Здоровье нации через образование

Здоров’я нації через освіту               Проблема збереження здоров’я дитини впродовж навчання у ЗНЗ є стратегічною для держави.  Концепція  збереження  здоров’я  молоді  та  впровадження  здорового  способу  життя  є основним  лейтмотивом  освітньої  політики  в  демократичному  суспільстві;  вона  закладає  підґрунтя  для  формування  фізичних,  психічних,  соціальних  складників  компетентісної  моделі особистості.  З  цієї  позиції  надзвичайно  важливим  є  отримання  об’єктивної  інформац...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Санитария и гигиена

ТЕМА: Продукты питания. Штрих - код.

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать у учащихся понятия о составе продуктов, режиме и гигиене питания, штрих - коде.

Ключевые слова и выражения: Функции питания, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, штриховое кодирование.

Питание - одно из средств сохранения жизни и здоровья человека.

Семь важнейших функций питания:

Первая - энергетическая, то есть снабжение организма энергией. Основной источник энергии в пище - жиры.

Вторая - пластическая, то есть благодаря питанию организм получает нужные вещества для образования новых клеток (белки, мин. в - ва, витамины, жиры и углеводы).

Третья функция - обеспечение организма ферментами и гормонами, которые синтезируются самим организмом из белков и витаминов.

Четвёртая функция - регуляторно - приспособительная. Все пищевые вещества помогают организму приспосабливаться к меняющимся условиям существования.

Пятая функция - защитная. Питание должно обеспечить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды. (Жиры).

Шестая функция - сигнально - мотивационная. Пища должна пробуждать аппетит - главный стимулятор секреторной функции и нормального пищеварения.

Седьмая функция питания - экологическая. Пища не должна быть источником вредных веществ.

С продуктами питания наш организм получает необходимые белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, воду и соли. Идёт постоянный, прекращающийся только со смертью, обмен между организмом человека и окружающей средой.

Жиры. Составляют 10 - 20% массы тела. Они участвуют в терморегуляции организма, служат механической защитой жизненно важных органов от смещения и ушибов, защищают кожу от высыхания и отёчности. Нарушение жирового обмена приводит к ожирению, возникновению атеросклероза, гипертонии, гормональным нарушениям и сахарному диабету.

Белки. Около 50% массы клетки приходится на белки. Они выполняют важные функции для организма: сокращение мышц, транспортировка кислорода гемоглобином, защита. Нарушение белкового обмена приводит к тяжёлым последствиям: дистрофии, приостановке роста, физического и умственного развития.

Углеводы. Основной источник энергии для организма. Нарушение углеводного обмена приводит к сахарному диабету, образованию холестерина, который способствует развитию атеросклероза.

Витамины. Витамин А важен для роста организма, полезен для зрения. Витамины комплекса В способствуют лучшему функционированию нервной системы, улучшают состояние кожи и укрепляют волосы. Витамин С укрепляет иммунную защиту организма, предотвращает мышечную слабость, защищает организм от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора, делает кости прочными.

Минеральные соли и микроэлементы поддерживают постоянство внутренней среды организма. Кальций входит в состав молекул тканей костей и зубов. Фосфор необходим клеткам мозга. Железо входит в состав гемоглобина, участвует в переносе кислорода. Калий необходим для нормального функционирования нервной системы, работы мышц.

Чтобы сохранить физическое здоровье, нужно соблюдать режим питания. Школьникам следует принимать пищу 4 - 5 раз в сутки.

При приготовлении пищи и её употреблении необходимо обращать внимание на качество продуктов питания. У каждого продукта существует срок годности.

С 1 января 1997 года в Украине введено штриховое кодирование товаров. У каждого жителя страны должна быть табличка кодов, чтобы покупать качественный товар, а не подделку. Украине присвоен штрих - код 482. штрихи заключают в себе информацию о весе, сорте продукции, её производителе и т.д.

Домашнее задание.

  • Приведите пример собственного «меню».

  • Составьте памятку «Правильное питание» или «Режим питания».


Санитария и гигиена

ТЕМА: Вредные привычки. Опасность курения.

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать понятие о вредных привычках: курении, его последствиях, методах отказа от него.

Ключевые слова и выражения: Никотиновое отравление.

Курение - очень распространённая вредная привычка. Она наносит непоправимый вред организму, особенно органам дыхания и нервной системе.

Основным действующим началом табака является никотин. Содержание никотина в листьях табака колеблется от 1 до 1,5%, однако в некоторых сортах достигает 6 - 8%.

Никотин - это чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно - сосудистую системы.

Курение - сухая термическая перегонка табака (и бумаги) под воздействием высокой температуры, которая на горящем конце папиросы или трубки достигает 300ºС.

В чём проявляется никотиновое отравление? Это слюнотечение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость.

Самое опасное в никотине - привыкание к нему, когда организм начинает его требовать и, получив отказ, нервничает, плохо себя чувствует.

Почему начинают курить? Причины самые разнообразные: утверждение своего «Я», влияние друзей, знакомых, родных, рекламы, стремление казаться взрослым или понравиться кому - то.

Одна сигарета сокращает продолжительность жизни курильщика на 5,5 минут.

Такую цифру называют японские медики.

