инфекционных заболеваний.
Содержание учебного материала
4
1 Виды инфекционных заболеваний и способы их передачи.
2
2 Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация и прививки.
2
Практические занятия
-
Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему четвёртому разделу рабочей программы ОБЖ
1
Самостоятельная работа:
-
Итоговое занятие по всему курсу дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности: дифференцированный зачёт
2
Всего:
102
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета 1 кабинет в первом уч. корпусе;
Оборудование учебного кабинета: - ученические столы в кол-ве 15 шт.; - ученические стулья в кол-ве 30 шт.; - комплект учительской мебели; - телевизор; - видио-магнитофон; - компьютер; - комплект учебных плакатов по темам дисциплины ОБЖ и БЖД; - макеты масса габаритные АК и АКС - 74; - пневматические винтовки ИЖ-38.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебник ОБЖ 10-11 класс (изд. Москва 2001г.);
Учебник ОБЖ для НПО (изд. Просвещение 2005г.)
Учебник БЖД для СПО ( изд. Просвещение 2010г.)
Дополнительные источники:
Сборник Федеральных законов Р.Ф. (изд. Москва 2010г.);
Учебник гражданская оборона для СПО (изд. Москва 1989г.)
Сборник нормативно-правовых актов по пожарной безопасности МЧС России (изд. Москва 2012г.)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
-способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Практические занятия по правилам пользования первичными средствами пожаротушения, использования подручных материалов.
Выполнение нормативов по РХБЗ, умение использовать простейшие способы и средства защиты от вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации.
Выполнение нормативов по огневой подготовке: изготовка к стрельбе из положений лёжа, с колена, стоя. Выполнение норматива по неполной разборке и сборке автомата «Калашников» АК-74 и АКС - 74.
Выполнение нормативов по медицинской подготовке по оказанию первой до врачебной помощи при ранениях, вывихах, переломах.
Выполнение рефератов и сообщений по правилам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Правильным действиям по сигналам гражданской обороны и сработках автоматической противопожарной системы.
Как обеспечить неприкосновенность подозрительного предмета и правильно оповестить органы министерства внутренних дел о его обнаружении.
Разбираться в структуре Вооружённых сил Российской Федерации, сроки службы по призыву, контракту. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы и порядок её прохождения.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Контекстное обучение
(Беседа, выполнение нормативов по ОВС)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Контекстное обучение (Выполнение заданий по планированию своей деятельности: труда и отдыха)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Выполнение заданий по принятию решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Выполнение строевых приемов в составе отделения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации
Самостоятельная внеаудиторная работа
(подготовка к рефератам, докладам)
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 10. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (по базовой подготовке)
Контекстное обучение (Беседа с выпускниками учебного заведения, отслужившими в рядах ВСРФ)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения