Рабочая программа ОБЖ для всех специальностей СПО

Согласно требованиям нового образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, мною разработана рабочая программа для специальностей среднего профессионального образования (металлообработка). Дисциплина: "Основы безопасности жизнедеятельности" изучается в нашем техникуме на первом курсе. Она состоит из двух частей 39 часов теоретического курса и 31 час практические занятия. Данные занятия проводятся как военно-полевой лагерный сбор. На этих занятиях мы отрабатываем темы связанные с военной и ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.11 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы для всех

специальностей СПО



















2012


ОДОБРЕНО

Предметно-цикловой

Комиссией

Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Председатель
________________Н.И. Останина

«___» _______________20___г.



Составители: Якименко В.В.

Эксперты:

Техническая экспертиза: председатель ПЦК Останина Н.И. __________________________________________________________________

Содержательная экспертиза: __________________________________________________________________

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образо­вания, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формиро­ванию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессио­нального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образо­вания Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основ­ной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7


8

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплин


  1. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


16



18



20


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) - является ча­стью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова по специальностям СПО: 230 401 Информационные системы (по отраслям); 151 901 Технология машиностроения ;140 448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, разрабо­танной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа составляется для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образователь­ной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, базовые.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У-1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У-2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

У-3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

У-4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

У-5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

У-6. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

У-7. оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З-1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

З-2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

З-3. основы военной службы и обороны государства;

З-4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

З-5. способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

З-6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

З-7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

З-8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

З-9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Вариативная часть - «не предусмотрено»

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компе­тенции (ОК) (Технологии формирования ОК):

ОК 1. - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5.- использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. -работать в коллективе и команде;

ОК 7. - брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполненных заданий;

ОК 8. - самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием;

ОК 9. - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе

с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся: 70 часов;

самостоятельной работы обучающихся: 32 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

46

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


выполнение реферата

18

работа с учебной и справочной литературой

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Введение

Основные цели и задачи дисциплины ОБЖ, термины и основные понятия


1


Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья


10

Тема 1.1


Здоровый образ жизни, как залог укрепления здоровья государства и безопасности

Содержание учебного материала


5

1

Здоровье и здоровый образ жизни ….


3

2. Факторы, способствующие укреплению здоровья


2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Тема 1.2


Вредные привычки, алкоголизм и наркомания, токсикомания - факторы разрушающие здоровье человека и общества

Содержание учебного материала


5

1

Факторы способствующие разрушению здоровья


2

2. Профилактика вредных привычек и факторы способствующие укреплению здоровья


2

Практические занятия

-

Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему первому разделу


1

Самостоятельная работа: Написание сообщения по первому разделу

- Утренняя зарядка- как основной фактор улучшения работоспособности человека;

- Закаливание организма - фактор влияющий на профилактику простудных заболеваний;

- Режимы труда и отдыха подростков, планирование своего рабочего дня.


5

Раздел 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения


19

Тема 2.1.

Определение, классификация ЧС мирного и военного времени. Модели поведения в данных ЧС

Содержание учебного материала


6

1

Определение, классификация ЧС мирного и военного времени характерные для Самарской области.


2

2. Модели поведения в данных ЧС, правила поведения и меры безопасности


2

Практические занятия: Составление мероприятий по пожарной безопасности

2


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа: Реферат: Определение ЧС природного характера, характерные для Самарской области.

ЧС техногенного характера, характерные для Самарской области.


4

Тема 2.2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности

Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.

Содержание учебного материала


8

1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Структура и режимы деятельности


2

2. Гражданская оборона как составная часть РСЧС. Её определение, назначение, структура и задачи.


4

Практические занятия: Распределение личного состава по нештатным аварийно спасательным формированиям ГО


2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа: Реферат: История создания гражданской обороны. Местная противовоздушная оборона в годы Великой отечественной войны. Преобразование МПВО В гражданскую оборону.


6

Тема 2.3


Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени. Проведение эвакуационных мероприятий

Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени. Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей

Содержание учебного материала


4

1 Оповещение населения об опасностях мирного и военного времени.


1

2 Проведение эвакуационных мероприятий


1

3 Проведение аварийно спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС мирного и военного времени.


-

4 Дегазация, дезактивация и медицинская обработка, зданий сооружений и людей


-

Практические занятия: Правила использования индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (отработка и выполнения норматива по РХБЗ)

2


Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему второму разделу рабочей программы ОБЖ

1


Самостоятельная работа: Практическое задание: Изготовление простейших средств защиты органов дыхания ( ватно-марлевых повязок).

Реферат: Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи (противогаз ГП-5 (7), общевойсковой защитный костюм)


6

Раздел 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность


30

Тема 3.1

История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.

Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.

Другие войска не входящие в состав В.С. России

Содержание учебного материала


6

1. История создания Вооружённых сил России. Военные реформы проводимые в В.С. России.


2

2. Структура, организация, функции и задачи современных В.С. России. Виды В.С. и отдельные рода войск.