Главная причина роста числа курильщиков в том, что табак искусно рекламируется.

Курение - основная причина слепоты, считают австралийские медики.

Сегодня курение стало одной из основных причин преждевременной смерти во всём мире. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Выкуривание пачки сигарет в день равносильно ежегодному употреблению кофейной чашки никотина.

В табачном дыму более 1,5 тысяч вредных ингредиентов, которые оказывают постоянное негативное воздействие на здоровье человека. Табакокурение является одной из причин возникновения раковых заболеваний. В странах Европейского союза каждый год от курения умирают полмиллиона человек.

Табачный дым вреден и для находящихся рядом с курильщиком людей, особенно детей. Частички табачного дыма оседают в бронхах и лёгких, раздражают слизистые оболочки глаз, ротовой и носовой полости, вызывая воспаление и снижение их защитных свойств.

Еженедельно неосторожность при курении уносит человеческие жизни.

Каждая выкуренная сигарета - это токсичный удар по стенкам кровеносных сосудов! Сотни тысяч кровеносных сосудов после каждой выкуренной сигареты спазмируются, на 40 - 50 минут выключаются из кровообращения!

Любопытный факт. К табаку человек привыкает быстрее, чем к любому другому наркотику.

Домашнее задание.

  • Что вы ответите товарищам, предложившим вам покурить?

  • Составьте алгоритм действий, направленных на отказ от курения.





Правила дорожного движения для велосипедистов

ТЕМА: Велосипед и велосипедист. Конструктивная безопасность велосипеда.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о конструкции велосипеда и её элементах, влияющих на безопасность велосипедиста.

Ключевые слова и выражения: Конструкция велосипеда, типы велосипедов.

Велосипед пользуется заслуженной любовью всех граждан нашей страны. Велосипедистов можно встретить повсюду: на улицах городов, сёл и посёлков, на шоссе, просёлочных дорогах и лесных тропах. Люди разного возраста и профессий по достоинству оценили этого «стального друга».

Немного истории. Первый в мире велосипед построил русский крепостной крестьянин, житель уральского села Верхотурье Артамонов. На этой удивительной по тем временам машине он в 1801 году приехал в Москву и вернулся обратно на Урал. Путь в оба конца составил 5 тыс. км. Более чем на полвека уральский механик опередил техническую мысль того времени. Только в 1855 году во Франции был построен педальный двухколёсный велосипед с огромным передним колесом и рулём.

Промышленность выпускает различные типы велосипедов. Самые распространённые из них - дорожные. У них длинная рама, выгнутая передняя вилка, мягкое пружинистое седло и широкие шины. Во втулке заднего колеса имеется ножной тормоз. Для мальчиков и девочек выпускаются велосипеды , которые отличаются от машин взрослых размерами.

Для спортсменов изготовляются специальные гоночные машины, предназначенные для соревнований на шоссе и треке. Они прочные, быстроходные и вдвое легче обычных.

Езде на велосипеде надо учиться на ровной площадке и в стороне от уличного движения, лучше вдвоём, по очереди поддерживая друг друга.

Очень важно самостоятельно садиться на велосипед и спешиваться. При езде не следует держаться слишком сильно за руль, а смотреть метров на 5 - 6 вперёд, но не на колесо. Педали надо вращать равномерно, без рывков.

Рекомендовано движение велосипедиста только в светлое время суток при условии хорошей видимости и наличии сухого дорожного покрытия.

Кроме Правил дорожного движения, касающихся водителей и пешеходов, предусматриваются особые требования к водителям велосипедов.

  1. Двигаться по проезжей части на велосипедах разрешается только с 14- летнего возраста.

  2. Велосипеды должны быть оборудованы световозвращателями: впереди - белого цвета, по бокам - оранжевого, сзади - красного. На велосипеде устанавливают звонок - звуковое защитное устройство.

  3. При движении в тёмное время суток на велосипеде необходимо включить фары.

  4. Двигаясь группами, велосипедисты должны ехать один за другим.

  5. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов с интервалом между ними 80 - 100 метров.

  6. Велосипедисты могут перевозить лишь те грузы, которые не мешают управлять транспортным средством.

  7. Правила дорожного движения обязывают велосипедисту двигаться только прямо или направо.

  8. Водителям велосипедов запрещается:

  • управлять велосипедом с неисправными тормозами и звуковым сигналом, а тёмное время суток - без освещения;

  • двигаться по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка;

  • двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, кроме маленьких детей под присмотром взрослых;

  • во время движения держаться за другие транспортные средства;

  • ездить, не держась за руль, и снимать ноги с педалей;

  • перевозить пассажиров;

  • выполнять поворот налево.

Водители велосипедов должны знать дорожные знаки.

Если велосипедист попал в ДТП или стал свидетелем, нужно:

  • не паниковать;

  • выяснить причины и степень повреждения;

  • попытаться оказать само - и взаимопомощь;

  • попытаться сообщить о себе в ГАИ (самому или с помощью свидетелей);

  • найти способ вызвать «скорую помощь».

Домашнее задание.

Подумайте! - Назовите элементы конструкции вашего велосипеда, влияющие на вашу безопасность. Как проверить их исправность?






© 2010-2022