- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ в 8 классе
Рабочая программа по ОБЖ в 8 классе
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кобелева Т.Е. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казЁнное общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_____________/Черкунова Г.Т.
Протокол № 1
от «____» сентября 2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________/ Бухтиярова Н.Н./
«____» сентября 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/Рябцева Е.Д./
Приказ №___
от «____» сентября 2014г
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Кобелева Татьяна Егоровна,
учитель рисования, черчения и ОБЖ
с. Ключи-Булак
2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности 1 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией А.Т.Смирнова (Москва «Просвещение» 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений (Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс Москва «Просвещение» 2011). В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно решить в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»
21 июля 2005 г. В российской Федерации был принят Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании». 30 августа 2005 г. Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки в органы управления образования субъектов РФ было направлено рекомендованное письмо № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (см. Приложения) Данные нормативно правовые акты внесли ряд изменений и уточнений которые нашли отражение в предлагаемой авторской программе.
Настоящая программа представляет собой часть общеобразовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классы).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ безопасности жизнедеятельности, которые определены стандартом. Основная задача обучения учащихся 8 класса освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера; воспитание ответственности за личную безопасность; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; воспитание личности безопасного типа.
. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе направлен на достижение следующих целей:
* безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
* понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
*воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной так и общественной собственности ; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
*развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психических качеств. для
*освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанности граждан по защите государства;
*формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целее обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Данная рабочая программа в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения программа реализуется в объеме 35 часов в год ( 1 часа в неделю).
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных предметов С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков под редакцией А.Т.Смирнова М. «Дрофа» 2007г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
-
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
-
организацию и защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации
-
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Должны уметь:
-
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; -
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуаций;
-
соблюдать правила дорожного движения в качестве пассажира, пешехода и водителя транспортного средства (мопеда, велосипеда).
-
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов за учебный год.
Учебно-тематический план
№ раздела и темы
Наименование раздела, темы и урока
Количество часов
Раздел
Тема
Практические занятия
Контрольные работы
I
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
11
1
Пожарная безопасность
3
2
Безопасность на дорогах
3
3
Безопасность на водоемах
3
4
Экологическая безопасность
2
II
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
12
2
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
9
6
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
III
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
12
1
7
Основы здорового образа жизни
8
8
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
4
Всего часов
35
4
3
Содержание по предмету
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
1.Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
2.Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
3.Безопасность на водоемах.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
4.Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
6.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
7.Основы здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
8.Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Список литературы
В.М. Евлахов Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы М.:Дрофа, 2006г;
А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; А.Т.Смирнов « Основы безопасности жизнедеятельности» сборник заданий для проведения экзамена в 9классе. М «Просвещение», 2006г.
С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.И.Латчук, В.В.Марков учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» М Дрофа, 2007г.
А.Т.Смирнов Программы общеобразовательных учреждений, 1-11классы М «Просвещение» 2008г
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование темы и раздела урока
Дата
план
факт
I раздел. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (9 ч.)
Пожарная безопасность (3ч)
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. Тест.
Безопасность на дорогах (3ч)
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
5
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
6
Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
Безопасность на водоёмах (3ч)
7
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
8
Безопасный отдых у воды.
9
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Тест.
10
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
11
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
II раздел. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч.)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9ч)
12
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
13
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
14
Обеспечение радиационной безопасности населения. Тест.
15
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
16
Обеспечение химической защиты населения. Тест.
17
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
18
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
19
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
20
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях. Контрольная работа.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.)
21
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения.
22
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
23
Контрольная работа
.
lll Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)
Основы здорового образа жизни (8ч)
24
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
25
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
26
Репродуктивное здоровье - основная часть здоровья человека и общества.
27
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления человека и общества.
28
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
29
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
30
Профилактика вредных привычек.
31
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Самостоятельная работа.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч)
32
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение (практические занятия).
33
Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ (практические занятия).
34
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).
35
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия).
Контрольная работа.
8