3

3. Другие войска не входящие в состав В.С. России


1

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа: Реферат: Создание регулярной армии Петром -1; Великие победы русской армии под командованием А.В. Суворова, Румянцева, Д. Ушакова, Скобелева. Военная реформа Д.А. Милютина.


5

Тема 3.2


Воинская обязанность, её составляющие, задачи. Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.

Содержание учебного материала

8

1 Воинская обязанность, её составляющие, задачи

2

2 Первичная постановка на воинский учёт, медицинское освидетельствование.

2

Практические занятия: Постановка на воинский учёт ( на базе районного отдела военного комиссариата Самарской области)

4

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Тема 3.3

Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.

Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения. Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой

Содержание учебного материала

16

1 Призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, увольнение в запас и нахождение в запасе. Прохождение военных сборов.


3

2 Контрактная военная служба её особенности и порядок прохождения.

3


3 Замена военной службы по призыву, альтернативной гражданской службой

2

Практические занятия: Прохождение военной службы по призыву (на базе воинской части Самарского гарнизона)

8

Контрольная работа: Тестовое задание по всему третьему разделу рабочей программы ОБЖ

1

Самостоятельная работа: Военно-учётные специальности. Получение гражданской профессии, как получение специальности необходимой в Вооружённых силах Р.Ф.

6

Раздел 4.

Основы медицинских знаний

8

Тема 4.1


Общие правила оказания первой доврачебной помощи при ранениях и травмах. Виды кровотечений, ран, переломов, растяжения, вывихи, ушибы.

Содержание учебного материала

5

1 Виды ранений и кровотечения. Правила оказания первой до врачебной помощи при различного вида ранениях и артериальном или венозном кровотечении.

1


2 Первая до врачебная помощь при переломах, ушибах, вывихах

2

Практические занятия: Данное занятие всё проводится как практическое.

2

Контрольная работа:

-

Самостоятельная работа: Практическое задание: Отработка наложения марлевых повязок на конечности человека.

4

Тема 4.2


Инфекционные заболевания, профилактика данных заболеваний, вакцинация как защита от инфекционных заболеваний.

Содержание учебного материала

4

1 Виды инфекционных заболеваний и способы их передачи.


2

2 Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация и прививки.

2


Практические занятия

-

Контрольная работа: Выполнение тестового задания по всему четвёртому разделу рабочей программы ОБЖ

1


Самостоятельная работа:

-



Итоговое занятие по всему курсу дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности: дифференцированный зачёт

2









Всего:


102


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета 1 кабинет в первом уч. корпусе;

Оборудование учебного кабинета: - ученические столы в кол-ве 15 шт.; - ученические стулья в кол-ве 30 шт.; - комплект учительской мебели; - телевизор; - видио-магнитофон; - компьютер; - комплект учебных плакатов по темам дисциплины ОБЖ и БЖД; - макеты масса габаритные АК и АКС - 74; - пневматические винтовки ИЖ-38.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Учебник ОБЖ 10-11 класс (изд. Москва 2001г.);

Учебник ОБЖ для НПО (изд. Просвещение 2005г.)

Учебник БЖД для СПО ( изд. Просвещение 2010г.)

Дополнительные источники:

Сборник Федеральных законов Р.Ф. (изд. Москва 2010г.);

Учебник гражданская оборона для СПО (изд. Москва 1989г.)

Сборник нормативно-правовых актов по пожарной безопасности МЧС России (изд. Москва 2012г.)






4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

-оказывать первую помощь пострадавшим.

знать:

-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

-основы военной службы и обороны государства;

-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

-способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Практические занятия по правилам пользования первичными средствами пожаротушения, использования подручных материалов.

Выполнение нормативов по РХБЗ, умение использовать простейшие способы и средства защиты от вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации.

Выполнение нормативов по огневой подготовке: изготовка к стрельбе из положений лёжа, с колена, стоя. Выполнение норматива по неполной разборке и сборке автомата «Калашников» АК-74 и АКС - 74.

Выполнение нормативов по медицинской подготовке по оказанию первой до врачебной помощи при ранениях, вывихах, переломах.

Выполнение рефератов и сообщений по правилам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Правильным действиям по сигналам гражданской обороны и сработках автоматической противопожарной системы.

Как обеспечить неприкосновенность подозрительного предмета и правильно оповестить органы министерства внутренних дел о его обнаружении.

Разбираться в структуре Вооружённых сил Российской Федерации, сроки службы по призыву, контракту. Особенности прохождения альтернативной гражданской службы и порядок её прохождения.





ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


Название ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Контекстное обучение

(Беседа, выполнение нормативов по ОВС)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Контекстное обучение (Выполнение заданий по планированию своей деятельности: труда и отдыха)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Выполнение заданий по принятию решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Выполнение строевых приемов в составе отделения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

Самостоятельная внеаудиторная работа

(подготовка к рефератам, докладам)

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)

ОК 10. Исполнять воинскую

обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (по базовой подготовке)

Контекстное обучение (Беседа с выпускниками учебного заведения, отслужившими в рядах ВСРФ)






































ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО
































СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


© 2010-2022